Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 20:19, реферат
Тема данного реферата – «Этико-политические идеи Эразма Роттердамского» – пожалуй, является ключевой в понимании северного гуманизма. Исходя из изученной нами литературы, можно заключить, что личность Эразма Роттердамского привлекала и будет привлекать внимание исследователей, хотя бы потому, что из идей Эразма во многом выросло реформационное движение (о влиянии Эразма на Лютера будет упомянуто в тексте реферата).
Введение. Библиография и постановка задачи реферата……………c.3
2. 2. Эразм Роттердамский и его место среди гуманистов……………….c.4
a. Сатирический критицизм, пацифизм, антиформализм и анти-
схоластицизм Эразма………………………….…c. 4
b. Теологические идеи Эразма Роттердамского…..c.9
c. Политическая концепция Эразма……………….c. 11
3. 3. Этико-политические идеи Эразма Роттердамского………………….c.7
4. 4. Выводы………………………………………………………………….c.12
5. 5. Список литературы……………………………………………………..c.13
Утопизм политической концепции Эразма заключается в его вере в то, что сочетанием этих двух моментов в современном ему обществе может быть достигнута внутренняя гармония государственного организма.43[43]
Очевидно, что для Эразма речь шла о том, чтобы гуманистической политикой, законодательством, основанным на принципе человечности, предотвращался распад сложного и согласованного на основе свободной воли государственного организма; чтобы все его части признавали необходимость служения общим интересам государственного целого.44[44]
В государственной теории Эразма особого внимания заслуживают поставленные им важнейшие внешнеполитические проблемы, а также предложенные мыслителем пути их решения, при этом внешнюю и внетреннюю политику у Эразма связывает общая нравственная свобода. Основное значение внешнеполитической концепции Эразма исследователи видят в выдвинутой им идее международного арбитража, которая затем получила широкое распространение.45[45]
Современные исследователи жизни, творчества и философской мысли Эразма Роттердамского сходятся на том, что сегодня очевидна несостоятельность конфессионального перетолкования и тем более присвоения наследия Эразма католическими церковными кругами. Сущность его мировозрения глубоко моральная, этическая.46[46]
Опираясь на многовековой моральный опыт человечества - от античности до его дней - Эразм Роттердамский сформулировал ряд глубоких этических принципов и ценностей, вполне актуальных по сей день.
Едва ли не в фокусе этической доктрины Эразма стоит принцип "ничего сверх меры", сформулированный ещё в античности, но трансформированный применительно к человеку его эпохи. С точки зрения Эразма, только на этом пути и становится возможной действительная свобода в отличие от мнимой свободы удовлетворения различных при хотей. Для реализации этого принципа необходим тяжелый повседневный труд. Не случайно, тема труда становится одной из ведущих не только в моральной доктрине, но и во всей системе мировоззрения Эразма.
Его просветительские идеи базировались на фундаментальной идее, согласно которой врожденные способности человека , сколь бы ни были они глубоки и блестящи, могут быть реализованы только посредством самого тяжелого труда. Именно труд является для Эразма наиболее важным компонентом человеческой личности.47[47]
Итак, идеи северного гуманизма нашли у Эразма Роттердамского наиболее полное выражение в трактовке этических основ человеческой деятельности. С точки зрения Эразма, следовать этичесикм основам человечности означает владеть собственным характером и целеустремленной волей, так чтобы человек во всех сферах личной и общественной и общественной жизни руководствовался не природными стимулами и влечениями, а общими нравственными принципами.48[48]
Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М: Художественная литература, 1976
Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М. Наука, 1978
Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986 С. 5-69
Эразм Роттердамский. Похвала Глупости // БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М: Художественная литература, 1976 С. 119-208
Эразм Роттердамский. Оружие Христианского Воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С.90 - 218
Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218 – 290
1[1] В ходе подготовки к написанию настоящей работы автор реферата ознакомился со следующими произведениями: Эразм Роттердамский. Похвала Глупости // БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М: Художественная литература, 1976 С. 119-208, Он же. Оружие Христианского Воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С.90 – 218, Он же.. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218 – 290
2[2] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М. Наука, 1978
3[3] Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986 С. 5-69
4[4] Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М., Художественная литература, 1976 С. 5-25
5[5] Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм… C.5
6[6] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 8
7[7] Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм… С. 10
8[8] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С.5
9[9] Там же. С.6
10[10] Там же. С.26
11[11] Там же. С.29
12[12] Там же. С.6
13[13] Там же. С.7
14[14] Там же. С.8
15[15] Там же. С.10
16[16] Там же. С.13
17[17] Там же. С. 14
18[18] Там же. С.15
19[19] Там же. С.16
20[20] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 9
21[21] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 17
22[22] Там же. С.19
23[23] Эразм Роттердамский. Похвала Глупости... C. 140
24[24] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С.22
25[25] Эразм Роттердамский. Похвала Глупости... C. 180
26[26] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 24
27[27] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 58
28[28] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 28
29[29] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… С. 63
30[30] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 31
31[31] Там же. C. 67
32[32] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С.37
33[33] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 61
34[34] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина... C. 137
35[35] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 42
36[36] Там же. С. 49
37[37] Там же. С. 54
38[38] Эразм Роттердамский.Диатриба, или рассуждение о свободе воли... C. 229
39[39] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 62-63
40[40] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 76
41[41] Там же. C. 77
42[42] Там же. C. 79
43[43] Там же. C. 86
44[44] Там же. C. 88-89
45[45] Там же. C. 100
46[46] Там же. С. 67
47[47] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 68
48[48] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… С. 111
Информация о работе Этико-политические идеи Эразма Роттердамского