Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:30, реферат
Идеи Моски, Парето и Михельса были во многом сходны и в совокупности составили классическую или, как ее еще называют, макиавеллистскую концепцию элиты. Основные положения данной концепции таковы:
1. Общество всегда делится на привилегированное, творческое, властвующее меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение общества закономерно обусловлено естественной природой человека и общества.
2. Элита обладает особыми психологическими качествами. Принадлежность к ней связана с природными дарованиями и воспитанием.
3. Для элиты характерна групповая сплоченность. Она объединена общностью социального положения, профессионального статуса и элитарным самосознанием, представлением о себе как об особом социальном слое, призванном руководить обществом.
4. Легитимность элиты, то есть более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.
5. Структурное постоянство элиты и ее властных отношений. При смене персонального состава элиты в ходе истории, ее господствующее положение остается неизменным.
6. Смена элит в процессе борьбы за власть. Господствующее положение стремятся занять многие люди, обладающие особыми психологическими и социальными качествами, но никто добровольно не уступает им своего высокого социального положения привилегированного слоя. Поэтому скрытая или явная борьба за это привилегированное положение неизбежна.
Классические
концепции элит.
Первые классические концепции элит возникли
в конце Х1Х-начале ХХ веков.
Итальянский правовед Гаэтано Моска в
двухтомном труде «Основы политической
науки» обосновал идею о том, что, во всех
обществах, начиная с самых среднеразвитых
и едва достигших зачатков цивилизации
и кончая просвещенными и мощными, существует
два класса лиц: класс управляющих и класс
управляемых. Первый всегда более малочисленный,
но осуществляет все политические функции
и монополизирует власть, а второй, более
многочисленный, управляется и регулируется
вторым, кроме того, поставляет ему материальные
средства поддержки, необходимые для жизнеспособности
политического организма.[1] Моска проанализировал также
проблему формирования (рекрутирования)
политической элиты и ее специфических
качеств. Он считал, что важнейшим качеством
формирования политического класса (элиты)
является способность к управлению другими
людьми, т.е. организаторская способность,
а также материальное, моральное и интеллектуальное
превосходство над другими.
По концепции этого известного социолога
политический класс постепенно меняется
и в его динамике существуют две тенденции:
аристократическая и демократическая.
Аристократическая тенденция ярко выражается
в стремлении политического класса стать
наследственным если не юридически, то
фактически. Преобладание этой тенденции
приводит к вырождению элиты и общественному
застою. Демократическая тенденция выражается
в обновлении политического класса за
счет наиболее способных к управлению
и активных низших слоев. Такое обновление
предотвращает дегенерацию элиты и делает
ее способной к эффективному руководству
обществом. Равновесие, говорил Моска,
между аристократической и демократической
тенденциями наиболее желательно для
общества, ибо оно обеспечивает как преемственность
так и стабильность в руководстве государством.
Независимо от Г. Моски теорию политических
элит разрабатывал Вильфредо Парето в
научном труде «О применении социологических
теорий». Он также исходил из того, что
миром во все времена правило и должно
править избранное, наделенное особыми
психологическими и социальными качествами
меньшинство – элиты. Эта элита отличается
от других высокой результативностью
и действует с высокими показателями в
той или иной сфере деятельности. Совокупность
таких индивидов и составляет элиту. Она
делится на правящую, которая прямо или
опосредованно участвует в управлении
и не правящую контрэлиту. Контрэлита
– это люди, обладающие также характерными
для элиты психологическими качествами,
но не имеющими доступа к руководящим
функциям в силу своего социального статуса
и различного рода барьеров. Развитие
общества, как представлял Парето, происходит
посредством периодической смены, циркуляции
элит. Причина такой циркуляции заложена
в том, что правящая элита стремится сохранить
свои привилегии и передать их по наследству
людям с не элитарными качествами. Это
ведет, с одной стороны, к качественному
ухудшению ее состава, с другой, количественному
росту контрэлиты. Последняя, опираясь
на недовольные массы, свергает правящую
элиту и устанавливает собственное господство. [2] В истории таких примеров предостаточно
и как мы видим к власти все равно приходит
элита, но более другого содержания, чем
прежняя.
Вклад Моски и Парето в современную политическую
теорию связан главным образом с определением
структуры власти и сосредоточением внимания
на групповом характере реализации власти
в любой ее форме.
Крупный вклад в развитие теории
политических элит внес Роберт Михельс,
представитель также итальянской школы
социологии. Принцип правления меньшинства
была изложена в его работе «Социология
партийных организаций в современной
демократии». Роберт Михельс исследовал
социальные механизмы, порождающие элитарность
общества. Соглашаясь со своими предшественниками,
он в качестве причин элитарности особо
выделяет организаторские способности,
а также организационные структуры общества,
стимулирующие элитарность и возвышающие
управляющий слой. Михельс сформулировал
так называемый «железный закон олигархических
тенденций». Этот закон иногда называется
«законом Михельса». По данному закону
сама организация общества требует элитарности
и закономерно воспроизводит ее. Создание
крупных организаций неизбежно ведет
к их олигархизации и формированию элиты
вследствие действия целой цепочки взаимосвязанных
факторов. Человеческая цивилизация невозможна
без наличия крупных организаций. Руководство
же ими не может осуществляться всеми
членами организаций. Эффективность таких
организаций требует рационализации функций,
выделения руководящего ядра и аппарата,
которые постепенно, но неизбежно выходят
из-под контроля рядовых членов, отрываются
от них и подчиняют политику собственным
интересам руководства и заботятся в первую
очередь только о сохранении своего привилегированного
положения. Массы же членов организаций
пассивны и проявляют равнодушие к повседневной
деятельности организаций и политике
в целом.[3] В результате даже в демократическом
обществе всегда фактически правит олигархическая,
элитарная группа. Из всего этого Михельс
делал пессимистические выводы относительно
возможностей демократии.
Одним из основоположников
теории политической элиты является
итальянский ученый Гаэтано Моска.
В конце XIX века, т.е. в период формирования
политической науки Г.Моска был среди
тех, кто внес существенный вклад в этот
процесс. В 1885 году он выпустил книгу под
названием «Основы политической науки».
В этой работе, позднее получившей название
«Правящий класс», была изложена политическая
концепция Г.Моска. В соответствии с этой
концепцией, общество всегда делится на
два класса: класс правящих и класс управляемых.
Класс правящих хотя и составляет в любом
обществе меньшинство, выполняет все основные
политические функции, монополизирует
власть, а, следовательно, и те преимущества,
которые она дает. Класс управляемых, составляя
основную массу населения в любой стране,
является, однако, менее организованным
и находится в подчинении у класса правящих,
господство которого может носить как
законный, так и насильственный характер.
Моска еще не использовал термин «элита».
Вместо этого он употреблял термины «правящий
класс» и «политический класс». Сначала
эти термины использовались как синонимы,
в дальнейшем же итальянский ученый видел
в политическом классе часть правящего
класса, чья деятельность целиком связана
с вопросами власти и политики.
Принадлежность к политическому (правящему
классу) у Г.Моски определяется такими
признаками, как богатство, происхождение,
отношение к церковной иерархии, личные
качества, включая военную доблесть и
владение искусством управления. Эти характеристики
были выделены ученым на основе обобщения
исторического опыта. Действительно, есть
многочисленные примеры, указывающие
на то, что успехи на военном поприще могут
стать трамплином для политической карьеры,
более того, открыть дорогу к вершинам
власти. Так было, например, в XIX веке с
Наполеоном, в XX веке с генералом Д.Эйзенхауэром
в США и Ш. де Голем во Франции. Политическая
история России последнего десятилетия
тоже дает образцы успешной политической
карьеры бывших военных – Б.Громова, А.Лебедя
и др.
Во все времена материальное богатство
открывало дорогу к власти, и сегодня также
любые самые свободные и демократические
выборы нельзя выиграть без материальных
ресурсов, особенно денежных. Важную роль
в функционировании правящего класса,
по мнению Моски, играет фактор рождения.
На основе исторического исследования
он сделал вывод о том, что у всех народов
был период, когда правящий класс состоял
из весьма ограниченного числа семей и
носил фактически закрытый характер. Всякое
правящее меньшинство стремилось стать
наследственным если не по формальному
закону, то по существу. Семейные и личные
связи всегда играли важную роль в функционировании
правящей элиты. Семейное воспитание способствует
выработке качеств, необходимых для удержания
власти. Представителям господствующего
меньшинства всегда доступнее хорошее
образование и высокий уровень профессиональной
подготовки.
Однако Г.Моска отнюдь не абсолютизировал
фактор происхождения и не считал, что
представители правящей элиты имеют врожденное
превосходство над представителями средних
и низших слоев общества. В противном случае,
как указывал он, было бы трудно объяснить
тот факт, что из этих слоев нередко выходят
люди, способные благодаря своему уму,
воле и другим личным качествам подняться
к самым вершинам власти, если это позволит
стечение благоприятных обстоятельств.
Выделение в качестве одного из источников
политического господства близости к
церковной иерархии объясняется не только
тем, что Г.Моска был итальянцем, а в Италии
религия и церковь традиционно играли
важную роль в общественной жизни, но и
тем, что опыт многих государств мира свидетельствовал
о большом влиянии религиозного фактора
на политическою жизнь.
Необходимым свойством правящего меньшинства,
по мнению Моски, является его организованность
и умение эффективно осуществлять властные
полномочия над неорганизованным большинством.
В связи с этим проблема эффективного
управления весьма интересовала ученого
и была затронута им в работе «Основы политической
науки». Более подробно этот вопрос рассматривается
им в работе «История политических доктрин»,
где искусство управления определяется
как основная практическая функция политической
науки, а выполнение этой функции возлагается
на политическую элиту общества. Именно
в руках политической элиты, утверждал
Моска, несмотря ни на какие разговоры
о народном представительстве и демократии,
находится власть.
Г.Моска увидел две тенденции, присущие
правящему классу, назвав их аристократической
и демократической. Аристократическая
тенденция проявляется в том, что обладающие
властью слои стремятся закрепить свое
господство и передать власть по наследству,
если не de jure, то de facto. При этом наблюдается,
по выражению Моски, «кристаллизация»
правящего класса, определенная застылость
форм и методов управления, консерватизм.
Обновление правящего слоя происходит
весьма медленно. Демократическая тенденция
наблюдается тогда, когда в обществе происходят
изменения в соотношении политических
сил. Правящий класс пополняется наиболее
способными к управлению и активными представителями
низших слоев общества. Моска выделяет
три способа, с помощью которых правящий
класс закрепляет и обновляет себя: наследование,
выбор и кооптация.
Если правящий слой практически не обновляется,
а в обществе созревают новые мощные политические
силы, то начинается процесс его вытеснения
новым правящим меньшинством. Это происходит
в результате политических революций,
главной функцией которых должна быть
замена неэффективного, выродившегося
правящего класса новым, более жизнеспособным.
В этом пункте взгляды Г.Моски практически
полностью совпадают со взглядами другого
итальянского ученого Вильфредо Парето.
Это совпадение стало предметом дискуссии
между учеными о приоритете их концепций.
Г.Моска обвинил В.Парето в плагиате. По
мнению современных исследователей, речь
идет не о плагиате, а о совпадении выводов,
к которым пришли оба мыслителя самостоятельно.
В отличие от Моски, Парето уже активно
использовал сам термин «элита». В его
понимании элита – это избранная часть
общества, к которой должны приспосабливаться
все отдельные его члены. Принадлежность
к элите обусловливается, прежде всего,
личными биологическими и психологическими
качества человека. В целом, элита, по мнению
В.Парето, характеризуется высокой степенью
самообладания и расчетливостью, умением
видеть слабые и наиболее чувствительные
места в окружающих и использовать их
в своих интересах. Массы же, напротив,
характеризует неспособность справиться
со своими эмоциями и предрассудками.
Для правящей элиты особенно необходимы
два основных качества. Во-первых, умение
убеждать, манипулируя человеческими
эмоциями; во-вторых, умение применять
силу там, где это требуется. Качествами
первого типа обладают люди, которых Парето,
вслед за Макиавелли, называл «лисами».
У них преобладают базовые инстинкты,
названные Парето «искусством комбинаций»,
то есть способность лавировать, находя
всевозможные варианты выхода из складывающихся
ситуаций. Качества второго типа присущи
«львам», то есть людям решительным, твердым,
даже жестоким, не останавливающимся перед
применением насилия. В разные исторические
эпохи востребованы правящие элиты различного
типа. Если элита не соответствует требованиям
времени, то она неизбежно терпит крушение,
поэтому историю В.Парето называл «кладбищем
аристократии».
Механизм смены элит у Парето весьма схож
с тем, который описал Моска. Выглядит
он следующим образом: между элитой и массой
происходит постоянная циркуляция – лучшие
представители массы пополняют ряды элиты,
а та часть элиты, которая утратила необходимые
качества, покидает ее ряды. Если процесс
циркуляции не происходит, элита постепенно
вырождается. Чем хуже качественный состав
элиты, тем ниже результативность ее управленческой
деятельности, вследствие чего обостряются
экономические, социальные и политические
проблемы общества. Поскольку элита закрыта,
то те индивиды, которые по своим качествам
должны входить в ее состав, не имеют такой
возможности. Как следствие, они объединяются
в оппозиционную контрэлиту, заявляющую
свои претензии на место во властных структурах.
Используя недовольство народа политикой
существующей власти, контрэлита привлекает
его на свою сторону. Для мобилизации масс
на борьбу с правящей элитой контрэлита
опирается на вырабатываемые ею идеологические
доктрины. На определенном этапе, в ситуации
общественного кризиса она свергает правящую
элиту и на волне народного возмущения
приходит к власти. Однако в дальнейшем,
по мнению Парето, все неизбежно повторяется.
Новая правящая элита постепенно приобретает
все более закрытый характер и, в конечном
счете, вновь возникает революционная
ситуация со всеми вышеописанными последствиями.
Третьим итальянским социологом, внесшим
существенный вклад в разработку теории
элит на рубеже XIX и XX веков, стал Роберт
Михельс. Он был сторонником марксистских
социалистических идей и первоначально
верил в конечное торжество идеалов всеобщего
равенства и социальной справедливости.
Стремясь помочь социалистическому движению
в Италии, он предпринял попытку изучения
опыта самой авторитетной в то время из
марксистских партий – социал-демократической
партии Германии. Выводы, которые сделал
Михельс на основе проделанного анализа,
полностью противоречили его первоначальным
представлениям. Партия, декларировавшая
свой демократический характер и провозглашавшая
идеалы социального равенства и справедливости,
воспроизводила неравенство в собственных
рядах. Партийное руководство все более
отчуждается от основной массы членов
партии и старается сохранить и закрепить
свое привилегированное положение.
В итоге Михельс делает вывод о существовании
«железного закона олигархии». Его суть
сводится к следующему: в силу закона разделения
труда в больших организациях (без которых
современное общество невозможно), всегда
выделяется слой управляющих. Данный слой
составляет меньшинство, но получает доступ
в большей части ресурсов. В деятельности
слоя управляющих проявляется тенденция
к тому, чтобы использовать эти ресурсы
в своих собственных интересах при ослаблении
контроля со стороны большинства. Это
удается сделать, поскольку масса населения
в большинстве случаев пассивна и инертна,
к тому же не обладает необходимыми для
управленческой деятельности качествами.
Постепенно господствующее меньшинство
превращается в замкнутую олигархическую
группу, стремящуюся сделать свое привилегированное
положение наследственным, укрепляя и
защищая его всеми возможными способами.
Михельс считал, что открытый им закон
носит универсальный характер и все рассуждения
о равенстве не имеют под собой оснований.
Демократический идеал в принципе недостижим
и следует принять неизбежность господства
элитарного большинства.
Идеи Моски, Парето и Михельса были во
многом сходны и в совокупности составили
классическую или, как ее еще называют,
макиавеллистскую концепцию элиты. Основные
положения данной концепции таковы:
1. Общество всегда делится на привилегированное,
творческое, властвующее меньшинство
и пассивное, нетворческое большинство.
Такое разделение общества закономерно
обусловлено естественной природой человека
и общества.
2. Элита обладает особыми психологическими
качествами. Принадлежность к ней связана
с природными дарованиями и воспитанием.
3. Для элиты характерна групповая сплоченность.
Она объединена общностью социального
положения, профессионального статуса
и элитарным самосознанием, представлением
о себе как об особом социальном слое,
призванном руководить обществом.
4. Легитимность элиты, то есть более или
менее широкое признание массами ее права
на политическое руководство.
5. Структурное постоянство элиты и ее
властных отношений. При смене персонального
состава элиты в ходе истории, ее господствующее
положение остается неизменным.
6. Смена элит в процессе борьбы за власть.
Господствующее положение стремятся занять
многие люди, обладающие особыми психологическими
и социальными качествами, но никто добровольно
не уступает им своего высокого социального
положения привилегированного слоя. Поэтому
скрытая или явная борьба за это привилегированное
положение неизбежна.
Основные направления
современных элитарных теорий.
Концепции элит Моски, Парето и Михельса
дали толчок широким теоретическим, а
впоследствии (преимущественно после
второй мировой войны) и эмпирическим
исследованиям групп, руководящих государством
или претендующих на это. Современные
теории элит разнообразны. Исторически
первой группой теорий, не утративших
современной значимости, являются уже
вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской
школы (Моска, Парето, Михельс и др.).
Их объединяют следующие идеи:
1. Особые качества элиты, связанные с природными
дарованиями и воспитанием и проявляющиеся
в ее способности к управлению или хотя
бы к борьбе за власть.
2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность
группы, объединяемой не только общностью
профессионального статуса, социального
положения и интересов, но и элитарным
самосознанием, восприятием себя особым
слоем, призванным руководить обществом.
3. Признание элитарности любого общества,
его неизбежного разделения на привилегированное
властвующее творческое меньшинство и
пассивное, нетворческое большинство.
Такое разделение закономерно вытекает
из естественной природы человека и общества.
Хотя персональный состав элиты изменяется,
ее господствующие отношения к массам
в своей основе неизменны. Так, например,
в ходе истории сменялись вожди племен,
монархи, бояре и дворяне, народные комиссары
и партийные секретари, министры и президенты,
но отношения господства и подчинения
между ними и простым людом сохранялись
всегда.
4. Формирование и смена элит в ходе борьбы
за власть. Господствующее привилегированное
положение стремятся занять многие люди,
обладающие высокими психологическими
и социальными качествами. Однако никто
не хочет добровольно уступать им свои
посты и положение.
5. В общем конструктивная, руководящая
и господствующая роль элиты в обществе.
Она выполняет необходимую для социальной
системы функцию управления, хотя и не
всегда эффективно. Стремясь сохранить
и передать по наследству свое привилегированное
положение, элита имеет тенденцию к вырождению,
утрате своих выдающихся качеств.[5]
Макиавеллистские теории элит подвергаются
критике за преувеличение значения психологических
факторов, антидемократизм и недооценку
способностей и активности масс, недостаточный
учет эволюции общества и современных
реальностей государств «всеобщего благоденствия»,
циничное отношение к борьбе за власть.
Такая критика во многом не лишена оснований.
Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории
элиты (Н. Бердяев, Х.Ортега-и-Гассет).
Они, как и макиавеллистские концепции,
считают элиту главной конструктивной
силой общества, однако смягчают свою
позицию по отношению к демократии, стремятся
приспособить элитарную теорию к реальной
жизни современных государств. Многообразные
ценностные концепции элит существенно
различаются по степени защиты аристократизма,
отношению к массам, демократии и т.д. Однако
они имеют и ряд следующих общих установок:
1. Принадлежность к элите определяется
обладанием высокими способностями и
показателями в наиболее важных для всего
общества сферах деятельности. Элита —
наиболее ценный элемент социальной системы,
ориентированный на удовлетворение ее
важнейших потребностей. В ходе развития
у общества отмирают многие старые и возникают
новые потребности, функции и ценностные
ориентации. Это приводит к постепенному
вытеснению носителей наиболее важных
для своего времени качеств новыми людьми,
отвечающими современным требованиям.
Так в ходе истории произошла смена аристократии,
воплощающей нравственные качества и
прежде всего честь, образованность и
культуру, предпринимателями, в хозяйственной
инициативе которых нуждалось общество.
Последние же, в свою очередь, сменяются
менеджерами и интеллектуалами — носителями
столь важных для современного общества
знаний и управленческой компетентности.
2. Элита относительно сплочена на здоровой
основе выполняемых ею руководящих функций.
Это — не объединение людей, стремящихся
реализовать свои эгоистические групповые
интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся
прежде всего об общем благе.
3. Взаимоотношения между элитой и массой
имеют не столько характер политического
или социального господства, сколько руководства,
предполагающего управленческое воздействие,
основанное на согласии и добровольном
послушании управляемых и авторитете
власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется
руководству старших, более знающих и
компетентных по отношению к младшим,
менее осведомленным и опытным. Она отвечает
интересам всех граждан.
4. Формирование элиты — не столько результат
ожесточенной борьбы за власть, сколько
следствие естественного отбора обществом
наиболее ценных представителей. Поэтому
общество должно стремиться совершенствовать
механизмы такой селекции, вести поиск
рациональной, наиболее результативной
элиты во всех социальных слоях.
5. Элитарность — условие эффективного
функционирования любого общества. Она
основана на естественном разделении
управленческого и исполнительского труда,
закономерно вытекает из равенства возможностей
и не противоречит демократии. Социальное
равенство должно пониматься как равенство
жизненных шансов, а не равенство результатов,
социального статуса. Поскольку люди не
равны физически, интеллектуально, по
своей жизненной энергии и активности,
то для демократического государства
важно обеспечить им примерно одинаковые
стартовые условия. На финиш же они придут
в разное время и с разными результатами.
Неизбежно появятся социальные «чемпионы»
и аутсайдеры.
Ценностные представления о роли элиты
в обществе преобладают у современных неоконсерваторов,
утверждающих, что элитарность необходима
для демократии. Но сама элита должна служить
нравственным примером для других граждан
и внушать к себе уважение, подтверждаемое
на свободных выборах.
Следующей современной теорией элит является
концепция демократического
элитизма. Суть теории – понимание
демократии как конкуренции между потенциальными
руководителями за доверие и голоса избирателей.
Данная теория рассматривает руководящий
слой не только как группу, обладающую
необходимыми для управления качествами,
но и как защитницу демократических ценностей.
К данной теории близко стоит концепция
множественности, плюрализма элит.
Суммарно основные черты этой концепции
можно выделить так: отрицание элиты как
единой, привилегированной, относительно
сплоченной группы. Существует множество
элит и влияние каждой из них ограничено
специфической для нее областью деятельности.
Ни одна из них не способна доминировать
во всех областях жизни; плюрализм элит
определяется сложным общественным разделением
труда, многообразием социальной структуры,
каждая группа выделяет собственную элиту,
которая выражает и защищает ее интересы;
с помощью разнообразных демократических
механизмов можно ограничить или вообще
удержать элиты под влиянием масс; существует
конкуренция элит и она делает возможной
подотчетность элит массам, предотвращает
складывание единой господствующей элитарной
группы; различия между элитой и массой
относительны, условны и часто достаточно
размыты. Главный субъект политической
жизни - не элиты, а группы интересов. Различия
между элитой и массой основаны главным
образом на неодинаковой заинтересованности
в принятии решений.
Антиподом плюралистического элитизма
выступают леволиберальные
теории элиты. Леволиберальный элитизм,
разделяя некоторые положения макиавеллистской
школы, имеет и специфические, отличительные
черты:
1. Главный элитообразующий признак — не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Властвующая элита, пишет Миллс, «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия <...> Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества <...> Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются» . Именно занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах обеспечивает власть и тем самым конституирует элиту. Такое понимание элиты отличает леволиберальные концепции от макиавеллистских и других теорий, выводящих элитарность из особых качеств людей.
2. Групповая
сплоченность и разнообразие
состава властвующей элиты,
Сплачивающим
фактором властвующей элиты является
не только общая заинтересованность
составляющих ее групп в сохранении
своего привилегированного положения
и обеспечивающего его
Внутри
правящей элиты существуют сложные
иерархические отношения. Хотя Миллс
остро критикует господствующую
элиту США, раскрывает связь политиков
с крупными собственниками, он все
же не сторонник марксистского
3. Глубокое
различие между элитой и
4. Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция.
5. Первейшая
функция властвующей элиты в
обществе — обеспечение своего
собственного господства. Именно
этой функции подчинено
Сторонники
леволиберальной теории элиты обычно
отрицают прямую связь экономической
элиты с политическими
В учении В.И. Ленина была разработана
специфическая концепция
Типология и системы
рекрутирования элит
В современной политологии выделяются
следующие классификации элит по типам
на основании тех или иных критериев:
1) В зависимости от источников влияния
и авторитета элиты подразделяются на:
а) наследственные, т.е. получившие свой
статус по наследству (например, рыцарство
или дворянская аристократия);
б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет
обладания ценными для общества
качествами (образование, авторитет, высокая
нравственность);
в) властные - за счет обладания властью;
г) функциональные - в зависимости от профессии,
выполняющей определенную функцию в обществе.
2) По отношению к государственной власти:
а) властная, в которую входят все те, кто
обладает властью, т.е. "партия власти";
б) оппозиционная - т.е. элитные группы,
отстраненные от власти и стремящиеся
к ней вернуться.
3) По характеру отношений с обществом:
а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых
разных слоев своего общества;
б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых
членов из состава собственной группы
или слоя (например, дворянство);
4) По отношению к тому или иному уровню
управления:
а) высшая - государственные руководители,
непосредственно участвующие в принятии
важных политических решений;
б) средняя - члены общества, обладающие высоким статусом,
элитной профессией или образованием (в среднем около 5 % населения
любой страны);
в) маргинальная - лица, обладающие высокими показателями
лишь по одному или двум из вышеназванных
признаков: например, качественное образование
без высокого дохода (положение значительной части
современной российской интеллигенции),
или высокий доход без
престижной должности или образования (многие из числа т.н. "новых
русских");
5) По стилю управления и характеру отношений
с обществом:
а) демократическая - выражающая мнения
и интересы большинства, допускающая участие
широких масс в управлении;
б) авторитарная - навязывающая большинству
свою волю и не допускающая членов общества
к осуществлению управления;
в) либеральная - учитывающая мнения
управляемых и допускающая их к участию
в обсуждении принимаемых решений;.
6) По роду деятельности:
а) политическая элита – т.е. те, кто непосредственно
принимает политические решения (первые лица государства) и способен эффективно
воздействовать на политику в своих интересах (участвующие в политике ведущие
бизнесмены, лоббисты и др.);
б) экономическая – крупные собственники,
владельцы монополий, директора и управляющие
крупнейшими частными компаниями;
в) бюрократическая – чиновники высшего
и среднего уровня аппарата государственной
власти;
г) идеологическая – ведущие деятели
науки и культуры, представители духовенства
и журналисты, оказывающие значительное
влияние на общественное мнение.