Коммунизм как идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

Крах застойного социализма, сначала экономический, а затем пропагандистский и политический вовсе не означает, краха коммунизма как идеологии. Идея социальной справедливости слишком уж привлекательна для умов человечества, чтобы кому-то удалось ее вытравить из мирового общественного сознания. Никто и ничто не сможет это сделать. Ни западная пропаганда, ни ошибки первых шагов построения социалистического общества в Советском Союзе. Ни жестокость политической системы, организованной Сталиным. Ни политическая цензура брежневского периода, подавляющая всякое инакомыслие, ни экономические провалы изжившего себя застойного хозяйственного механизма СССР 60-х – 80-х годов.

Содержание работы

С.
Введение 3
1 Коммунистическое общество 5
2. Идеология 7
3. Коммунизм как идеология 9
4. Идеологический аппарат и результаты его деятельности 13
Заключение 17

Файлы: 1 файл

Идеология коммунизма Урал.академия 2013.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема идейного содержания коммунистического учения, истоков  и значения русского коммунизма не теряет своей важности. Вероятно, поэтому  многие исследователи не раз обращались к вопросу о русском коммунизме.

Коммунизм – это не формация, не общественный строй, как  утверждал малограмотный и трескучий  Н. Хрущев, который если что-то и читал  из Маркса, то понимал это весьма своеобразно1.  Коммунизм – это идеология. Главная, центральная и единственная идея коммунизма – идея социальной справедливости. Подчеркнем – единственная, неизменяемая с развитием общества идея. А вот, что такое справедливость, и как на практике построить общество, в котором бы выполнялись принципы социальной справедливости, – это уже разные цвета и оттенки коммунизма и как теории, и как практики.

Крах застойного социализма, сначала экономический, а затем  пропагандистский и политический вовсе  не означает, краха  коммунизма  как  идеологии. Идея социальной справедливости слишком уж привлекательна для умов человечества, чтобы кому-то удалось ее вытравить из мирового общественного сознания. Никто и ничто не сможет это сделать. Ни западная пропаганда, ни ошибки первых шагов построения социалистического общества в Советском Союзе. Ни жестокость политической системы, организованной Сталиным. Ни политическая цензура брежневского периода, подавляющая всякое инакомыслие, ни экономические провалы изжившего себя застойного хозяйственного механизма СССР 60-х – 80-х годов.

Вышеизложенное является подтверждением актуальности выбранной  темы, теоретической и практической значимости предмета ее исследования.

Работа состоит из введения, заключения, списка источников использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Коммунистическое общество

 

 По мнению А.А.Зиновьева, коммунистическое общество - это такое общество, в котором основополагающими законами действий и поступков людей являются коммунальные законы2.

 Коммунальные законы  суть определенные правила поведения (действия, поступков) людей по отношению друг к другу. Основу для них образует стремление людей и групп людей к самосохранению и улучшению условий своего существования в ситуации социального бытия. Примеры таких правил: меньше дать и больше взять, меньше риска и больше выгоды, меньше ответственности и больше почета, меньше зависимости от других, больше зависимости других от тебя.

 Коммунистическое  общество состоит из отдельных  коммунальных индивидов. Они могут  быть совершенно разными по  своим размерам. Простейший коммунальный (социальный) индивид есть отдельный человек. Основной его принцип: не действовать во вред себе, препятствовать другим индивидам действовать во вред ему, избегать ухудшения условий своего существования, отдавать предпочтение лучшим условиям существования. Будучи обращен на коммунальную среду, упомянутый принцип принимает такой вид: индивид стремится сохранить и укрепить (улучшить) свою социальную позицию, во всяком случае - препятствовать ее ухудшению. Совершенно очевидно, что наш индивид может реализовать свой принцип одним-единственным способом, а именно - за счет других индивидов.

 Такое описание  дает Зиновьев отдельному человеку  в коммунистическом обществе. Но  общество состоит не из отдельных  простейших индивидов. Они объединяются во все более и более усложняющиеся в процессе укрупнения коммунальные индивиды.

 Два или более  человека образуют целостный  коммунальный индивид, если выполняются  следующие условия: 1) это множество  людей относится к окружающему  как единое целое, 2) в нем происходит разделение функций тела и управляющего органа, 3) происходит разделение функций среди управляемых индивидов. Еще более сложные коммунальные индивиды образуются уже не из отдельных людей, а из групп людей, которые сами суть отдельные индивиды.

 Коммунизм, по мнению Н.А.Бердяева, вырастает из отношений, которые называются коммунальными. Естественно, что в крупных коммунальных индивидах между людьми возникают отношения различного рода3.

 Основные коммунальные  отношения индивидов суть отношения  индивида к группе, членом которой он является, отношения группы к индивиду, отношения между индивидами внутри группы. Производные коммунальные отношения суть, например, отношения индивида к другим индивидам вне группы, индивида к обществу в целом и общества к нему.

 Коммунальные отношения  внутри группы разделяются на  отношения субординации и координации.  Отношения субординации суть  отношения начальствования и  подчинения. Они выражают результат  разделения функций управляющего  органа и управляемого тела.

 Отношения соподчинения регулируются такими принципами: стремление ослабить социальную позицию другого индивида; не допустить усиления, если ослабить нельзя; свести усиление к минимуму, если нельзя помешать усилению. Индивид стремится к максимальной независимости от всех других индивидов и стремится максимально подчинить, по крайней мере, одного - другого индивида. Индивид стремится переложить на других неприятные дела, которые должен делать сам. Индивид имеет возможность безнаказанно причинить другому зло и, если ему это нужно, он его причиняет. Перечень таких принципов можно продолжить.

 Внегрупповые коммунальные  отношения индивидов строятся  по принципу переноса на них  правил внутригрупповых отношений.

 Для отношений коммунальности  характерна не конкуренция независимых индивидов, а взаимное связывание и стремление как-то его ослабить и преодолеть.

 В своей книге  А.А.Зиновьев рассматривает "чистое, идеализированное коммунистическое  общество без конкретной географической  привязки. Однако наиболее доступным  для нашего понимания является то общество, которое существовало в СССР и России. В данных условиях одним из наиболее характерных строений коммунального индивида является схема человек - группа - отдел - НИИ.

 Таким образом,  коммунистическим можно считать  общество, состоящее из коммунальных индивидов, действующих на основании коммунальных законов, и между которыми складываются коммунальные отношения.

2. Идеология

 

 Существенные особенности  политики создают особый тип  ее духовного освоения, способный, во-первых, выражать интересы субъекта политики; во-вторых, отражать проблемы социальной целостности, управления обществом, государством, ведь именно они являются объектом политической активности; в-третьих, иметь систематизированную, теоретическую форму.

 Именно такие черты приносит в политическое сознание идеология. Любой субъект политики нуждается в идеологии средстве духовного сплочения и руководства, которое направляет поведение людей в сфере политических отношений, формирует волю, стремление к политическому действию, мобилизует их активность.

 С полным основанием  можно назвать идеологию "векторным"  направляющим мышлением, приводящим  политическое действие в соответствие  с определенными интересами. Благодаря  идеологии политика может, пусть  не целиком, но все же в  существенной мере "делаться из головы", т.е. осуществляется от имени и во исполнение теоретически формируемых принципов. В идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.

 В мировой политологии  существуют не только убеждения в том, что "так как политика предполагает следование определенной линии поведения, то есть какой-либо взаимосвязанной последовательности проектов действий, значит нет политики без идеологии", но и весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым и неверифицируемым знанием, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания присутствием человеческих интересов и предпочтений4.

 В работах классиков  марксизма в зависимости от контекста данный термин используется по крайней мере в трех значениях:

1) ложного, извращенного  сознания,

2) всей совокупности  сознания определенного класса,

3) вида теоретического  сознания.

 Чаше всего в  политической литературе идеологию  характеризуют именно как систему ценностей и предпочтений (Д.Истон, М.Дюжерве, В.Конноли, П.А. Шомбар де Лов).

 Текучесть идеологических  понятий, их зависимость от  социальных интересов и предпочтений  образует ощутимый налет субъективизма.  Наиболее радикально и негативно на этот счет высказался известный французский политолог и философ Бернар Анри Леви: " Идеология - это неузнанная ложь".

 В теоретической  форме идеология преодолевает  неизбежную противоречивость социальной  действительности, сводя многообразие  всех проблем и аспектов бытия социальной группы в целостную программу, систему поведения, направленную на реализацию ее коренных интересов, разрешение важнейших задач ее исторического движения.

3. Коммунизм как идеология

 

   Коммунизм, как  идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда – коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Научность коммунистической идеологии  тесно  связана с её революционной  партийностью. В противоположность  идеологии  буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под  маской объективизма, коммунизм открыто  провозглашает  свою партийность. Эта его особенность  не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей  общественного процесса. Научная  идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая  устремления и чаяния широких  народных масс, коммунистическая идеология  является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов  справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Определение коммунизма может быть сведено к тезису  «Коммунистического Манифеста» Маркса и Энгельса, в  котором подчеркнут социально-экономический  принцип: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение  частной собственности». Следовательно, существует сходство капитализма и коммунизма как своеобразной «монополистической формы капитализма», по выражению Шафаревича5. Но известно, что эта «схожесть» ложная, принимая во внимание другие, не экономические аспекты коммунизма. 

В основе социалистического государства (то есть придерживающееся коммунистического строя, дословно - «строящее коммунизм» находится партия, которая не укладывается в собственно политологическое определение «выразителя интересов отдельного класса». Статья Малого философского словаря приводит такое положение: социализм- «этап на пути к коммунизму». Или коммунизм-итог социалистического развития; в данном случае подобные отличия не принципиальны. Для социалистического государства характерно стремление распространить социализм на другие страны, что не имеет экономической основы и, скорее всего, вредно политически. Ненависть социалистических государств к религии никак не может быть объяснена политическими или экономическими причинами. Приведенные особенности социалистического государства указывают не на экономическую, а на идеологическую природу коммунизма. Коммунизм и есть идеология, что предопределено всей философией Маркса. Словами Н. А. Бердяева, это учение об экономическом материализме, с одной стороны,  и о «грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики» - с другой6. Если в капиталистическом обществе человек целиком детерминирован экономикой, то «в будущем может быть иначе, человек может быть освобожден от рабства». Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как  закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной  деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно исторически  с необходимостью наступающую вслед  за капитализмом. Важной сущностной характеристикой  коммунизма является исчезновение государства  и государственной власти. Идеалом  коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально  равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и  буржуазии, бедных и богатых.

Особенностью  идеологии  социал-демократов является  реформизм, обоснование возможности эволюционного  перехода от капитализма к социализму мирными путями, без революционных  взрывов общества, посредством постепенного врастания социалистических отношений в капиталистические. Основу экономической демократии они видят в общественной собственности, но в рамках смешанной экономики, выступая за политику регулирования и перераспределения доходов через эффективные механизмы рыночной экономики.

Информация о работе Коммунизм как идеология