Коммунизм как идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

Крах застойного социализма, сначала экономический, а затем пропагандистский и политический вовсе не означает, краха коммунизма как идеологии. Идея социальной справедливости слишком уж привлекательна для умов человечества, чтобы кому-то удалось ее вытравить из мирового общественного сознания. Никто и ничто не сможет это сделать. Ни западная пропаганда, ни ошибки первых шагов построения социалистического общества в Советском Союзе. Ни жестокость политической системы, организованной Сталиным. Ни политическая цензура брежневского периода, подавляющая всякое инакомыслие, ни экономические провалы изжившего себя застойного хозяйственного механизма СССР 60-х – 80-х годов.

Содержание работы

С.
Введение 3
1 Коммунистическое общество 5
2. Идеология 7
3. Коммунизм как идеология 9
4. Идеологический аппарат и результаты его деятельности 13
Заключение 17

Файлы: 1 файл

Идеология коммунизма Урал.академия 2013.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Социал-демократическая  концепция политической демократии основывается на принципах равенства  и свободы. В ней признается существование  различных форм демократии при соблюдении таких основополагающих критериев  политической демократии, как свободные  выборы, политический плюрализм, возможность  смены правительства мирными  парламентскими средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование  независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона7. В социальной сфере эти принципы предполагали доступность образования и духовных ценностей и др.

Неудачи советского эксперимента по строительству  коммунизма в одной  отдельно взятой стране существенно  подрывали устои  марксизма-ленинизма (основоположники  коммунизма и социализма К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин (Ульянов) и международного коммунистического движения. В этих условиях возникла новая версия марксизма – неомарксизм – как стремление усовершенствовать марксизм на основе учета новых социальных и политических реалий. Главным в большинстве  вариантов неомарксизма было стремление отмежеваться от дискредитировавших себя установок на революционные преобразования (что являлось одним из ключевых направлений изменения и усовершенствования общества и государства) и сформировать теорию марксизма «с человеческим лицом»8.

К концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма не выдержали  конкуренции с развитыми  капиталистическими державами по уровню эффективности  экономики, развитию современных технологий и др. таким  образом, слабыми в идеях коммунизма оказались: недооценка социокультурных факторов развития общественного развития; абсолютизация сознательности и  активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий  трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к  инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры  буржуазии и др.

Характерные особенности  коммунизма.

Коммунизм как  единая общественно-экономическая  формация характеризуется рядом  общих  принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • коммунистическое общественное самоуправление;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Поскольку общей  собственностью становятся средства производства, постольку  слово «коммунизм»  и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм.

4. Идеологический аппарат и результаты его деятельности

 

 Идеология - не только учение. Живая идеология - это повседневная деятельность людей в поле идеологии. В коммунистическом обществе быстро складывается мощный идеологический аппарат. Аппарат в целом выполняет следующие четыре функции.

 Первая из этих  функций - ознакомить граждан с официально признанным идеологическим учением, заставить их усвоить хотя бы минимальные основы этого учения и заставить их принять его. Подобно тому, как в армии военнослужащий щелкает каблуками, дергается телом и совершает другие действия, изображая готовность выполнить волю начальства, гражданин коммунистического общества должен время от времени осуществлять свое "щелканье каблуками"9.

 Вторая функция  идеологии - контроль за всем  тем, что происходит в области  духовной культуры (в литературе, изобразительном исскустве, науке, прессе и т.д.), запрет всего того, что не согласуется с идеологией, поощрение всего, что соответствует ей. Идеологическая нетерпимость роднит идеологию с религией.

Третья функция - истолкование всего происходящего в мире, в том числе - крупных политических событий, открытий в науке и технике, событий внутри страны, в духе фундаментальных принципов идеологии. Сориентировать определенным стандартным образом сознание людей, систематически подкреплять эту ориентацию сознания и снабжать его определенным образом пережеванной пищей, - в этом и состоит прямая обязанность идеологии.

Четвертая функция идеологии - заставить граждан общества быть не просто пассивными созерцателями  с определенным образом настроенным  сознанием, а активными участниками жизненного спектакля. Потому в коммунистических обществах люди не просто живут, а играют роли в житейских спектаклях.

Результатом деятельности идеологического аппарата в коммунистическом обществе является выработанная коммунистическая идеология, которая затем в процессе изменения обстановки в стране и за рубежом пересматривается и изменяется. Кроме выработки текущей структуры идеологии, идеологический аппарат занимается также и внедрением ее в головы простейших индивидов.

 Коммунистическое  общество есть общество идеологическое еще и в том смысле, что здесь идеология является орудием, регулирующим не просто сознание людей, но и их поведение, человек коммунистического общества с рождения и до смерти живет в мощном поле идеологического воздействия. Дело в том, что главное в идеологии - не смысл его утверждений, а тот способ мышления, какой она прививает людям. Идеология не просто организует сознание людей, а создает специальный интеллект общества как целого и интеллектуальный стереотип для членов общества по отдельности. Практически идеология общества это совокупность правил и навыков, поведения людей в принципиально важных ситуациях. Зная ее, можно заранее предсказать, как будет вести себя средненормальный, идеологически обработанный гражданин коммунистического общества в ситуациях такого рода10.

Особенно важное значение практическая идеология имеет для  деятельности руководящих органов  страны. Идеология с первых дней существования коммунистического общества становится практически орудием деятельности генерального руководства обществом. Когда руководители Советского Союза говорили, что они действуют в соответствии с учением марксизма - ленинизма, они не обманывали и не лицемерили. Марксизм в самом деле для них "не догма, а руководство к действию". Но не буквально, а через определенную систему истолкования. Идеология дает общую ориентацию процессу жизни общества и устанавливает общие рамки и принципы деятельности его руководства.

 Способы, которыми  идеологический аппарат закладывает  идеологию в головы людей, различны. Они дифференцируются по своей социальной направленности, случаем применения, возможностям использования в той или иной ситуации.

 Коммунистическое  общество вырабатывает свою систему  идеологических мифов, культов,  ритуалов, форм. Среди них можно назвать культ вождей, культ жертвенности, культ преодолевания трудностей, культ врага. Здесь изобретаются свои ритуалы наказания провинившихся и поощрения отличившихся, ритуалы проведения всякого рода сборищ и других мероприятий. И все это имеет вполне земной практический смысл. Культ жертвенности, например, облегчает властям посылку молодежи на "великие стройки коммунизма" и сглаживает недовольство трудными условиями жизни. Культ вождей укрепляет (до известной степени, конечно) авторитет руководства11.

 Человек, постоянно находящийся в коммунальной среде, непрерывно находится под воздействием идеологии в различных формах. Под ее действием у людей складывается особый, идеологический тип интеллекта. Сам образ жизни людей в коммунистическом обществе вынуждает их быть гибкими и изворотливыми в житейской суете. Мелкий чиновник, жаждущий сделать очередной шажок в его жалкой служебной карьере, окунается в такую сеть хитроумных интриг, по сравнению с которыми интриги Талейрана кажутся грубой работой дилетанта. Идеологическая обработка населения приучает людей быть столь же гибкими и изворотливыми в мыслях и суждениях об окружающей действительности. Складывается идеологически-диалектический тип интеллекта в наиболее активной части населения. Он есть продукт приспособления людей к обстоятельствам, одобряемый и культивируемый идеологией. Он есть элемент практического механизма идеологии, воплощаемого в интеллектуальный аппарат индивидов.

 Однако идеологически-диалектический тип интеллекта является все же более живым, чем идеологический тип интеллекта обывателей западного общества. В сочетании со способностью жить в более трудных бытовых условиях этот тип интеллекта дает более высокий уровень приспособляемости к обстоятельствам. Этот тип приспособляемости не есть нечто только негативное, т.е. только то, что образуется в результате исчезновения таких самоограничений, как принципы религии, морали, правового самосознания. Это есть и нечто позитивное, культивируемое образом жизни и идеологией общества.

 

 

Заключение

 

В заключении представим краткие выводы по данной работе.

Коммунистическим можно считать общество, состоящее из коммунальных индивидов, действующих на основании коммунальных законов, и между которыми складываются коммунальные отношения.

В теоретической форме  идеология преодолевает неизбежную противоречивость социальной действительности, сводя многообразие всех проблем и аспектов бытия социальной группы в целостную программу, систему поведения, направленную на реализацию ее коренных интересов, разрешение важнейших задач ее исторического движения.

Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в  том, что власть и собственность  должны находиться в руках общества, и все блага являются общим  достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Идеалом  коммунистической идеологии является общество, все  члены которого социально  равны  и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и  буржуазии, бедных и богатых.

Идеология не просто организует сознание людей, а создает специальный  интеллект общества как целого и  интеллектуальный стереотип для  членов общества по отдельности. Практически идеология общества это совокупность правил и навыков, поведения людей в принципиально важных ситуациях. Зная ее, можно заранее предсказать, как будет вести себя средненормальный, идеологически обработанный гражданин коммунистического общества в ситуациях такого рода.

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Агурский М. Идеология национал-большевизма. Париж, 1990г-148с.
  2. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Париж, 1955-169с.
  3. Верт Н. История советского государства. М. 2009г-168с.
  4. Демидов А., Федосеев А. Основы политологии.2010-96с.
  5. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность.М. 2009г-58с.
  6. Зиновьев А.А.Кризис коммунизма.-2010г-89с.
  7. Ленин В.И. Сборник сочинений в 55 томах, том 17, М. 1998г-116с.
  8. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна. Самиздат. 2010-36с.
  9. Шафаревич, И. Р. Социализм как явление мировой истории. – Париж, 1977-78с.

Демидов А., Федосеев А. Основы политологии.2010-32.

2 А.А.Зиновьев Коммунизм как реальность.М. 2009г-24с.

3 Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Париж, 1955-121с.

4 Демидов А., Федосеев А. Основы политологии.2010-57с.

5 Шафаревич, И. Р. Социализм как явление мировой истории. – Париж, 1977-34с.

6 Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Париж, 1955-37с.

7 Агурский М. Идеология национал-большевизма. Париж, 1990г-148с.

8 Ленин В.И. Сборник сочинений в 55 томах, том 17, М. 1998г-102с.

9 Верт Н. История советского государства. М. 2009г-45с.

10 А.А.Зиновьев Кризис коммунизма.-2010г-16с.

11 Демидов А., Федосеев А. Основы политологии.2010-48с.

 


Информация о работе Коммунизм как идеология