Концепции прямой и представительной демократии: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:38, реферат

Описание работы

На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХVI в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.
Одной из отличительных особенностей последнего десятилетия является расширение числа стран, осуществляющих переход к демократическим методам правления.

Содержание работы

Введение
1. Прямая демократия
2. Представительная демократия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

индивидуальное политология.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки, молодёжи и спорта Украины

 

Запорожский национальный университет

 

Крымский факультет

 

Физического воспитания, спорта и здоровья человека

 

 

 

 

 

Индивидуальное  задание

 

По дисциплине: «Политология»

 

 

На тему: «Концепции прямой и представительной демократии: сравнительный анализ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил:

                                 Студент 3 курса, д.ф.о.

                                                               Напр. подгот. «Физическое воспитание»

                    Шевченко И.В.

                                    Проверила: Быкова А.С.

 

 

 

Симферополь,

 

2012

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Прямая демократия

 

2. Представительная демократия

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      На протяжении  истории к идее демократии, основанной  на принципах свободы и равенства,  обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие:  Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза  (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХVI в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.

      Одной  из отличительных особенностей  последнего десятилетия является  расширение числа стран, осуществляющих  переход к демократическим методам правления. В юридическом плане это находит выражение в закреплении в конституционном праве значительного числа государств институтов непосредственной демократии (выборов, референдума, народной законодательной инициативы). Данный процесс прослеживается в Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах, образовавшихся после распада СССР. Указанные институты используются в различных странах по-разному. Если выборы, которые были предусмотрены уже в самых первых конституциях, стали привычной практикой для большинства государств, то иные формы непосредственной демократии применяются не повсеместно.

     

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямая демократия

 

       Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

      Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

      Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой — высшая власть) от Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.

      Непосредственная (прямая) демократия может существовать  как отдельная целостная форма  (Древняя Греция V и IV веков до н.э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.

      По формулировке, данной профессором М.Ф. Чудаковым:  непосредственная демократия —  это совокупность способов и  форм, при помощи которых личность  или коллектив могут самостоятельно  включаться в процесс принятия  общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

      Характерной  чертой прямой демократии является  использование гражданского населения  (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

      Варианты  и направления для инициирования  вопросов могут исходить как  от отдельных граждан, так и  целых групп (партии, общественные  или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

      Преимуществом  прямой демократии является быстрая  постановка и принятие конкретных  решений на уровне отдельных  небольших групп общества (вопросы  местного и частного характера).

      Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

      Непосредственную демократию отличают от представительной демократии, где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

      Главными  особенностями представительной  демократии является передача определённых функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан — представительным органам. В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

      Главными  недостатками выборной представительной  демократии по сравнению с  прямой — подверженность коррупции,  борьба за власть и контроль  за финансовыми потоками, манипуляции  общественным мнением и частым  нарушением Прав и Свобод Человека  при недостаточной защите их в законодательстве государств.

      В политической  истории встречались ситуации  использования институтов непосредственной  демократии в ущерб представительной  и наоборот.

      В идеальной  форме представительная демократия  существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в неё институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.

      На базе политического опыта Пятой республики во Франции была разработана политико-правовая теория плебисцитарной демократии. Согласно ей условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчинённого ему высокопрофессионального бюрократического аппарата. В интересах обеспечения полной политической стабильности президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты (посредством которых избирается президент, и проводятся предложенные им важнейшие решения).

      Наиболее  распространёнными методами прямой  демократии являются:

   • референдум — всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;

    • законодательная  инициатива граждан (народная  законодательная инициатива) — внесение  законопроекта гражданами по  собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;

    • встречное предложение  — право определённого количества  граждан выдвигать альтернативное  предложение в контексте процедуры  законодательной инициативы или  референдума.

    • к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

      К непосредственной  демократии тесно примыкают иные  методы политического участия,  которые не дают права прямого  решения вопросов государственной  жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

      Часто высказывается  мнение, что процедура общенародного  голосования, которая может быть  инициирована не гражданами, а  исключительно властными институтами,  не имеет отношения к прямой  демократии.

      Почётный член  АН СССР Николай Иванович Кареев (1850—1931) так описывал проявление  непосредственной демократии:

      Самый замечательный  опыт организации свободного  демократического государства сделан  был Афинами V и IV вв. до Р. X., и этот опыт может считаться вообще характеристичным для античного народовластия. Во-первых, демократия в древнем мире, как было уже сказано, была непосредственной, то есть в политической власти участвовал весь народ лично, так как граждане для решения государственных вопросов сами сходились на общее вече.

      Также народные  вече — были одной из исторических  форм прямой демократии на  территории славянских государств. В.И. Сергеевич считает народоправства, или веча, не только принадлежностью  северных торговых республик,  но общераспространенной формой быта всех русских земель.

      Элементы прямой  демократии наиболее развиты  в Швейцарии, штате Калифорнии  США, Лихтенштейне, Италии и некоторых  других странах, где наиболее  часты референдумы. Но в большинстве  стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике.

      Обе формы осуществления  власти — непосредственная и  представительная — отнесены  Конституцией России к основам  конституционного строя:

      Народ осуществляет  свою власть непосредственно,  а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

      Высшим непосредственным  выражением власти народа являются  референдум и свободные выборы.

      Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

      Граждане Российской  Федерации имеют право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через своих представителей.

      Граждане Российской  Федерации имеют право избирать  и быть избранными в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме.

      В Конституции  РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

      Местное самоуправление  осуществляется гражданами путём  референдума, выборов, других  форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного  самоуправления.

      Порядок  проведения референдумов в России  регулируется Федеральным конституционным  законом.

      Прямое (непосредственное) народовластие является  одним из главных элементов  прямой демократии. Этот элемент  также является одной из основ  либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.

      Главной  идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии.

 

 

 

 

 

 

 

Представительная  демократия

 

     Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

      Представительная  демократия необходима особенно  тогда, когда из-за больших  территорий или вследствие других  причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

      Принципиальным  недостатком представительной демократии  является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

      Одной  из первостепенных задач, которые  в настоящее время стоят перед  Россией, является выбор оптимального механизма власти, позволяющего наиболее полно учитывать интересы граждан и обеспечивающего подлинное народовластие. По Конституции России именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Соответственно различаются непосредственная и представительная демократия. Представительная демократия основывается на ряде принципов: во-первых, высшие органы государства формируются исходя из воли народа, определяемой результатами всеобщих выборов; во-вторых, предполагается, что решение наиважнейших вопросов государственной жизни отнесено к компетенции представительных органов власти; в-третьих, представительная демократия исходит из равного доступа граждан к государственной службе.

      Таким  образом, представительную демократию  можно определить как форму  организации участия народа в  осуществлении государственной  власти, то есть определенного  общественного отношения, состоящего в политическом руководстве обществом через представительные органы власти.

Информация о работе Концепции прямой и представительной демократии: сравнительный анализ