Концепция идеального государства Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон.
Самыми важными проблемами в философии Платона являются: во-первых, его утопия, которая была самой ранней из длинного ряда утопий; во-вторых, его теория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих пор неразрешенную проблему универсалий; в-третьих, его аргументы в пользу бессмертия; в-четвертых, его космогония; в-пятых, его концепция познания. Нижу будет рассмотрен вопрос построения идеального государства.

Содержание работы

1. О Платоне
2. «Государство». Введение
3. Теория идей
4. Идеальное государство
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Платон Политология.docx

— 29.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уфимский  государственный нефтяной технический  университет

Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Политология»

На  тему

“Концепция идеального государства Платона ”

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнил:

                                                      Студентка группы  СОз 10-01 Фаррахова В.

                                                                                                Проверил :

                                                                 к.ф.н., доцент. Гареев Э.С.

 

 

 

 

 

 

Уфа-2013

Содержание

1. О Платоне  

2. «Государство». Введение

3. Теория идей

4. Идеальное государство

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О Платоне

Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых  и современных философов; из них  наибольшее влияние на последующие  эпохи оказал Платон.

Самыми важными проблемами в  философии Платона являются: во-первых, его утопия, которая была самой  ранней из длинного ряда утопий; во-вторых, его теория идей, представлявшая собой  первую попытку взяться за до сих  пор неразрешенную проблему универсалий; в-третьих, его аргументы в пользу бессмертия; в-четвертых, его космогония; в-пятых, его концепция познания. Нижу будет рассмотрен вопрос построения идеального государства.

Платон родился в Афинах в 428 - 427 гг. до н.э. Его настоящее имя  – Аристокл, Платон – псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и  широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец его  имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. И нам понятно, что для Платона  с младых лет открывалась поистине идеальная перспектива политической жизни: рождение, образование, личные склонности, все продвигало его в одном  направлении. Все эти биографические данные существенны, ибо вошли в  ткань его мышления.

Аристотель сообщает, что Платон поначалу был учеником Кратила (последователя  Гераклита), и лишь позже – Сократа (встреча с учителем произошла  в возрасте около 20 лет). Ясно, что  Платон последовал за Сократом первоначально  по тем же соображениям, что и  другие юноши, т.е. не за тем, чтобы сделать  философию целью своей жизни, а чтобы лучше приуготовить себя к политической жизни. Однако события  придали жизни Платона совсем иной смысл.

Первое непосредственное включение  Платона в политическую жизнь  относится к 404 - 403 гг. до н.э., когда  аристократия пришла к власти, и  двое его родственников – Хармид и Критий – оказались на первых ролях в олигархическом правительстве. Однако это был, без сомнения, опыт горький; разочарование вызвали  методы интриг и насилия, пущенные в  ход теми, к кому Платон всегда питал  доверие,

Кульминационным событием, приведшим  к полному разочарованию в  практической политике Афин стало осуждение  Сократа к смерти в 399 году, ответственность  за которое легла на демократов, вновь пришедших к власти. Итак, Платон решает держаться подальше от политики воинствующих невежд.

После 399 г. Платон удаляется в Мегару вместе с другими учениками Сократа, где они были приняты Евклидом, но не задерживается там слишком  долго.

В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. Ранее он побывал также в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях он умалчивает в своей автобиографии (Письмо VII). И этого Письма мы узнаем, что в Италии он знакомится с пифагорейцами, в частности, с Архитом. Затем он отправляется на Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I. Понятно его желание внушить тирану идеал правителя-философа, который он основательно разработал в диалоге «Горгий» еще до путешествия. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном и его, зато, напротив, завязалась дружба и понимание с Дионом, родственником тирана, в ком Платон по-прежнему не отчаивался найти достойного ученика и в будущем философа на троне. Между тем гнев Дионисия достиг такого накала, что он как раба продал Платона спартанскому послу в Эгине. Возможно, все было проще: высаженный в Эгине, находившейся в войне с Афинами, Платон почувствовал себя рабом по тому, как с ним обращались. Но, по счастью, скоро он был освобожден Анникеридом из Кирены, который нашел его в Эгине.

По возвращении в Афины Платон основывает Академию (в гимна-сии, расположенной  в парке, посаженном в честь героя  Академа), о чем впервые заявлено в диалоге «Менон». Академия утвердилась  очень быстро и стала собирать множество молодых и не очень  молодых талантливых людей.

В 367 г. до н.э. Платон снова отправляется на Сицилию, где вслед за умершим  Дионисием I воцаряется его сын Дионисий II, который, по мнению Диона, куда более отца благорасположен к проектам Платона. Впрочем, скоро выясняется, что одним лыком шиты и сын, и отец. Дион по обвинению в заговоре сослан, Платона ждала участь узника. И лишь по причине своей занятости военными приготовлениями Дионисий, в конце концов, позволил Платону вернуться на родину.

В 361 г. предпринят третий вояж на Сицилию. В Афинах Платон нашел бежавшего  туда Диона, которого ему удается  убедить принять настойчивые  приглашения Дионисия. Тиран снова  возжелал иметь при дворе философа, дабы укрепить себя в познаниях и  мудрости. Платон едет с Дионом, надеясь  утвердиться в Сиракузах. И вновь  его ждет расплата за наивную веру в изменение природы тирана, на этот раз едва ли не ценой жизни. И лишь благодаря Архиту и тарантинам Платону удалось спастись. В 357 г. Дион пришел все же к власти, однако править Сиракузами долго ему  не довелось, в 353 г. он был убит.

В 360 г. Платон вернулся в Афины и  не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.

 

 

 

«Государство». Введение.

Самый важный диалог Платона «Государство»  состоит в общем из трех частей. В первой части (до конца пятой  книги) обсуждается вопрос о построении идеального государства – это  самая ранняя из утопий. В этой части  результатом рассуждения является мысль, состоящая в том, что правителями  в идеальном государстве должный  являться философы. Определению слова  философ посвящена вторая часть  – книги шестая и седьмая.

В третьей части обсуждаются  различного рода государственные устройства, их достоинства и недостатки.

Формальная цель «Государства»  заключается в том, чтобы определить «справедливость». Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку  легче увидеть любую вещь в  большом, чем в малом, то будет  лучше исследовать то, что составляет справедливое государство, чем то, что  составляет справедливого индивида. И, поскольку справедливость должна иметь место среди атрибутов  самого лучшего воображаемого государства, надо сначала обрисовать такое государство, а затем решать, какие из его совершенств следует назвать «справедливостью».

Прежде чем рассмотреть «идеальное»  государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил  к отрицательному типу,  что  в  уже существующих государствах не устраивало  автора  принципиально.  В трактате «Государство» Платон пишет о  том, что главная  причина  порчи  обществ и государств (которые  когда-то,  во  времена  «золотого  века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве  корыстных  интересов», обуславливающих поступки и поведение  людей.  В  соответствии  с этим основным недостатком Платон подразделяет все  существующие  государства на четыре разновидности  в порядке увеличения, нарастания  «корыстных интересов» в их строе.

1. Тимократия – власть честолюбцев,  по мнению Платона, еще сохранила  черты «совершенного» строя. В  государстве такого типа правители  и воины были свободны от  земледельческих и  ремесленных   работ.  Большое внимание уделяется  спортивным упражнениям, однако  уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский  образ жизни  переходит в  роскошный, что обуславливает  переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом  государстве  уже  имеется   четкое разделение на богатых  (правящий класс) и бедных, которые   делают  возможной совершенно  беззаботную жизнь правящего  класса. Развитие олигархии, по  теории Платона, приводит к  ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй  еще более  усиливает  разобщенность  бедных и богатых классов общества, возникают восстания,  кровопролития,  борьба за власть, что может  привести к возникновению   наихудшей государственной системы  – тирании.

4. Тирания. По мнению Платона,  если некое действие делается  слишком сильно, то это  приводит  к  противоположному  результату.  Так  и здесь: избыток свободы  при демократии приводит к   возникновению  государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного  человека - тирана.

Отрицательные формы государственной  власти Платон  противопоставляет  своему  видению  «идеального»  общественного  устройства.

 

 

 

Теория идей.

Как уже было отмечено выше, одним  из выводов в ходе рассуждения  платоновского Сократа является мысль о главенстве философов  в государстве. Чтобы понять в  полной мере смысл, который вкладывается в это понятие, следует затронуть  теорию идей Платона.

Этой теории посвящена часть  диалога с середины пятой книги  и до конца седьмой. Именно здесь  содержится ответ на вопрос кто такой  философ в видении Платона.

Согласно этимологии, философ –  это человек, любящий мудрость, что, однако, не равнозначно любящему знание, то есть любознательному человеку –  вульгарное любопытство не делает человека философом. Дополняя это, Платон говорит, что философ – это человек, который любит «созерцать истину». Далее раскрывается и это понятие  – «созерцать истину».

Например, человек, который любит  прекрасные вещи (слушает музыку, знает  живопись) не является философом, потому что он любит лишь прекрасные вещи, тогда как философ любит прекрасное само по себе. Человек, который любит  лишь прекрасные вещи живет во сне, тогда как человек, который знает  абсолютно прекрасное, живет наяву. Первый обладает лишь мнением, второй – знанием.

Разница между этими двумя понятиями  выражается в следующем: человек, обладающий знанием, имеет знание о чем-то, то есть о чем-то, что существует, так  как то, что не существует, есть ничто. Таким образом, знание непогрешимо, поскольку логически невозможно, чтобы оно было ошибочным. Но мнение может быть ошибочным. Как же это возможно? Не может быть мнения о том, чего нет, потому что это невозможно; не может быть мнения о том, что есть, так как это было бы знанием. Поэтому мнение должно быть одновременно о том, что есть и чего нет.

Но тогда возникает вопрос, как  такое может быть? Ответ гласит, что отдельные предметы всегда включают в себя противоположные свойства: то, что прекрасно, является также  в некоторых отношениях безобразным; то, что справедливо, бывает в некоторых  отношениях несправедливым и т.д. Все  отдельные чувственные объекты, как утверждает Платон, обладают этим противоречивым характером; они являются, таким образом, промежуточными между  бытием и небытием и пригодны в  качестве предметов мнения, но не знания.

Таким образом, можно заключить, что  мнение о мире представлено чувствам, тогда как знание относится к  сверхчувственному вечному миру; например, мнение относится к отдельным  прекрасным предметам, знание же относится  к прекрасному самому по себе.

Единственный выдвинутый аргумент состоит в том, что будет противоречием  самому себе предполагать, что то или  иное явление может быть одновременно прекрасным и непрекрасным или одновременно справедливым и несправедливым и  что, тем не менее, отдельные явления, по-видимому, сочетают такие противоречивые свойства. Поэтому отдельные вещи нереальны.

Итак, собственно теория идей. Эта  теория является частично логической и частично метафизической. Логическая часть ее имеет дело со значением  общих слов. Имеется много отдельных  животных, о которых мы можем точно  сказать: «Это кошка». Обычно люди подразумевают  под словом «кошка» нечто отличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. Язык не может  обойтись без таких общих слов, как «кошка», и такие слова, очевидно, не являются бессмысленными. Но если слово «кошка» означает что-либо, то оно означает что-то, не являющееся той или этой кошкой, а представляющее собой нечто вроде универсальной кошачности. Она не родилась, когда родилась отдельная кошка, и не умрет вместе со смертью отдельной кошки. На самом деле она не имеет места в пространстве или времени: она «вечна». Это логическая часть теории, независимая от метафизической части этой теории.

Согласно метафизической части, слово  «кошка» означает некоторую идеальную  кошку, кошку, созданную Богом и  единственную в своем роде. Отдельные  кошки разделяют природу кошки, но более или менее несовершенно. Только благодаря этому несовершенству может быть много кошек. Идеальная  кошка реальна; отдельные кошки  являются лишь кажущимися.

Так вот только об этой одной кошке, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих кошек может  быть лишь мнение. Философа как такового будет интересовать лишь одна идеальная  кошка, а не многие кошки, обнаруживаемые в чувственном мире. Он будет испытывать некоторое равнодушие к обыкновенным мирским делам.

Таким образом, юноша, способный стать  философом, будет выделяться среди  своих товарищей как справедливый и кроткий, любящий ученье, обладающий хорошей памятью и, естественно, гармоничным умом. Такой юноша  должен быть воспитан, чтобы стать  философом и стражем.

 

 

 

 

Идеальное государство

Итак, Платон начинает с того, что  решает разделить граждан на три  класса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладать политической властью. Стражей должно быть значительно  меньше, чем людей, принадлежащих  к первым двум классам. По-видимому, в первый раз они должны избираться законодателем; после того их звание обычно переходит по наследству; но в исключительных случаях подающий надежды ребенок может выдвигаться из одного из низших классов, тогда как среди детей стражей ребенок или молодой человек, не отвечающий требованиям, может быть исключен из этого класса.

Информация о работе Концепция идеального государства Платона