Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:49, реферат
Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон.
Самыми важными проблемами в философии Платона являются: во-первых, его утопия, которая была самой ранней из длинного ряда утопий; во-вторых, его теория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих пор неразрешенную проблему универсалий; в-третьих, его аргументы в пользу бессмертия; в-четвертых, его космогония; в-пятых, его концепция познания. Нижу будет рассмотрен вопрос построения идеального государства.
1. О Платоне
2. «Государство». Введение
3. Теория идей
4. Идеальное государство
Заключение
Список литературы
Основной проблемой по мнению Платона, является обеспечение того, чтобы стражи осуществляли намерения законодателя. С этой целью он вносит разные Предложения, касающиеся образования, экономики, биологии и религии. Не всегда ясно, насколько эти предложения относятся к другим классам, кроме стражей; ясно, что некоторые из них относятся к воинам, но Платон в основном интересуется лишь стражами, которые должны являться обособленным классом.
Прежде всего следует
Воспитание должно, по-видимому, прежде всего развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Должна существовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы. Чтение Гомера и Гесиода не следует допускать в силу ряда причин. Во-первых, они изображают богов, которые время от времени себя плохо ведут, что непедагогично: молодежь следует учить, что зло, никогда не исходит от богов, так как Бог является творцом не всех вещей, но лишь хороших вещей. Во-вторых, у Гомера и Гесиода некоторые вещи рассчитаны на то, чтобы вызвать у читателей страх смерти, тогда как воспитание должно любой ценой заставить молодежь желать умереть в сражении.
В-третьих, соблюдение внешних приличий
требует, чтобы никогда не было громкого
смеха, однако Гомер говорит о
«неистощимом смехе благословенных
богов». Как школьный учитель будет
эффективно порицать веселье, если юноши
смогут цитировать этот отрывок? В-четвертых,
у Гомера имеются отрывки, восхваляющие
богатые пиры, а также отрывки,
описывающие вожделения богов; такие
отрывки отбивают охоту к умеренности.
Не должно быть рассказов, в которых
дурные люди счастливы, а хорошие
несчастливы: моральное влияние
таких рассказов могло бы оказаться
самым гибельным для
Далее идет речь о цензуре музыки (в современном смысле). Лидийские и ионийские гармонии следует запретить, во-первых, потому, что они выражают печаль, во-вторых, потому, что они расслабляют. Следует допускать только дорийские (для мужества) и фригийские (для умеренности). Допускаемые ритмы должны быть простыми и выражать мужественную и гармоничную жизнь.
Тренировка тела должна быть очень суровой. Никто не должен есть рыбу или мясо иначе, как в жареном виде, и не должно быть ни соусов, ни кондитерских изделий. Люди, воспитанные согласно этим его правилам, говорит Платон, не будут нуждаться во врачах.
Что касается экономики, Платон предлагает ввести для воинов радикальный коммунизм. Они должны иметь небольшие дома и есть простую пищу; они должны жить, как в лагере, обедая в общих столовых; они не должны иметь частной собственности, кроме совершенно необходимого. Золото и серебро должны быть запрещены. Хотя они не богаты, но ничто не препятствует им быть счастливыми; целью же города является счастье целого города, а не счастье одного класса. И богатство, и бедность вредны, и в городе Платона не будет ни того, ни другого. Имеется любопытный аргумент о войне: легко будет приобретать союзников, поскольку наш город не захочет брать никакой доли из военной добычи.
С притворной неохотой платоновский Сократ применяет свой коммунизм к семье. Друзья, говорит он, должны иметь все общее, включая женщин и детей. Он допускает, что это представляет трудности, но не считает их непреодолимыми. Во-первых, девушки должны получать точно такое же воспитание, как и юноши, изучая музыку, гимнастику и военное искусство вместе с юношами. Женщины должны обладать во всех отношениях полным равенством с мужчинами. Одинаковое воспитание, которое делает мужчин хорошими стражами, сделает и женщин хорошими стражами.
Законодатель, избрав в качестве стражей
некоторых мужчин и женщин, прикажет,
чтобы они жили в общих домах
и питались за общим столом. Брак,
как сказано выше, будет радикально
преобразован. На некоторых празднествах
невест и женихов будут соединять,
как их учат верить, якобы по жребию
в таком количестве, которое необходимо
для сохранения постоянной численности
населения; но на самом деле правители
города будут производить манипуляцию
с жребиями, исходя из евгенических
принципов. Они будут устраивать
так, чтобы лучшие производители
имели больше всего детей. Все
дети будут после рождения отбираться
у своих родителей, и будут
приняты серьезные меры предосторожности,
чтобы родители не знали, которые
дети являются их детьми, а дети не должны
знать, кто их родители. Детей с
физическими недостатками и детей
худших родителей «станут скрывать
как следует в тайном и неизвестном
месте». Детей, родившихся от союзов, не
санкционированных
Поскольку ребенок не знает,
кто его родители, он должен
называть отцом каждого
Предполагается, что чувства, связываемые в настоящее время со словами «отец», «мать», «сын» и «дочь», будут все еще связываться с ними и при новых порядках, устанавливаемых Платоном; например, молодой человек не будет бить старика, потому что этот старик мог бы оказаться его отцом.
Основная мысль состоит, конечно,
в том, чтобы свести к минимуму
частнособственнические чувства и
таким образом устранить
Рассматривая теологический
Должна быть «одна царская ложь», которая, как надеется Платон, может обманывать правителей, но остальных жителей города будет обманывать в любом случае. Эта «ложь» рассматривается далее с пространными подробностями. Наиболее важной частью ее является догмат, что Бог создал людей трех сортов; самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простая толпа – из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы быть стражами, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должны заниматься физическим трудом. Обычно, но ни в ком случае не всегда, дети будут принадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат их родители; когда они не принадлежат к этому сословию, их следует соответственно повышать или понижать. Считается едва ли возможным заставить настоящее поколение поверить в этот миф, но следующее и все следующие за ним поколения можно так воспитать, чтобы они не могли усомниться в этом мифе.
Определение справедливости, которое является формальной целью всего обсуждения, достигается в четвертой книге. Нам говорят, что справедливость состоит в том, что каждый выполняет свою собственную работу и не вмешивается в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и страж – каждый выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов.
Слово «справедливость», как
оно еще употребляется до сих
пор в праве, более подходит
к концепции Платона, чем
Заключение
Государство Платона, в
Список литературы
1. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. — М., 1971 г.
2. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е стереотипное. – М. Академический Проект, 2000. – 762 с.
3. Асмус В. Ф. Платон. М 1993, с. 398
4. Филеб, Государство / Пер. с древнегр.; общ.ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса «Платон» - М.: Изд-во «Мысль», 1999г 656стр. (классическая философская мысль
5. Рассел Б. История западной философии. В 3 книгах / пер. с англ подготовка текста В. В. Целицева -
Информация о работе Концепция идеального государства Платона