СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………… |
2 |
1. Указ
Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О
стратегии национальной безопасности
РФ до 2020 года"…………………………... |
3 |
2. Характеристика
среды безопасности современной России…………… |
5 |
3. Основные направления деятельности
государственных органов власти по
предупреждению и локализации угроз внутренней
безопасности РФ... |
9 |
Заключение……………………………………………………………………. |
14 |
Список литературы…………………………………………………………… |
15 |
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ.
Особенностью
отечественной системы обеспечения
национальной безопасности на современном
этапе развития страны выступает
ее нацеленность на защиту жизненно важных
интересов личности, общества и государства,
законодательное закрепление основных
принципов и направлений деятельности
основных структурных компонентов
этой системы. Отечественная система
обеспечения национальной безопасности
остро нуждается в разработке
научно-методических основ своего функционирования.
Зарубежный опыт функционирования систем
обеспечения национальной безопасности
может быть использован в практической
работе при планировании деятельности
органов и сил обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА
РФ ОТ 12 МАЯ 2009 г. N 537 "О СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РФ ДО 2020 ГОДА"
Нынешняя стратегия пришла на смену
Концепции национальной безопасности,
принятой в 1997 году. Вряд ли нужно говорить,
что Россия сегодняшняя сильно отличается
от страны тех лет. Она перешагнула
переходный период, вышла на качественно
новый уровень уверенного и устойчивого
развития. За прошедшие годы существенно
изменилась и обстановка в мире,
да и сам мир. Сейчас он переживает
фазу кризисных перипетий. Не обошли
они стороной и нашу страну. Однако,
подчеркнул президент страны Дмитрий
Медведев, утвердивший своим указом Стратегию
национальной безопасности, кризис не
может и не должен быть основанием для
того, чтобы мы сузили горизонты нашего
планирования на будущее. Россия - страна,
которая развивается, и нашей целью остается
создание максимально высокого уровня
жизни в России, высокотехнологичного
общества с высокотехнологичной же промышленностью,
с современным оборонным потенциалом.
По словам президента, этот документ,
который имеет общенациональный
характер, не может быть реализован
только усилиями власти.
В достижении целей и приоритетов
стратегии необходимо участие всего
общества.
Стратегия обозначила путь, по которому
Российская армия пойдет ближайшие
десять лет. Главной задачей укрепления
национальной обороны назван переход
к качественно новому облику Вооруженных
сил. Ее уже решают военные. Громоздкие
дивизии и полки заменяют мобильными
бригадами. Сокращается раздутый чиновничий
аппарат минобороны. Центральные структуры
уменьшают в 2,5 раза, главкоматы и штабы
- почти наполовину. В округах и на флотах
все воинские части делают постоянно готовыми.
Меняется соотношение солдат и офицеров.
Последних в армии останется 15 процентов,
это нормальная мировая практика.
Смысл реорганизации Вооруженных
сил очевиден. России не нужен неповоротливый
многомиллионный военный монстр.
Ей требуется мобильная, высокотехнологичная,
хорошо оснащенная и обученная армейская
машина. Тогда в чрезвычайных обстоятельствах
генералам не придется, как в августе
прошлого года, собирать по всей стране
боеготовые экипажи, расчеты и отделения.
Уметь воевать обязано каждое
воинское подразделение. А задача государства
- создать солдатам и офицерам нормальные
условия для полноценной службы.
Это тоже предусмотрено в стратегии.
Причем меры технической поддержки
Вооруженных сил поставлены в
один ряд с повышением престижа армейской
службы и статуса офицеров. Иными
словами, в ближайшую десятилетку
государство не только продолжит
закупки новых танков, самолетов,
средств связи, разведки, радиоэлектронной
борьбы и управления, но и будет повышать
офицерские зарплаты, строить для служивых
квартиры.
В обеспечении национальной обороны
стратегия исходит из принципа рациональной
достаточности и эффективности.
У этой проблемы две стороны. Первая
связана с организационными вопросами.
В частности, с определением численности
армии и системой ее снабжения. По
указу президента к 2016 году в строю
останется 1 миллион военнослужащих
- этого количества "штыков" хватит
для гарантированной безопасности
страны. Что же касается их обеспечения,
ставка сделана на единую систему заказов
- будь то поставки вооружения, военной
и специальной техники или тыловое и техническое
снабжение силовиков. Как сказано в документе,
переход к единой системе обеспечения
должен быть завершен "в среднесрочной
перспективе".
Вторая сторона касается международно-правовых
механизмов. Чтобы обезопасить страну
от агрессии, мало только иметь современную
армию. Как говорится, худой мир лучше
доброй ссоры. Надежный и долгий мир Россия
надеется сохранить с помощью публичной
дипломатии, международного военного
сотрудничества и миротворчества. Наши
"голубые каски" давно несут службу
в Приднестровье. Более 270 человек участвуют
в операциях ООН на Ближнем Востоке, в
различных районах Африки, на Гаити, в
Косово. Российское вертолетное подразделение
действует в составе миссии ООН в Судане,
еще одна авиагруппа развернута в Чаде
и Центральноафриканской Республике.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ
БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
С окончанием
"холодной войны" среда безопасности
не изменилась в лучшую сторону. Эпоха
революций в политике, экономике,
технологии продолжается и сегодня.
Успех демократии по всему миру,
рост новых глобальных торговых отношений,
расширение сети глобальных коммуникаций,
прорывы в информационных технологиях
существенно повлияли на внешнюю
и внутреннюю среду безопасности
всех без исключения стран, привели
к трансформации угроз национальной
безопасности. Старые страхи, вызываемые
угрозами "холодной войны", сменились
новыми страхами перед лицом новых
угроз: угрозой международной преступности
и международного терроризма, опасностью
распространения оружия массового
поражения, опасностью национальной ненависти,
опасностью агрессии со стороны государств,
поддерживающих терроризм. С точки
зрения национальной безопасности, XXI
в. представляется более неопределенным,
чем период "холодной войны".
В период
"холодной войны" сохранение суверенитета
государства, его конституционного
строя, территориальной целостности
были главными интересами государственного
уровня стран-членов НАТО и Варшавского
Договора. Силы, ведущие идеологическую
борьбу, стремились к уничтожению
самого образа жизни противоборствующих
сторон. Поэтому проникновение буржуазной
идеологии, с одной стороны, или
коммунистической идеологии, с другой
стороны, в общественное сознание считалось
основной угрозой национальной безопасности,
а сохранение идеологических догм государства
- основополагающим национальным интересом.
В качестве вспомогательных рассматривались
интересы, способствовавшие укреплению
обороноспособности государства и снижению
уязвимости от внешней военной угрозы.
На основе таких представлений была выстроена
биполярная система международной безопасности,
наложившая отпечаток на всю систему международных
отношений в XX в. С окончанием "холодной
войны" угроза образу жизни исчезла
для большинства государств Европы и Центральной
Азии. Сегодня уже нет значительной угрозы
сохранения того или иного устройства
государства со стороны приверженцев
либерально-демократических или коммунистических
идей. Очевидно, в XXI в. будет преобладать
мышление либерализма, которое уже сегодня
оказывает сильное влияние на восприятие
национальных интересов, ценностей и характера
угроз им. И в России на рубеже веков безопасность
личности приобрела первоочередное значение.
Безопасность государства признается
в качестве инструмента, обеспечивающего
безопасность личности и общества Либерализм
все больше становится доминирующей идеологией,
определяющей отношения между личностью
и государством.
Изменились
подходы к определению и оценке
угроз национальной безопасности. Если
традиционное понятие национальной
безопасности было связано с отсутствием
военной угрозы или способностью
защитить нацию от внешней агрессии,
то сегодня рассматриваются угрозы
экологических катастроф, массовых
перемещений беженцев, нарушения
прав национальных меньшинств наряду
с угрозами пограничных споров или
распространения оружия массового
поражения. Список анализируемых органами
обеспечения национальной безопасности
угроз стал длиннее по сравнению
с эпохой идеологизированных государственных
ценностей.
Сегодня
неурегулированность территориальных
проблем с Японией остается причиной вероятного
кризисного развития российско-японских
отношений. Ослабление внешнеполитических
позиций России, дальнейшее усугубление
экономического кризиса могут подтолкнуть
Японию к активным притязания на острова
Курильской гряды. Остаются территориальные
проблемы в отношениях России с Прибалтийскими
государствами, неопределенность морских
границ в Балтийском и Каспийском морях.
Неурегулированность советско-китайской
границы в течение многих лет была причиной
неспокойной обстановки на Дальнем Востоке.
Эта проблема осталась в наследство и
бывшим советским республикам.
Нарастает
опасность распространения огнестрельного
оружия среди гражданского населения.
С окончанием "холодной войны"
продавцы огромных арсеналов оружия
более не связаны политическими
ограничениями в торговле"смертью".
Неразбериха внутри молодых независимых
государств, стремление получить большие
прибыли на любых внешнеторговых сделка
способствует появлению на местных, региональных
и международных рынках различного оружия.
Опасность,
вызванная ухудшением экологии, более
чем приведенные выше иные угрозы
и опасности, может служить примером
изменения нашего
представления
о национальной безопасности. До недавнего
времени худшение экологии по чьему-то
умыслу не рассматривалось в качестве
угрозы национальной безопасности. В странах,
где остро ощущалась, скажем, нехватка
воды, это было проблемой истощения природных
ресурсов.
Здоровая
среда обитания человека сегодня
повсеместно рассматривается в
качестве величайшей национальной ценности.
Однако эта ценность сегодня находится
под угрозой в результате трансграничных
загрязнений. В будущем эти разногласия
могут приобрести еще большую
остроту: экологические вопросы
все чаще приводят к росту напряженности
и усугубляют противоречия государств
и по другим спорным вопросам.
Серьезную
угрозу безопасности отдельных граждан,
социальных общностей и государств
представляют терроризм и организованная
преступность. Сегодня к терроризму прибегают
религиозные, этнические, националистические
группы. Организованная преступность
в некоторых странах (например, в России)
подкупает государственные структуры
обеспечения.
Среди новых
угроз и опасностей для россиян
следует отметить, во-первых, слабость
государственной власти, пассивность
многих государственных органов
и недостаточную межведомственную координацию,
и согласованность их действий; во-вторых,
криминализация общества и "сращивание"
государственных структур с криминальным
миром; в-третьих, неразвитость свободного
рынка, незавершенность модернизации
предприятий, неразвитость российского
сельского хозяйства, фермерства, нерешенность
в законодательном плане вопроса о земле.
В-четвертых, ухудшение демографической
ситуации. В-пятых, ухудшение состояния
вооруженных сил. И, наконец, в-шестых,
экологические катастрофы во многих регионах
страны и региональный сепаратизм.
Среду безопасности
любой страны в значительной мере
определяют философско-мировоззренческие
взгляды политической элиты на национальную
безопасность. Сегодня эти взгляды
четко не выражены ни в Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации8, ни в практической политике
обеспечения национальной безопасности.
Различные политические партии не нашли
общего понимания национальных интересов
России. Государственные органы заняты
разработкой множества "концепций",
"политик" и "стратегий" безопасности
- военной, экономической, экологической,
образовательной, ядерной, общественной,
информационной и т.д. Однако все эти "политики"
и "стратегии" не опираются на единый
концептуальный документ обеспечения
безопасности. В существующей Концепции
национальной безопасности не отражены
главные ориентиры для этих "политик"
и "стратегий" - национальные цели
и национальные ценности Российской Федерации
в XXI в. Отсутствие целеполагания обрекает
на провал любую политику. Ибо сама политика
- это не что иное, как достижение поставленной
цели. Национальные цели и национальные
ценности, определенные концептуально,
предотвращают ведомственный подход в
политике. Сегодня к политике обеспечения
национальной безопасности неоправданно
относят отраслевые проблемы и заботы.
оСНОВНЫЕ направления
деятельности государственных органов
власти по предупреждению и локализации
угроз внутренней безопасности России.
Среди факторов,
дестабилизирующих внутреннюю ситуацию,
следует выделить отсутствие четкой
целенаправленной политики государства
по развитию социальной сферы. Более
того, государством допускается серьезная
ошибка, когда социальные проблемы рассматриваются
как второстепенные, неприоритетные, как
нагрузка на экономику, сужающая возможности
ее развития. Деятельность государства
в этой сфере строится по "остаточному"
принципу.