Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ концепции политики Н. Макиавелли.
Данная цель будет достигнута через решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность политики и государства в концепции Н. Макиавелли;
2. Охарактерезовать основные качества правителя на основе анализа работы Н. Макиавелли «Государь»;
Ведение__________________________________________________________3
Глава 1. Понятие, сущность политики и государства_____________________6
1.1. Природа государства во взглядах Н. Макиавелли___________________ ---
1.2. Соотношение политики и морали в концепции Н. Макиавелли_________11
Глав 2. Практические рекомендации государю по управлению государством (на основе произведения «Государь»)_____________________________________14
Заключение________________________________________________________19
Список использованных источников, литературы и Интернет-ресурсов______21
Содержание:
Ведение______________________
Глава 1. Понятие,
сущность политики и государства_________________
1.1. Природа государства во взглядах Н. Макиавелли___________________ ---
1.2. Соотношение политики и морали в концепции Н. Макиавелли_________11
Глав 2. Практические
рекомендации государю по управлению
государством (на основе произведения
«Государь»)___________________
Заключение____________________
Список использованных источников, литературы и Интернет-ресурсов______21
Введение
Со времен существования организованного общества многие философы и мыслители пытались давать те или иные определения обществу, власти, форме правления и подчинения основным процессам, происходящим в государстве. На протяжении веков человечество изменялось: менялось общество, жизнь людей, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться.
Эволюция
политической мысли принимала различные
формы и виды. Строились новые
теории и исчезали старые,
не отвечающие существующим
нормам политического права; защищались
или отрицались мнения и
утверждения мыслителей и претворялись
в жизнь, либо навсегда оставались в
безвестности, идеи политических деятелей.
Механизмы осуществления
У истоков общества стояли выработанные скорее природой, а не планомерной человеческой мыслью, правила подчинения физической силе,
организации вертикали власти с позиции примитивного, но действенного принципа вождизма. Социальная дифференциация, расслоение общества, выделение знати, как основы единоличной власти или управленческого аппарата – всё это способствовало постепенному и закономерному формированию, укреплению и перерастанию в традицию (впрочем, не всегда себя оправдывавшую) монархической власти. Деспот, тиран, царь, король, лидер и вождь, обладая практически безграничными возможностями в своем государстве, мог осуществлять любую политику и вершить дела по личному усмотрению, не опираясь при этом ни на многочисленных советников, которых всегда хватало при дворе обличенных властью; ни на народ, пребывавший в постоянном страхе перед наказанием, неминуемым за неподчинение. По повелению Его Величества начинались и заканчивались войны, строились и разрушались города, рождались и умирали люди. Из века в век наука управлять передавалась потомкам великих, храня традиции и добавляя что-то новое.2
Но что,
же такое наука управлять
этим. Правление
народом, как основы существования
государства, признавали все политики
и государственные деятели
Его труды по-разному оценивались современниками и исследователями нашего времени, но за пять веков они отнюдь не потеряли интереса к себе и не утратили актуальности. До сих пор среди ученых ведутся споры, и осуществляется поиск ответов на вопросы: управлять ли государством с позиции силы или использовать более либеральные подходы, как вести себя во внешней политике, общаясь с соседними государствами, как устраивать армию и казначейство, как процветать и добиваться могущества во всех сферах деятельности. Все эти аспекты политики детально проанализированы в работах Н. Макиавелли, и прежде всего, в одном из его самых известных трактатов “Государь”. В настоящее время произведения Н. Макиавелли не утратили своей актуальности, поскольку для того, чтобы понять, что есть современное государство и каким оно было, какие эволюционные ступени госаппарата3 оставили четкие следы в устройстве современных государств, как развивался институт политического лидерства нужно знать труды Макиавелли.4
Целью данной курсовой работы является анализ концепции политики Н. Макиавелли.
Данная цель будет достигнута через решение следующих задач:
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы данной курсовой работы, сформулированы ее цель и задачи. В первой главе проанализированы сущность политики, государства, а также их соотношение с моралью. Во второй главе рассмотрены основные качества правителя на основе анализа произведения Н. Макиавелли «Государь». В заключении сформулированы основные выводы данной курсовой работы.
Глава 1. Понятие, сущность политики и государства
1.1. Природа государства во взглядах Н. Макиавелли
Н. Макиавелли известен тем, что ввел в светскую политическую науку термин «Stato» для обозначения государства. В его представлениях оно выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников и прочих должностных лиц; другими словами – то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть – право управлять государством, страной по своему усмотрению.5
Все государства, по мнению Н. Макиавелли, «обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно»6.
Наилучшая форма правления, считает Н. Макиавелли, – республика, но государству, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством», также отданы симпатии автора.
При этом правителю следует прибывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле – вот почти и все. В этом наборе нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Н. Макиавелли считает, что подданные могут смириться с утратой свободы, престижа, власти (влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.
Таким образом, Н.Макиавелли не представлял народ как носителя, источника верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственными делами.
Н. Макиавелли отмечает, что завоёванное и унаследованное владения могут принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки. «В первом случае удержать завоёванное нетрудно, в особенности если новые подданные и раньше не знали свободы».9 Для этого достаточно всего лишь искоренить род прежнего государя, ибо при общности обычаев и сохранении старых порядков ни от чего другого не может произойти беспокойства.
Н. Макиавелли
выделял также церковные
Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или царств сохранить основы поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать всё, что возникает на благо религии, даже если они сами считают всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит – единым.
Основное несчастье Италии он видел в том, что церковь не обладала достаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной, чтобы помешать ее объединению не под своим главенством. В «Государе» Н. Макиавелли приводит множество примеров ошибочной политики пап, и ошибки эти объяснял тем, что Ватикан свои интересы всегда ставил выше общенациональных интересов Италии.
Н. Макиавелли особое внимание уделял армии государства. Он различает следующие виды войск:
По его мнению, наемные и союзнические войска бесполезны и опасны. Никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наёмное войско, т.к. наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы. Поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ. В мирное же время они способны разорить больше, чем в военное неприятель. Объясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другое побуждение удерживает их в бою, а только скудное жалованье, что, конечно, недостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать жизнью. Им весьма по душе служить в мирное время, но стоит начаться войне, как они показывают тыл и бегут.
Союзнические войска – ещё одна разновидность бесполезных войск – это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты. Союзническое войско – это верная гибель тому, кто его призывает: оно действует как один человек и безраздельно повинуется своему государю; наемному же войску после победы нужно и больше времени, и более удобные обстоятельства, чтобы навредить. В нем меньше единства, и тот, кто возглавляет его, не может сразу войти в такую силу, чтобы стать опасным соперником. В наёмном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске – доблесть.