Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ концепции политики Н. Макиавелли.
Данная цель будет достигнута через решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность политики и государства в концепции Н. Макиавелли;
2. Охарактерезовать основные качества правителя на основе анализа работы Н. Макиавелли «Государь»;
Ведение__________________________________________________________3
Глава 1. Понятие, сущность политики и государства_____________________6
1.1. Природа государства во взглядах Н. Макиавелли___________________ ---
1.2. Соотношение политики и морали в концепции Н. Макиавелли_________11
Глав 2. Практические рекомендации государю по управлению государством (на основе произведения «Государь»)_____________________________________14
Заключение________________________________________________________19
Список использованных источников, литературы и Интернет-ресурсов______21
Таким образом, как мы увидели, в
представлениях Н. Макиавелли государство
может существовать в различных
формах, каждая из которых требует
использования особого
1.2. Соотношение политики и морали в концепции Н. Макиавелли
Мировоззренческая позиция Н. Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики – это позиция религиозного индифферизма (равнодушное, холодное, безразличное отношение к вопросам веры). Главный авторитет для него – это опыт истории. Н. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, смена форм правления происходит не по воле божьей, не по прихоти людей, но совершается объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого».
Н. Макиавелли отъединяет государство-ведение и от этики. С его точки зрения, неуместно осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства - изначально явления вне морального плана.
Политику Н. Макиавелли рассматривал как самостоятельную (автономную) область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимые не только от религии, но и от морали. Было бы, однако, неверно рассматривать политическое учение Н. Макиавелли как проповедь безнравственности. Моральные соображения у Н. Макиавелли всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность, прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой - польза и успех, достижение поставленных целей.
Хорошим и благим мыслитель объявляет все, что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.12 Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения Н. Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя.
Реальная политическая действительность
не оставляет места для
Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни», в сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали принцип «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши».14 (В последствии данные взгляды ученого получили название «макиавеллизм»). Однако целью этой является, по Н. Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя, государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и единого национального государства
Таким образом, соотношение между действительным учением Н. Макиавелли и «макиавеллизмом» достаточно сложно. Сформулировав принцип оправдания средств, применяемых политиком, теми целями, которые он ставит перед собой, он дал возможность достаточно произвольного истолкования соотношения целей и средств политического действия.
В
общих чертах можно сказать,
что чем шире социальная
база политики, чем более широким
слоям отвечает политика,
тем меньше в ней может
Глава 2. Практические рекомендации государю по управлению государством
Государь у Н. Макиавелли – герой его политического трактата – это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху. Для того чтобы достичь власти, в книге говорится о правильном правлении государством и о качествах государя. «Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания»15.
Государь должен добиваться лишь репутации добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких, которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». 16
Н. Макиавелли рассматривает «благодетели» и «пороки» людей в единстве, так как они и существуют в жизни. Он прекрасно понимает, что трудно найти человека, а особенно государя, который обладал бы всеми положительными качествами и ни одним отрицательным. Но ещё труднее, даже если бы такой идеальный человек или государь имелся, проявить все эти хорошие качества, поскольку условия жизни этого не позволяют и не допускают.
Новый государь
Н. Макиавелли – это не просто человек,
обладающий теми или иными объективными
или субъективными качествами и
свойствами, не просто идеальный образ
или прообраз, с которым должны
соотноситься реально существующие
государи. Это прежде всего самая
бескомпромиссная, самая решительная
альтернатива нового буржуазного строя
общественному и
Н. Макиавелли отмечает, что хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее, тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе.
Ради того, чтобы не обирать подданных, не беднеть, не вызывать презрения и не стать поневоле алчным, государь должен пренебречь славой скупого правителя, ибо скупость – это один из тех пороков, которые позволяют ему править. Однако тратить можно либо своё, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором – как можно большая щедрость.
При этом, государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.
По отношению к управляемым Н. Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа, осуществлять свои действия, адресуемые своим подданным, как благодеяния. Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие его подданных. «Презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народом ввергается в пучину анархии, беспорядка». сноска
Н. Макиавелли прекрасно видел, что когда-то возвышенные человеческие отношения – любовь, дружба, преданность, величие, благородство души и так далее, теперь стали продаваться и покупаться как любые другие вещи. Поэтому новый государь должен отдавать себе в этом отчет, и если уж что-то люди уважают, так это силу, внушающую им страх.
Власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый - любовь к государю. Второй- страх перед ним. По Н. Макиавелли, лучше всего, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если приходится выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».17 Н. Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии - аксиомой об антисоциальной, антиобщественной природы, порочности людей.
Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и поданных и на их женщин.
Таким образом, Н. Макиавелли советует применять жёсткие меры только там, где это вызывается необходимостью. Только сила, которая вызывает уважение и страх, как внешних, так и внутренних врагов, убережет государя и его страну от гибели. Но эту силу надо применять с умом, с мудростью и человеколюбием, вовремя, без колебаний, с достаточным оправданием и явной причиной.
При этом Н. Макиавелли открыто объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Всё остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит от него самого, а не на то, что зависит от других.
Н. Макиавелли вовсе не проповедует аморализм, он скорее констатирует аморализм существующего общества, в особенности власть имущих: они встретили его политическую доктрину в штыки, объявляя его учение аморальным только потому, что он вскрывал и обнажал аморальный характер их образа мысли и образа действий.
Помимо всей народной власти, государь должен ведать и военным делом, для укрепления и защиты своих границ от внешних набегов врагов, а также расширение внешних границ, то есть увеличения территории.
Таким образом, государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, так как война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным. И наоборот, когда государи помышляли больше об удовольствиях, чем о военных упражнениях, они теряли и ту власть что имели. Пренебрежение этим искусством является главной причиной утраты власти, как владение им является главной причиной обретения власти.
Н. Макиавелли
справедливо полагает, что государи
становятся великими, когда преодолевают
трудности и оказанное им сопротивление.
Иногда судьба посылает врагов, чтобы
дать государю случай победить их и
возвыситься. «Однако многие полагают,
что мудрый государь и сам должен,
когда позволяют
Ничто не может внушить государю такового почтения, как военные предприятия и необычайные поступки.
Кроме этого, государь должен читать исторические труды, особо изучать действия выдающихся полководцев, разбирать, какими способами они вели войну, что определяло их победы и поражения, с тем, чтобы одерживать первые и избегать последних. Самое же главное – принять за образец кого-либо из прославленных и чтимых людей древности и постоянно держать в памяти его подвиги и деяния.
Таким образом,
для успеха на ниве внешней политики
государь должен быть умён, хитёр, изворотлив,
он должен уметь предвидеть последствия
каждого сделанного им шага, должен
отбросить в сторону все
Таким образом, делая вывод, стоит подчеркнуть что, Н. Макиавелли дает практические рекомендации государю по управлению страной и подданными, перечисляет и описывает основные качества, которыми должен обладать эффективный правитель. Однако он не создает образ идеального правителя, а лишь пытается помочь государю избежать ошибок в управлении и на как можно более длительный срок сохранить власть в своих руках.
Заключение
На основе проведенного нами
анализа концепции политики Н.
Макиавелли можно сделать
Современные ученые относятся
к личности и к
произведениям Н. Макиавелли
противоречиво. С одной
Он единственный в своем роде
мыслитель Эпохи Возрождения,