Концепция социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 06:38, реферат

Описание работы

· обеспечении выпуска качественной продукции и в борьбе с контрафактной, фальсифицированной продукцией, поддельными продовольственными товарами и лекарственными препаратами, наносящими ущерб здоровью граждан;
· своевременной выплате достойной заработной платы и создании условий для воспроизводства рабочей силы;
· обеспечении охраны и безопасных условий труда работников;
· поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

Файлы: 1 файл

концепция социального государства.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

· порядок  учета граждан, нуждающихся в  получении жилья и (или) улучшении  жилищных условий;

· порядок  предоставления жилья гражданам  с разным уровнем денежных доходов;

· перечень и нормативы предоставления населению  основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины);

· максимально  допустимую (предельную) долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи);

· порядок  предоставления группам населения  с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

· категории  граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;

2.4.6. В области образования целесообразно  иметь ГСС для: дошкольного  образования; общего образования;  детских специализированных и  специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального, дополнительного и послевузовского образования, которые должны определять основные параметры их деятельности, в том числе порядок и нормативы их финансирования.

В качестве составляющей ГСС должны использоваться разрабатываемые Министерством образования России государственные образовательные стандарты, определяющие содержание основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объемы учебной нагрузки обучающихся по основным образовательным программам и др. Особого внимания заслуживает разработка ГСС для детских специализированных и специальных образовательных учреждений: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с отклонениями в развитии; детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением.

2.4.7. ГСС в области науки предусматривают:

· порядок  и нормативы финансирования научных  учреждений (включая научные подразделения  вузов);

· норматив материально-технического обеспечения  деятельности научных учреждений (включая  научные подразделения вузов);

· порядок  предоставления грантов научным  учреждениям, коллективам и научным  работникам;

2.4.8. ГСС в области здравоохранения  и физического развития предусматривают  определение:

· перечня  видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;

· нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, оказываемой  государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в  расчете на одного жителя;

· категорий  граждан, пользующихся льготами при обеспечении медицинской помощью и лекарственными препаратами;

· перечня  жизненно важных лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регулирование и (или) регистрация  цен, а также категорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;

· порядка  финансирования учреждений здравоохранения  и физической культуры из бюджетов разных уровней.

К отраслевым (профессиональным) стандартам в области  здравоохранения, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи населению, относятся стандарты профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в т.ч. инвалидов, а также объемные показатели, предусмотренные Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В состав ГСС в области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения включаются нормы, устанавливаемые государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.

2.4.9. ГСС в области культуры предусматривают определение:

· категорий  населения, пользующегося бесплатными  услугами учреждений культуры и (или) с  предоставлением иных льгот;

· порядка  финансирования учреждений культуры из бюджетов разных уровней с целью  сохранения и приумножения национальных культурных ценностей.

2.4.10. ГСС в области социальной помощи  и социального обслуживания населения  предусматривают определение:

· категорий  граждан, нуждающихся в социальной помощи;

· перечня  и нормативов потребления социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению  бесплатно и (или) на иных льготных условиях;

· порядка  финансирования учреждений социального  обеспечения и социального обслуживания населения из бюджетов разных уровней.

2.4.11. ГСС в области обеспечения  экологической безопасности населения  предусматривают определение:

· предельно  допустимых норм загрязнения окружающей среды от вредного воздействия природных  и техногенных аварий и катастроф;

· условий  для обеспечения доступности  получения гражданами достоверной  информации о состоянии окружающей среды; 

· порядка  возмещения ущерба здоровью или имуществу  граждан в случае природных и  техногенных катастроф, а также  правонарушений в области обеспечения экологической безопасности.

2.4.12. ГСС в области защиты социальных  прав граждан предусматривают  определение порядка:

· предоставления гражданам квалифицированной юридической  помощи (включая услуги нотариата);

· государственной  и общественной защиты прав потребителей товаров и услуг;

· предоставления гражданам компенсации причиненного им ущерба в связи с неправомочными действиями учреждений социальной сферы;

· финансирования учреждений, предоставляющих юридическую  помощь гражданам в области защиты их социальных прав.

2.4.13. ГСС в области применения налогового  и ценового механизмов предусматривают  установление порядка налогообложения  граждан, предоставление им налоговых  льгот, а также регулирование  цен и тарифов в сфере потребительского  рынка в соответствии с законодательством, обеспечения необходимых условий для развития акционерной собственности работников.

Изложенные  выше ГСС носят примерный характер, а их окончательная разработка с  уточнением содержательной стороны  каждого норматива и источника  его финансирования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о государственных социальных стандартах.

2.5. Базисным механизмом функционирования  социального государства является  его экономическая политика, уровень  и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами.

Эти понятия определяются:

· состоянием и эффективностью государственного и частного секторов экономики;

· долей  валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей граждан;

· уровнем  развития социальной инфраструктуры и  материальной базы социальной сферы;

· степенью участия региональных бюджетов в  решении социальных проблем.

В процессе становления социального рыночного  хозяйства необходимо обеспечить:

· структурную  перестройку экономики в интересах  всех граждан;

· создание современных производств и рабочих  мест;

· проведение эффективной кадровой политики;

· повышение  экономической активности трудоспособной части общества;

· содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству;

· создание социально-справедливой и эффективной  системы распределения вновь  созданной стоимости между государством, трудом и капиталом;

· усиление социальной направленности налоговой  политики и контроля над инфляцией.

2.6. Необходимо создание нового и  совершенствование действующего  законодательства, обеспечивающего  соблюдение следующих постулатов  и правил:

2.6.1. Выбор и установление социальных целей является высшим приоритетом деятельности органов власти и управления. Следование данному постулату означает, прежде всего, что количественно определенные социальные параметры качества и уровня достойной жизни людей (народного благосостояния) должны иметь законодательный характер и обосновываться федеральными органами государственной власти. Роль исполнительной власти при этом состоит в оценке реализуемости поставленных социальных целей, определении сроков и механизмов их достижения.

2.6.2. Конкретный сценарий социально-экономического  развития страны на среднесрочную  и долгосрочную перспективу (5, 10, 15 лет), обеспечивающий реализацию  поставленных социальных целей  в минимально возможные сроки,  подлежит обязательному демократическому обсуждению и законодательному утверждению.

Разработка  альтернативных вариантов макрорегулирования применительно к модели социального  государства должна, во-первых, исходить из критерия общего наращивания финансовых ресурсов, направляемых на реализацию социальных целей; во-вторых, исходить из принятия общественно приемлемой пропорции в финансовых отчислениях на социальные нужды между бюджетом, доходами бизнеса и самих граждан; в-третьих, основываться на более детальной проработке резервов улучшения финансово-кредитной, промышленной, научно-технической, внешнеэкономической политики государства.

Выбор оптимального решения на основе альтернативных вариантов социально – экономического развития страны должен осуществляться с помощью механизмов социального  партнерства: органов власти, предпринимательских структур, профсоюзов и других общественных объединений граждан. Соответствующее решение должно рассматриваться и одобряться большинством субъектов Российской Федерации, проходить экспериментальную проверку и социальную экспертизу и внедряться в практику после общественного признания их полезности для всего общества.

2.6.3. Функции, формы и методы (технологии) деятельности субъектов социальной  политики по осуществлению выбранного (общественно приемлемого) сценария социально-экономического развития страны подлежат законодательной регламентации.

При проектировании и применении общественно  приемлемого механизма макроэкономического  регулирования (предполагающего выход  на реализацию заданных целей по выбранному сценарию социально-экономического развития) важно исходить из необходимости законодательного закрепления функций, форм, органов, методов, сфер, пределов участия государственной власти в хозяйственной жизни. Четкое законодательное определение функциональной роли государственных органов в управлении экономикой позволит иметь общественно согласованную концепцию и модель действий всех субъектов социальной политики по реализации принятого сценария социально-экономического развития страны.

Законодательно  должны утверждаться также и все основные стратегические документы, принимаемые в качестве нормативной базы для макроэкономического регулирования, в том числе государственная программа стратегии социально-экономического развития страны на 5-10-15-летний период, а также соглашения о взаимодействии по решению стратегических проблем социально-экономического развития между Правительством РФ, объединениями предпринимателей и профсоюзами.

Информация о работе Концепция социального государства