Концепция социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 06:38, реферат

Описание работы

· обеспечении выпуска качественной продукции и в борьбе с контрафактной, фальсифицированной продукцией, поддельными продовольственными товарами и лекарственными препаратами, наносящими ущерб здоровью граждан;
· своевременной выплате достойной заработной платы и создании условий для воспроизводства рабочей силы;
· обеспечении охраны и безопасных условий труда работников;
· поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

Файлы: 1 файл

концепция социального государства.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

.

1 .9.2 Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса  заключается в:

· обеспечении  выпуска качественной продукции  и в борьбе с контрафактной, фальсифицированной продукцией, поддельными продовольственными товарами и лекарственными препаратами, наносящими ущерб здоровью граждан;

· своевременной  выплате достойной заработной платы  и создании условий для воспроизводства  рабочей силы;

· обеспечении  охраны и безопасных условий труда  работников;

· поддержании  уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

· софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации;

· своевременном  и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;

· адресной поддержке беднейших слоев населения;

· развитии и софинансировании объектов социальной сферы;

· развитии корпоративного профессионального  пенсионного страхования;

· софинансировании добровольных видов страхования  работающих;

· осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);

· благотворительной  деятельности.

Социальная  ответственность бизнеса – это  его активное участие в финансировании социальной сферы в дополнение к  социальным затратам государства.

1 .9.3. Социальная ответственность гражданина  включает в себя, с одной стороны,  ответственность перед обществом,  с другой – перед своими  близкими.

Перед обществом социальная ответственность  выражается, прежде всего, в соблюдении законов и других правовых норм, а также в передаче гражданином части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды, на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления.

Перед своими близкими, в первую очередь  перед семьей, социальная ответственность гражданина выражается в посильной заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании детей и солидарной ответственности поколений.

1 .10. Важнейшим фактором и условием развития социального государства является его финансовое обеспечение. Социальное государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду всего экономически активного населения. Для осуществления конкретных задач социального государства разрабатываются и вводятся в действие механизмы формирования ресурсных источников, в качестве которых используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных социальных фондов, софинансирование граждан, а также благотворительные средства работодателей. Проводимая государством бюджетная, налоговая и ценовая политика, а также кредитно–денежное регулирование экономических отношений должны активно содействовать решению главной задачи – повышению благосостояния всего российского народа.

1 .11. Важнейшим средством для функционирования  социального государства является  его правовое обеспечение.

Социальное  государство – это современный  тип правового государства, целесообразно  соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества. В социальном государстве каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных Конституцией РФ прав и свобод и обеспечен высокий уровень правовой защищенности всех граждан.

Социальное  государство – не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип  государства. Оно развивается и  трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество и экономика, сохраняя постоянную взаимосвязь между ними. Наиболее сложная задача при этом – соблюдение постоянного баланса между рыночной экономикой и устранением явного социального неравенства, порождаемого ею. А основная проблема – установление границ, пределов вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой – обязано правовыми мерами обеспечить каждому человеку реализацию его права на достойную жизнь.

1 .12. В числе базисных, важнейших особенностей социального государства – участие общественных объединений, в том числе политических партий, социальных движений и фондов, Русской православной церкви и других традиционных конфессий, в формировании и функционировании гражданского общества. При этом важная роль в управлении производством, общественной и государственной жизнью отводится профессиональным союзам Российской Федерации.

Часть 2

Механизмы реализации основных положений и принципов  социального государства

2.1 . Функционирование социального государства на изложенных выше принципах обеспечивается, прежде всего, с помощью соответствующих механизмов социальной политики.

Социальная  политика осуществляется в таких  основных сферах социальных отношений, как:

· оплата и охрана труда;

· рынок  труда, занятость и безработица;

· регулирование  доходов и потребления товаров  массового спроса;

· пенсионное обеспечение;

· социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;

· социальное страхование;

· социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

· образование  и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

· формирование и востребованность кадрового потенциала общества;

· наука;

· здравоохранение;

· культура;

· физическая культура, спорт и туризм;

· демография, семья, материнство, отцовство, детство  и молодежь;

· экологическая  безопасность, защита от природных  и техногенных аварий и катастроф;

· защита социальных прав всех категорий граждан.

Проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одного из перечисленных выше направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные.

Социальная  политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (разрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления). В реальные дела социальная политика воплощается на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях (уровне организаций).

2.2. Важнейшим инструментом социальной  политики социального государства  является социальная защита. В  целом социальная защита выступает  как механизм, призванный ограждать  людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это – защита от возможных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от других вредоносных факторов.

В современных  условиях российской действительности в социальной защите нуждаются, прежде всего, малообеспеченные, социально  уязвимые и бедные слои населения.

2.3. Социальное государство присущими ему правовыми механизмами, формами и методами призвано ограничивать своекорыстные интересы тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве и силе, и ограждать “социально слабые” категории населения от произвола “социально сильных”.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные системы социальной защиты граждан и социального  выравнивания их доходов включают в  себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты  и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно обслуживает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов.

2.4. Важнейшими элементами механизмов  социальной политики социального  государства являются государственные  социальные стандарты (ГСС), то  есть социальные нормы и нормативы,  обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства.

Государственные социальные стандарты устанавливаются  в виде законодательных актов  и (или) других видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Формирование  системы ГСС должно осуществляться на базе следующих принципов:

· соблюдение и обеспечение конституционных  прав и гарантий граждан;

· целевое, адресное и поэтапное внедрение  механизмов нормативного метода подушевого финансирования отраслей социальной сферы  из бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов с учетом социально-экономического положения в стране, региональных и местных факторов и условий;

· закрепление  доходов и расходов на социальные нужды по уровням бюджетной системы  Российской Федерации в соответствии с разграничением предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

· гласность, означающая обязательное информирование населения через средства массовой информации о государственных социальных стандартах, их разработке, утверждении, применении и финансовом обеспечении, а также обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений при формировании и применении системы государственных социальных стандартов.

2.4.1 . В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка), а также почасовая оплата труда, стимулирующая востребованность кадрового потенциала общества.

2.4.2. ГСС в области обеспечения  занятости и помощи безработным  должны предусматривать установление:

· размеров квоты для организации первого  рабочего места или размера денежной компенсации за его непредоставление;

· размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;

· условий  переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.

2.4.3. В качестве ГСС в области пенсионного обеспечения следует устанавливать размеры пенсий, которые должны превышать прожиточный минимум, гарантии обеспечения своевременности и полноты выплат, сроки и порядок индексации пенсий.

2.4.4. ГСС в области обеспечения  населения товарами и услугами массового спроса предусматривают установление:

· минимального набора важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (входящих в состав потребительской  корзины) и нормативов их потребления  для основных социально-демографических групп населения;

· перечня  категорий населения, нуждающихся  в реализации ему товаров массового  спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, порядка  предоставления таких льгот и  организации контроля за его соблюдением.

2.4.5. ГСС в области обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами учитывают:

· нормативы  обеспечения жилой и (или) общей  площадью в расчете на одного человека;

Информация о работе Концепция социального государства