Конфликт Югославии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

До 1991 года Югославия была самым большим государством на Балканах. Исторически сложилось так, что в стране жили люди многих национальностей, и со временем различия между этническими группами увеличивались. Так, словенцы и хорваты в северо-западной части страны стали католиками и ПОЛЬЗОВАЛИСЬ латинским алфавитом, в то время как сербы и черногорцы, жившие ближе к югу. приняли православную веру и применяли для письма кириллицу.
Эти земли привлекали многих завоевателей. Хорватия была захвачена Венгрией. 2 впоследствии стала частью Австро-Венгерской империи; Сербия, как и большая часть территории Балкан, была присоединена к Османской империи, и лишь Черногория смогла отстоять независимость.

Файлы: 1 файл

реферат про конфликт.docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

В этом суть так называемой косовской проблемы. По своей политической сути "косовская проблема" - это  сепаратизм лидеров и политических группировок национального меньшинства, что полностью противоречит международным  нормам.

В Косово проявляется крайний  и агрессивный албанский национализм, сопровождаемый демографическим взрывом  и попытками только логикой больших  чисел осуществить право на реализацию сепаратистской цели - выхода территории Космета из состава государственной территории Сербии и присоединения ее в дальнейшем к Албании. При этом забывается, что с этой территории под давлением албанского террора выехало более 200 000 сербов, а на их место только с 1945 года до сегодняшнего дня с благословения тогдашних югославских властей поселились от 350 000 до 400 000 людей, бежавших из Албании. Таким образом, долгое время насильственно менялась этническая структура населения в Космете, создавались условия для того, чтобы албанцы выступили на международной политической сцене с требованием предоставить им отдельное государство.

В социалистической Югославии  строительству федеративных отношений  всегда уделялось большое внимание. Югославия гордилась достижениями в области межнациональных отношений. Особенно чутко руководство страны относилось к 25 этническим группам, национальным меньшинствам, которых даже стали  называть по-новому - народность. В стране выходило 150 газет и журналов на языках национальных меньшинств. В крае Косово существовало 904 албанских начальных  и 69 средних школ, университет. Каждое десятилетие приносило существенное расширение прав автономии.

В 1946 году Иосип Броз Тито говорил: "Косово должно отойти к Албании, но этого нельзя пока сделать из-за международной и внутриполитической ситуации". Тито обещал албанскому лидеру Энверу Ходже провести плебисцит среди албанского населения Югославии и передать Косово Албании, но потом передумал.

Косово получает статус национальной области в составе Сербии. В 1963 г. Косово становится автономным краем.

Тем не менее, учащаются случаи столкновения албанцев с сербской полицией. Борьба с албанскими диссидентами возложена  на югославское УГБ (аналог КГБ в СССР). Происходит массовая эмиграция албанцев, в том числе в Турцию.

В 1974 году, с принятием  новой сербской конституции, Косово гарантируются широкие права  автономии. Иосип Броз Тито пытается интегрировать албанцев в единую Югославию, поднять уровень жизни. Появляются албанские газеты и албанское телевидение. Официальным языком становится албанский, основные должности занимают албанцы.

Конституция 1974 г. наделила край такими широкими полномочиями, что  он фактически стал самостоятельным  субъектом федерации. Представители  Косово были членами коллективного  органа управления страной - Президиума СФРЮ, в который входили представители  всех республик федерации. Автономный край обладал равными правами  с другими республиками, кроме  одного - он не мог отделиться от Сербии. Мечтая о создании единого албанского государства на Балканах путем объединения  всех земель, на которых проживают  албанцы, Косово долгие годы стремилось добиться статуса республики. Там  полагали, что это даст возможность  ставить вопрос о самоопределении  и выходе из состава Югославии.

О том, каково было истинное положение албанцев в Югославии, свидетельствуют следующие данные: на самых высоких государственных  постах в СРЮ в разные периоды  находились албанцы. Президентами Югославии  были в свое время Синан Хасани и Фадиль Ходжа, Председателем, Коммунистической партии Югославии - тот же Фадиль Ходжа, Председателем Союза югославской молодежи Азем Власи.

Однако в начале 80-х, после  смерти Тито, давление на албанцев снова  начинает возрастать.

В 1981 г. в Косово вспыхнуло  антисербское восстание. В крае было введено чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной  сербской власти так и не удалось. На протяжении последующих восьми лет  массовые выступления албанцев неоднократно повторялись.

В те годы по всей Югославии  шла многосторонняя перекрестная миграция: сербы из других республик возвращались в Сербию, хорваты - в Хорватию. Албанцы  потянулись в Косово. Активность косовских  албанцев привела к подъему сербского  национального движения.

Сербы оказались в Косово национальным меньшинством, не смогли приспособиться к этому и чувствовали  себя неуютно. Выдвижение албанских  кадров сербы считали дискриминацией. Они стали уезжать. Сербы были специалистами высокой квалификации, учеными, врачами, их отъезд болезненно сказался на состоянии Косово.

  Самую отвратительную роль в конфликтах на территории бывшей Югославии сыграла националистически настроенная провинциальная интеллигенция, возбуждавшая ненависть к инородцам. В 1986 году в сербской прессе был опубликован первый манифест против албанского национализма и сепаратизма. Письмо подписали две тысячи человек. Затем появился меморандум сербской Академии наук и искусств. Сербские интеллектуалы попросили власти провести деалбанизацию Косово, сделать так, чтобы большинство там составляли сербы. 
Такая попытка была предпринята. Сербов отправляли на работу в Косово, чтобы выровнять демографический баланс. Им платили более высокую зарплату. Начались сербские манифестации под лозунгами "Долой албанский геноцид в Косово!"

  Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы урегулирования ситуации в крае. В сербском партийном руководстве прослеживаются две линии: более либеральную олицетворяет первый секретарь ЦК Иван Стамболич, более жесткую - второй секретарь Слободан Милошевич, в то время довольно незаметный партийный функционер. Периоды введения военного положения и комендантского часа сменяются периодами разработки новых программ решения "проблем Косово", которые включают в себя экономические (преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления) и политические (попытки формирования единства на классовых, а не на национальных основах) меры. Однако о достижении хоть каких-то результатов говорить не приходится.

Когда над Восточной Европой  задул "ветер перемен", вызванный  процессами перестройки в СССР, Запад  резко усилил поддержку всех антисоциалистических и националистических сил, способных  ослабить правящие коммунистические режимы.

  Для Белграда проблема Косово стала особенно острой после распада федеративной Югославии в 1991-1992 гг. Сербы, жившие на территории Хорватии и Боснии, оказались оторванными от основной части народа, жившего в Сербии. Их попытка создать автономные районы не получила признания правительств этих двух новых независимых государств. Тогда они начали воевать и получили помощь со стороны Белграда, который хотел сохранить единое югославское государство или создать единое сербское государство. В этой войне Запад был против сербов. Война была жестокой и сопровождалась зверствами с обеих сторон. За три с лишним года боевых действий погибло около 300 тысяч человек.

В итоге боснийские сербы  добились автономии, но не объединения  с Сербией. Сербы оказались разделенной  нацией на своей исторической земле. И на этом печальном для сербов фоне возникла реальная угроза потери Косово.

  Весной 89-го центральные власти Югославии, опасаясь роста сепаратистских настроений среди косовских албанцев, фактически упразднили автономный статус этого края. В мае 1989 года Милошевич избран председателем Президиума Социалистической республики Сербия.

В сентябре 1991 г. на фоне распада  Югославской федерации косовские  албанцы провозгласили независимость  и создали Республику Косово. В  мае 1992-го они провели выборы президента и парламента. Президентом непризнанной республики стал писатель Ибрагим Ругова. Естественно, что Белград считал все эти действия незаконными. В Косово сложилось двоевластие. Албанцы не признавали власть Белграда, а сербы - Косовскую республику.

  С 1991 г. в Косово и Метохии укрепляется и исламский экстремизм, а также начинает сказываться влияние албанской наркомафии. Значительная часть наркоденег предназначается для выкупа домов и земель сербов, проживающих в Косово.

  С 1992 г. обстановка в Косово все более накаляется. Антисербские митинги разгоняются сербской полицией. Албанцы создают отряды Косовской освободительной армии, которая начала партизанскую войну. Запад в этом конфликте выступает явно на стороне албанских сепаратистов, которые беспрепятственно получали оружие и деньги. Деньги добываются и посредством торговли наркотиками в западных странах, но на эти "шалости" спецслужбы смотрели сквозь пальцы.

В сепаратистском движении в Косово, радикализация которого началась в 1998 г., можно отметить три течения. 
 Первое - политическое, которое действует через Демократическую лигу Косово во главе с Ибрагимом Руговой. Он выступает за получение независимости Косово политическими средствами. 
 Второе связано с деятельностью "правительства в подполье" и именем Буяра Букоши. Штаб-квартира правительства находится в городе Ульм недалеко от Бонна в Германии. Буяр Букоши имеет большое влияние на албанцев, находящихся на работе или в эмиграции за пределами Косово. Через его руки проходят деньги, которые попадают в Косово из-за границы. (Известно, что албанцы зарабатывают огромные деньги на торговле наркотиками и оружием.) 
 Третье - экстремистское, действующее террористическими методами в рамках Освободительной армии Косово (ОАК). Цели экстремистского крыла сепаратистов заключались в следующем: вызвать путем террористических актов и провокаций войну в крае, расширить "свободную территорию", где действует ОАК, добиться признания своей борьбы как национально-освободительной и, наконец, отделившись от Югославии, объединить территории Косово, Черногории, Македонии, Санджака и другие земли, населенные албанцами. Политическое крыло ОАК представляет бывший председатель Комитета защиты прав косовских албанцев Адем Демачи. Он получил мощную поддержку своих планов и действий со стороны Албании. Диссидент со стажем, проведший в тюрьмах СФРЮ более 25 лет, он является одним из самых непримиримых критиков политики Ибрагима Руговы.

  Осенью 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, который обозначил тенденцию усиления позиций радикалов, готовых к военным действиям. Постепенно все более заметную роль начал играть премьер-министр непризнанной республики Буяр Букоши, обладающий достаточным влиянием на широкие массы косовских албанцев. Он откровенно заявил, что выступает "за войну, а не за переговоры, которые означают капитуляцию албанцев".

  Освободительная армия Косово, прошедшая подготовку в албанских лагерях, спровоцировала начало новой фазы конфликта в начале 1998 г. - вооруженные столкновения с сербской полицией, взрывы в македонских городах Гостивар, Куманово и Прилеп, убийства мирных жителей. Среди использовавшихся террористами методов - убийства и выселение сербов; убийства и угрозы лояльным албанцам, которые не хотят воевать; блокада сербских сел; захват мирных жителей в заложники; использование снайперов; нападение на посты милиции и армейские патрули. С января по октябрь 1998 г. в Косово были похищены 156 человек сербской и 92 человека албанской и других национальностей. Небезопасны для передвижения стали большинство дорог в крае - они контролировались албанскими военизированными патрулями. Население края, которое не поддерживало экстремистов, было запугано и также подвергалось насилию. Албанцы- католики в страхе уезжали из родных мест, чтобы избежать насильственного включения в отряды террористов.

  В 1998 г. сербы начали масштабные действия по ликвидации баз КОА, что привело к жертвам среди мирного населения. Югославские пограничники пытались остановить потоки боевиков и оружия для сепаратистов. Количество проникающих на территорию Косово и Метохии террористических групп, а также оружия, нелегально доставляемого из Албании, агрессивность при столкновении с югославскими пограничниками свидетельствовали о подготовке широкомасштабных военных акций.

Запад добился введения международных  санкций против Белграда и фактически поддержал албанских лидеров  Косово, которые не скрывали своей  твердой решимости выйти из состава  Югославии.

Упорно не замечая проблемы сербов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, международные организации (ООН, ОБСЕ, Контактная группа) проявляли интерес  к проблеме прав человека в Косово. Самую активную позицию заняло НАТО. Очевидным стало стремление альянса  изменить подход к участию НАТО в  региональных конфликтах. НАТО готово выступать не как инструмент реализации решений СБ ООН, а как самостоятельный фактор.

Уже осенью 1998 г. НАТО угрожало Сербии бомбежками, но тогда ценой  ряда уступок сербам удалось избежать войны. 
 Весной 1999 г. Запад предложил заключить трехгодичное "промежуточное" соглашение, по которому НАТО получало возможность ввести в Косово 30 тыс. солдат для обеспечения демократических выборов, мира и безопасности. Сербии разрешалось иметь в Косово лишь очень небольшие силы для охраны внешних границ. Вместо сербской полиции НАТО должно было подготовить полицейские силы из албанцев. Соглашение предусматривало избрание в Косово своего парламента и президента. В конце срока действия соглашения планировалось проведение международной конференции с целью рассмотрения долговременного статуса Косово.

Информация о работе Конфликт Югославии