Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:43, доклад
В России на протяжении всего ХIХ в. идеи консерватизма получили широкое распространение и прошли долгий путь от славянофильства к религиозно-этическому искательству. В философских и литературно-критических работах этого периода рассматривались и осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном (1812г./), восстанием декабристов (1825г.), отменой крепостного права /1861г./, проведением буржуазно-либеральных реформ (60-70гг.). развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.
В России на протяжении всего ХIХ
в. идеи консерватизма получили широкое
распространение и прошли долгий
путь от славянофильства к религиозно-
В 60-90-е годы
ХIХ в. Россия встала на путь
капиталистического развития. В
период после проведения
Термин «консерватизм» (от лат. conservo
— охраняю, сохраняю) ввел в литературный
обиход французский писатель Ф. Шатобриан,
у которого он означал феодально-
Расцвет консервативных идей в Российской империи пришелся на конец XIX начала XX века. Именно в эти годы, появляются наиболее подробные труды русских мыслителей.
Отношение русских консерваторов рубежа XIX – ХX веков к происходившей на их глазах модернизации было крайне настороженным, а временами и откровенно отрицательным, что вытекало из мировоззренческих установок, в значительной степени базировавшихся на религиозном миропонимании.
Для российских консерваторов (включая как видных философов-теоретиков, так и политических вождей правомонархических партий) характерна сакрализация самодержавной власти. С этой сакрализацией связано и то специфическое обстоятельство, что вплоть до конца XIX века консервативные идеологи в России не стремились обеспечить оформление политико-правовой доктрины самодержавной власти. Русские дореволюционные консерваторы, обосновывая неограниченность верховной власти, полагались не столько на правовые основы, сколько на традиционную, по их мнению, крепость монархических чувств в народе. Да и сами самодержцы порой, при определении своего отношения к деятельности того или иного государственного деятеля, исходили из «странных» для большинства сегодняшних политиков принципов. Так, Александр III выдвигал в качестве критерия «русскость» или «нерусскость» того или иного человека из своего окружения, причем, подчеркну, речь не шла о принципе «крови». «Русским» считался тот, кто верно служил трону, самодержцу и православию. Апелляция к патриотизму, духу, чести – все это не могло не способствовать первостепенности религиозно-нравственных оценок по сравнению с юридическим подходом при обращении консерваторов к трактовке самодержавной власти. Четко это позиция нашла свое отражения во взглядах Федора Михайловича Достоевского.
Федор Михайлович Достоевский
Философские взгляды Ф.М. Достоевского в настоящее время тем более требуют подробного анализа, что советская официальная наука считала их "глубоким заблуждением и реакционной стороной его мировоззрения" довольно продолжительное время.
Его гуманизм сформировался под
влиянием просветительских и свободолюбивых
традиций русской и мировой классической
литературы. В этот период Достоевский
проявлял интерес к утопическому
социализму. В 50-60-е гг. ХIХ в. он делает
поворот в сторону
Достоевский отвергал историческую роль
революции, отрицал социализм как
единственный реальный путь изменения
существующих условий жизни. Поставленный
перед свершившимся фактом развития
капитализма в России после буржуазно-либеральных
реформ 60-70-х годов и не сумевший
его оценить, писатель искал выход
в религиозно-нравственном совершенствовании
личности. В центре внимания Достоевского
- мыслителя стояли не столько проблемы
гносеологии и онтологии, сколько
вопросы этики, религии, эстетики и
отчасти социологии. Как идеалист,
он считал, что путь личного нравственного
совершенствования ведет к
Этика Достоевского, проповедавшего христианские идеи "совершенствования личности", была направлена против выдвигавшейся русскими революционными демократами теории активной роли социальной среды и необходимости ее преобразования для изменения взглядов людей, их нравственности. Он видел в этой теории ущемление свободы и значимости личности. Писатель пытался наметить путь нравственного перерождения личности при помощи "деятельной христианской любви". Станем сами лучше, тогда и среда изменится, - это смысл его возражений философам-материалистам.
Достоевский не принял капитализм со всей силой страсти художника и мыслителя, но, разочаровавшись в идеалах утопического социализма, не смог противопоставить буржуазной идеологии и морали ничего, кроме идей первоначального христианства.
С Достоевского ("Великий Инквизитор")
в русской философии и
На протяжении всего XX века глубокая
внутренняя противоречивость мировоззрения
и творчества Федора Михайловича
Достоевского не раз приводила к
диаметрально противоположным оценкам
его наследия. Естественно, что консервативные
идеи, его религиозность, неприятие
теории о необходимости
Официальная советская наука, взяв на вооружение мысли В.И. Ленина, М. Горького, Луначарского, Ольминского и др., выступала против "достоевщины" - реакционных, на ее взгляд, идей философии Достоевского, осуждая его "глубокие заблуждения", резко высказывалась об экзистенциальной природе его творчества.
Михаил Никифорович Катков
Михаил
Никифорович Катков (1818 – 1887) философ,
общественный деятель, тайный советник
с 1882 года. Сын чиновника, выслужившегося
в личные дворяне. Образование получил
на словесном отделении
Катков выдвинул свою оригинальную идею российской государственности на позициях консерватизма и монархии, долгие годы влиявшую на правительственный курс Александра III.
Связав понятия «свобода» и «власть», Катков построил теорию о том, что свобода возможна лишь там, где присутствует сильная власть, способная защитить личную свободу людей. Следовательно, в лице государства люди обретают высшую свободу. При этом ослабление власти порождает смуту, которая в свою очередь ведет к разложению «основ всякой нравственности» и появлению всевозможных тайных правительств. Избежать этого, по мнению Каткова, мог только «страх» перед законной властью.
Национальность
для Каткова исключительно
К концу
своей жизни взгляды Каткова
становиться все более
Противостоять этому разрушительному влиянию «западных идей» могли только многовековые традиционные устои русского народа, сохранение сословной структуры, во главе с дворянством. «Оно стоит непрерывно и неусыпно на страже общих интересов.… Все достоинство дворян состоит в чутком, неослабном, разумном патриотизме».
Таким образом, Катков выступал за единую, неделимую Россию с преобладанием на всей ее территории русской культуры.
Развитие консервативных идей в 80 – 90-е годы XIX века, имело характерный признак разделения на два основных направления – политический консерватизм – идеологами которого выступали государственные деятели, литераторы, ученые близкие к правительственным кругам, и религиозно-философский консерватизм. Не смотря на своеобразие и индивидуальность отдельных представителей, в целом для консерватизма этого периода было характерно приверженность к духовным ценностям православия, исконным социальным институтам общества, политический традиционализм.
Переплетение взглядов выдвинутых Уваровым в «теории официальной народности» и идей Победоносцева, привели к появлению теории «Народного самодержавия», ставшей идеологической основой политики последних Российских императоров – Александра III и Николая II. Основой теории стала концепция единения царя и народа. «Наверху пирамиды стоит государь, а внизу – бесформенная, но деятельная масса народа. Для полного счастья… достаточно непосредственных отношений между монархом и его подданными. Царь любит свой народ, а подданные любят своего государя», который «является источником всех благ и надежд». Однако общему благу препятствуют бюрократия и интеллигенция, которые действуют исключительно в своих корыстных интересах и стремятся захватить власть в свои руки. Но отказаться от них нельзя, потому что «нельзя обойтись без чиновников в стране с 150 миллионами населения, простирающейся от Варшавы до Аляски», Хотя они «как стена» отделяющая царя от народа и «мешающая Его величеству полностью осуществлять свой долг».
Консерватизм как общественное течение, заметно оживляется в начале 80-х годов XIX века, особенно в российской «глубинке». Где выдвигаются ряд дворян, в последующем деятелей высшей бюрократии: А.Д. Пазухин – предводитель дворянства Алатынского уезда Симбирской губернии – один из идеологов консервативной корректировки внутреннего курса и правитель канцелярии Внутренних дел; С.С. Бехтеев – предводитель Елецкого дворянства Орловской губернии, играл важную роль в подготовки земской контрреформы. Из числа дворян Орловской губернии так же были выдвинуты на высшие должности А.В. Шереметьев и А.А. Нарышкин.
Иван Лукьянович Соловенич
Исследование
консерватизма будет не полным, если
останутся нерассмотренными учения
консервативных мыслителей русской
эмиграции, которые являлись прямыми
наследниками национальных политико-правовых
воззрений XIX - начала XX века. Наиболее
выдающимися представителями
Имя Ивана
Солоневича - одно из наиболее известных
в русской национальной мысли XX века.
Его книги многих заставили взглянуть
без социалистического и
На политическую арену И.Л Солоневич вышел, по своему утверждению, в 1910 году. В то время он работал в газете «Северо-западная жизнь». Во время первой мировой войны Солоневич в качестве сотрудника газеты «Новое время» делает обзоры провинциальной печати, работает в отделе информации. С приходом большевиков к власти братья Борис и Иван Солоневичи бегут на белый юг, в Киев, где работает на белых, добывая секретную информацию. В 1920 году всю семью забирают в одесскую ЧК. После выхода из ЧК Солоневич продолжает сотрудничество с белыми, подготовляя свой побег из СССР. Однако побег был неудачным и он попадает в концлагерь, откуда уже и совершает более удачный побег, перейдя через финскую границу. Всю свою дальнейшую жизнь в эмиграции Солоневич посвятил антибольшевистской и промонархической деятельности. Его книги «Россия в концлагере», «Народная монархия» принесли ему мировую известность и финансовую независимость.