Консерватизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:43, доклад

Описание работы

В России на протяжении всего ХIХ в. идеи консерватизма получили широкое распространение и прошли долгий путь от славянофильства к религиозно-этическому искательству. В философских и литературно-критических работах этого периода рассматривались и осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном (1812г./), восстанием декабристов (1825г.), отменой крепостного права /1861г./, проведением буржуазно-либеральных реформ (60-70гг.). развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.

Файлы: 1 файл

консерваторы.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

                                        Введение.

В России на протяжении всего ХIХ  в. идеи консерватизма получили широкое  распространение и прошли долгий путь от славянофильства к религиозно-этическому искательству. В философских и  литературно-критических работах  этого периода рассматривались  и осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном (1812г./), восстанием декабристов (1825г.), отменой  крепостного права /1861г./, проведением  буржуазно-либеральных реформ (60-70гг.). развитием капиталистических отношений  и революционно-демократического движения.

      В 60-90-е годы  ХIХ в. Россия встала на путь  капиталистического развития.  В  период после проведения либерально-буржуазных  реформ 60-70-х гг. капиталистический  строй утверждался во всех  сферах общественно-политической  и экономической жизни. Капиталистические  отношения как в городе, так  и в деревне, переплетались  с сильными пережитками крепостничества:  осталось помещичье землевладение,  полуфеодальные способы эксплуатации  крестьян. Преобладал так называемый "прусский" тип капитализма  в сельском хозяйстве, характеризующийся  сохранением помещичьей собственности  и постепенным превращением помещичьего  землевладения в капиталистическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Консерватизм в России

Термин «консерватизм» (от лат. conservo — охраняю, сохраняю) ввел в литературный обиход французский писатель Ф. Шатобриан, у которого он означал феодально-аристократическую  реакцию на Великую французскую  буржуазную революцию. В 1818 г. он стал издавать газету «Консерватор», излагавшую взгляды  Э. Берка и Ж. де Местра. Консерватизм, как и либерализм и социализм, условно можно классифицировать по временным, типовым признакам (исторически-традиционный, традиционалистский, классический и  современный) и формам (проявление его  в различных странах, континентах). Исторически-традиционный тип консерватизма, включающий восточную и западную (европейскую) консервативную традиции, имеет древнее родословие.

Расцвет консервативных идей в Российской империи пришелся на конец XIX начала XX века. Именно в эти годы, появляются наиболее подробные труды русских мыслителей.

Отношение русских консерваторов  рубежа XIX – ХX веков к происходившей  на их глазах модернизации было крайне настороженным, а временами и  откровенно отрицательным, что вытекало из мировоззренческих установок, в  значительной степени базировавшихся на религиозном миропонимании.

Для российских консерваторов (включая  как видных философов-теоретиков, так  и политических вождей правомонархических партий) характерна сакрализация самодержавной  власти. С этой сакрализацией связано  и то специфическое обстоятельство, что вплоть до конца XIX века консервативные идеологи в России не стремились обеспечить оформление политико-правовой доктрины самодержавной власти. Русские дореволюционные  консерваторы, обосновывая неограниченность верховной власти, полагались не столько  на правовые основы, сколько на традиционную, по их мнению, крепость монархических  чувств в народе. Да и сами самодержцы порой, при определении своего отношения к деятельности того или иного государственного деятеля, исходили из «странных» для большинства сегодняшних политиков принципов. Так, Александр III выдвигал в качестве критерия «русскость» или «нерусскость» того или иного человека из своего окружения, причем, подчеркну, речь не шла о принципе «крови». «Русским» считался тот, кто верно служил трону, самодержцу и православию. Апелляция к патриотизму, духу, чести – все это не могло не способствовать первостепенности религиозно-нравственных оценок по сравнению с юридическим подходом при обращении консерваторов к трактовке самодержавной власти. Четко это позиция нашла свое отражения во взглядах Федора Михайловича Достоевского.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Федор Михайлович Достоевский 

Философские взгляды Ф.М. Достоевского в настоящее время тем более  требуют подробного анализа, что  советская официальная наука  считала их "глубоким заблуждением и реакционной стороной его мировоззрения" довольно продолжительное время.

Его гуманизм сформировался под  влиянием просветительских и свободолюбивых традиций русской и мировой классической литературы. В этот период Достоевский  проявлял интерес к утопическому социализму. В 50-60-е гг. ХIХ в. он делает поворот в сторону консерватизма  и мистической философии, уповает  на самодержавие и православие в  России. Внутренняя противоречивость мировоззрения и творчества писателя зависела, прежде всего, от социального  положения тех мелкобуржуазных  слоев, на стороне которых были симпатии Достоевского и жизненную трагедию которых он так блестяще описал в  своих произведениях.

Достоевский отвергал историческую роль революции, отрицал социализм как  единственный реальный путь изменения  существующих условий жизни. Поставленный перед свершившимся фактом развития капитализма в России после буржуазно-либеральных  реформ 60-70-х годов и не сумевший его оценить, писатель искал выход  в религиозно-нравственном совершенствовании  личности. В центре внимания Достоевского - мыслителя стояли не столько проблемы гносеологии и онтологии, сколько  вопросы этики, религии, эстетики и  отчасти социологии. Как идеалист, он считал, что путь личного нравственного  совершенствования ведет к изменению  нравов общества. Для него не существовало научной теории развития природы  и общества. Разуму отводилось последнее  место, все надежды возлагались  на чувство, на "сердце", на "живую  божественную душу человека". Корень нравственности, по его мнению, зависит  от веры в Бога и бессмертие души. Рост аморальности общества и преступности он связывал с атеизмом, философским материализмом.

Этика Достоевского, проповедавшего христианские идеи "совершенствования  личности", была направлена против выдвигавшейся  русскими революционными демократами  теории активной роли социальной среды  и необходимости ее преобразования для изменения взглядов людей, их нравственности. Он видел в этой теории ущемление свободы и значимости личности. Писатель пытался наметить путь нравственного перерождения личности при помощи "деятельной христианской любви". Станем сами лучше, тогда  и среда изменится, - это смысл  его возражений философам-материалистам.

Достоевский не принял капитализм со всей силой страсти художника  и мыслителя, но, разочаровавшись  в идеалах утопического социализма, не смог противопоставить буржуазной идеологии и морали ничего, кроме  идей первоначального христианства.

С Достоевского ("Великий Инквизитор") в русской философии и литературе берет начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый художниками  и мыслителями XX века. Этот жанр нередко  требовал языка притчи, исповеди, проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа  доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин.

На протяжении всего XX века глубокая внутренняя противоречивость мировоззрения  и творчества Федора Михайловича  Достоевского не раз приводила к  диаметрально противоположным оценкам  его наследия. Естественно, что консервативные идеи, его религиозность, неприятие  теории о необходимости социалистической революции в России, отрицание  материализма, вера в "божественную душу" человека и т.п. были абсолютно  неприемлемы для революционных  демократов, которые советской наукой именовались "передовыми людьми России" того времени. Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Писарев и др. в своих произведениях  нещадно критиковали религиозно-идеалистическую философию, но в то же время высоко оценивали его как художника-реалиста.

Официальная советская наука, взяв на вооружение мысли В.И. Ленина, М. Горького, Луначарского, Ольминского и др., выступала против "достоевщины" - реакционных, на ее взгляд, идей философии  Достоевского, осуждая его "глубокие заблуждения", резко высказывалась  об экзистенциальной природе его  творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Никифорович Катков

 

Михаил  Никифорович Катков (1818 – 1887) философ, общественный деятель, тайный советник с 1882 года. Сын чиновника, выслужившегося в личные дворяне. Образование получил  на словесном отделении Московского  Императорского университета, где примкнул к философскому кружку Н.В. Станкевича. С 1850 года редактор газеты «Московские  ведомости», 1856 году редактор «Русского  вестника», на страницах которого впервые  вводит в обиход термин нигилизм. Пытался  придать журналу либерально-консервативный характер. Выступает на позициях умеренного либерализма и конституционной  монархии. Но после восстания в  Царстве Польском (1863 – 1864) постепенно переходит на сторону консервативных идей.

Катков  выдвинул свою оригинальную идею российской государственности на позициях консерватизма  и монархии, долгие годы влиявшую на правительственный курс Александра III.

Связав  понятия «свобода» и «власть», Катков построил теорию о том, что  свобода возможна лишь там, где присутствует сильная власть, способная защитить личную свободу людей. Следовательно, в лице государства люди обретают высшую свободу. При этом ослабление власти порождает смуту, которая  в свою очередь ведет к разложению «основ всякой нравственности» и  появлению всевозможных тайных правительств. Избежать этого, по мнению Каткова, мог  только «страх» перед законной властью.

Национальность  для Каткова исключительно государственное  понятие. Одно племя исторически  выдвинувшееся закладывает основу государства, подчиняя себе остальные  племена, для образования государственного единства. Это племя и получает значение государственной нации, на котором держится все государство. Данная концепция требовала единых законов, единого языка, единой системы  управления, но при этом не подразумевала  отказа других «племен» входящих в  государство отказываться от своих  обычаев, традиций, языка или вероисповедания.

К концу  своей жизни взгляды Каткова  становиться все более промонархические и ультраконсервативные. На страницах  своих периодических изданий  «Московских ведомостей» и «Русского  вестника» он начинает критиковать  реформы, которые активно поддерживал  ранее, в частности земскую и  судебную. Обвинять нигилистов, социалистов, либеральных министров и радикально настроенную интеллигенцию в  «заговоре против России», вере в  «западные мифы», демократию, конституционализм, революцию. Им Катков противопоставлял Высшую форму государственной власти – единую, твердую, самодержавную  монархию. В которой он видел надклассовую силу, стоящую над всем и осуществляющую контроль за обществом. Власть свободная  от межпартийных склок, демагогии и  коррупции.

Противостоять этому разрушительному влиянию  «западных идей» могли только многовековые традиционные устои русского народа, сохранение сословной структуры, во главе с дворянством. «Оно стоит  непрерывно и неусыпно на страже общих  интересов.… Все достоинство  дворян состоит в чутком, неослабном, разумном патриотизме».

Таким образом, Катков выступал за единую, неделимую  Россию с преобладанием на всей ее территории русской культуры.

Развитие  консервативных идей в 80 – 90-е годы XIX века, имело характерный признак разделения на два основных направления – политический консерватизм – идеологами которого выступали государственные деятели, литераторы, ученые близкие к правительственным кругам, и религиозно-философский консерватизм. Не смотря на своеобразие и индивидуальность отдельных представителей, в целом для консерватизма этого периода было характерно приверженность к духовным ценностям православия, исконным социальным институтам общества, политический традиционализм.

Переплетение  взглядов выдвинутых Уваровым в «теории  официальной народности» и идей Победоносцева, привели к появлению  теории «Народного самодержавия», ставшей идеологической основой политики последних Российских императоров – Александра III и Николая II. Основой теории стала концепция единения царя и народа. «Наверху пирамиды стоит государь, а внизу – бесформенная, но деятельная масса народа. Для полного счастья… достаточно непосредственных отношений между монархом и его подданными. Царь любит свой народ, а подданные любят своего государя», который «является источником всех благ и надежд». Однако общему благу препятствуют бюрократия и интеллигенция, которые действуют исключительно в своих корыстных интересах и стремятся захватить власть в свои руки. Но отказаться от них нельзя, потому что «нельзя обойтись без чиновников в стране с 150 миллионами населения, простирающейся от Варшавы до Аляски», Хотя они «как стена» отделяющая царя от народа и «мешающая Его величеству полностью осуществлять свой долг».

Консерватизм  как общественное течение, заметно  оживляется в начале 80-х годов  XIX века, особенно в российской «глубинке». Где выдвигаются ряд дворян, в последующем деятелей высшей бюрократии: А.Д. Пазухин – предводитель дворянства Алатынского уезда Симбирской губернии – один из идеологов консервативной корректировки внутреннего курса и правитель канцелярии Внутренних дел; С.С. Бехтеев – предводитель Елецкого дворянства Орловской губернии, играл важную роль в подготовки земской контрреформы. Из числа дворян Орловской губернии так же были выдвинуты на высшие должности А.В. Шереметьев и А.А. Нарышкин.

 
 
 
 
 
 
 
 
Иван Лукьянович Соловенич

 

Исследование  консерватизма будет не полным, если останутся нерассмотренными учения консервативных мыслителей русской  эмиграции, которые являлись прямыми  наследниками национальных политико-правовых воззрений XIX - начала XX века. Наиболее выдающимися представителями русского эмиграционного консерватизма выступают  И.Л. Солоневич и И.А. Ильин.

Имя Ивана  Солоневича - одно из наиболее известных  в русской национальной мысли XX века. Его книги многих заставили взглянуть  без социалистического и либерального тумана на основы русской государственности, на монархию как на выстраданный народом  государственный принцип России.

На политическую арену И.Л Солоневич вышел, по своему утверждению, в 1910 году. В то время он работал в газете «Северо-западная жизнь». Во время первой мировой  войны Солоневич в качестве сотрудника газеты «Новое время» делает обзоры провинциальной печати, работает в отделе информации. С приходом большевиков к власти братья Борис и Иван Солоневичи бегут  на белый юг, в Киев, где работает на белых, добывая секретную информацию. В 1920 году всю семью забирают в  одесскую ЧК. После выхода из ЧК Солоневич  продолжает сотрудничество с белыми, подготовляя свой побег из СССР. Однако побег был неудачным и  он попадает в концлагерь, откуда уже  и совершает более удачный  побег, перейдя через финскую  границу. Всю свою дальнейшую жизнь  в эмиграции Солоневич посвятил антибольшевистской и промонархической деятельности. Его книги «Россия  в концлагере», «Народная монархия»  принесли ему мировую известность  и финансовую независимость.

Информация о работе Консерватизм