Конституционно правовой статус судебной власти в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Принцип разделения властей опирается на идеи, восходящие еще к древнегреческому мыслителю Аристотелю. Основную разработку они получили в 18 веке у французского философа Ш. Монтескье. Согласно его взглядам, свобода, то есть право делать все, что не запрещено законами, может быть обеспечена только в таком государстве, где власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В условиях демократического режима каждая из властей обладает определенной самостоятельностью и уравновешивается другими властями. Компетенция каждого органа определяется так, чтобы исключить его господство над другими органами. Это одна из важнейших гарантий против произвола.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………3-4стр.
Конституционно-правовое закрепление принципа разделения властей и система «сдержек и противовесов» в США………………………………………………..5-9стр.
Конституционно правовой статус законодательной власти в США………………………………………………..10-18стр.
4. Конституционно правовой статус исполнительной власти в США………………………………………………..19-25стр.
Конституционно правовой статус судебной власти в США………………………………………………..26-32стр.
Заключение………………………………………....33стр.

Файлы: 1 файл

курсовик 2 курс.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

                                                                        Содержание

        1. Введение……………………………………………3-4стр.

  1. Конституционно-правовое закрепление принципа разделения     властей и система «сдержек и противовесов» в США………………………………………………..5-9стр.
  2. Конституционно правовой статус законодательной власти в США………………………………………………..10-18стр.

4. Конституционно правовой статус исполнительной власти в США………………………………………………..19-25стр.

  1. Конституционно правовой статус судебной власти в США………………………………………………..26-32стр.
  2. Заключение………………………………………....33стр.

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                  Введение

Принцип разделения властей опирается на идеи, восходящие еще к древнегреческому мыслителю Аристотелю. Основную разработку они получили в 18 веке у французского философа Ш. Монтескье. Согласно его взглядам, свобода, то есть право делать все, что не запрещено законами, может быть обеспечена только в таком государстве, где власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В условиях демократического режима каждая из властей обладает определенной самостоятельностью и уравновешивается другими властями. Компетенция каждого органа определяется так, чтобы исключить его господство над другими органами. Это одна из важнейших гарантий против произвола.   

 

Объектом исследования избраны проблемы организации государственной  власти в демократическом, правовом федеративном государстве с республиканской формой правления. Предмет исследования составляет организационные и правовые формы реализации принципа разделения государственной власти в построении и функционировании федеральных органов государственной власти США.

 

Целью работы выступают вопросы конституционно-правовой реализации принципа разделения государственной власти США, а также соответствующие гарантии его устойчивости и эффективности.

В процессе исследования решались следующие задачи:

- раскрыть взаимообусловленность принципа разделения государственной власти и сущности демократической правовой государственности;

- выявить актуальные сдержки и противовесы, обеспечивающие самостоятельность, взаимодействие и взаимный контроль органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

- оценить возможность принципа разделения государственной власти в обеспечении рациональности и эффективности властеотношений и государственного управления в США. 

Методологической основой  работы являются системно-функциональный подход, при котором принцип разделения государственной власти исследуется в рамках комплекса факторов и взаимосвязей, обеспечивающих демократическую, правовую сущность формирования и реализации государственной власти в США, исторический метод и работа с источниками, а именно изучение основного закона США (Конституция США 1787г.) с вносимыми в нее поправками. Так как именно изучение таких нормативных актов, различные комментарии и толкование разными  учеными данных источников дают основу для написания этой курсовой работы.

 

Курсовая работа состоит из введения, которое вводит основные положения, которые будут рассматриваться. Далее идет более конкретная часть, дающая нам разъяснения о том, как же на самом деле действуют различные ветви власти и каким способом они претворяют в жизнь ту самую систему «сдержек и противовесов», какие реальные рычаги одна ветвь имеет по отношению к другой и наоборот. Логическим завершением является заключение, подводящее итог всей исследующей эту область саморегулирования власти США работы. Затем идет полный список используемой мной литературы для написания курсовой работы.

 

 

 

1.Конституционно-правовое  закрепление принципа разделения     властей и система «сдержек и противовесов» в США. 

Данное закрепление это  важного принципа и вообще нормативная регламентация принципа «сдержек и противовесов» (checks and balances) находит свое отражение и нормативно устанавливается в Конституции США 1787г., с последующими внесенными в нее поправками.

Конституция США  была принята в городе Филадельфия  конвентом, другими словами учредительным собранием, состоявшим из представителей от различных штатов-государств. Главной задачей конвента стало урегулирование отношений между штатами и реформирование конфедерации1. Став новым государством из нескольких разрозненных штатов в одно единое федеративное государство – США, нужным большинством штатов, а именно тремя четвертями, новое государство ратифицирует основной     документ - Конституцию Соединенных Штатов Америки. Она является первая в мире писаная конституция, «прогрессивный документ» 2, который впоследствии оказывает влияние на конституции других стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, провозгласила принцип народного суверенитета и самым главным для исследования данной работой этого источника явилось то, что Конституция США 1787г. определила демократические принципы организации государственности: народное правительство, федерализм, республиканская форма правления и самое важное - тот самый принцип разделения властей, о котором идет в речь в моей курсовой работе.

Рассмотрим  теперь правовые инструменты и институты, с помощью которых в США  реализуется один из важнейших принципов, на которых базируется вся система  американской демократии – так называемый «принцип сдержек и противовесов». Впервые как в истории США, так и в мировой истории, этот принцип был применен в конституции Соединенных Штатов, и потому данный обзор основывается в первую очередь на информации, заложенной в американскую конституцию.

В текст конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787 года не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан3. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс принимает в 1789 году Билль о правах - первые 10 поправок к конституции.

 

Три основных политико-правовых принципа легли в фундамент конституционной системы США4:

1. Принцип разделения  властей, который, в сущности, и являлся «принципом сдержек  и противовесов», поскольку, разделяя  властные функции между различными властными структурами, не допускал узурпации полномочий каким-либо одним государственным институтом, и тем самым гарантировал создание истинно демократической правовой базы государства.

Согласно данному  принципу, в конституцию закладывалась независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - и разграничение их функций. На федеральном уровне три ветви власти в США представлены конгрессом, президентом и верховным судом.    

 США являются  президентской республикой, и основные особенности их государственного устройства таковы:

-сочетание полномочий  главы государства и главы  правительства в одном высшем  должностном лице - президенте;

-внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства (главы министерств назначаются президентом);

-отсутствие  у президента права распускать  высший законодательный орган,  а у конгресса - принимать вотум  недоверия правительству;

-запрещение  членам правительства быть депутатами  конгресса и наоборот.     

 Вот наглядные примеры того, что в основу взаимодействия всех ветвей власти заложена идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, которая не допускает усиления одной ветви власти за счет другой:

-конгресс может  отклонить президентский законопроект, а президент при утверждении законопроекта может наложить вето;

-многие полномочия  президента реализуются только  при одобрении сената (международные  договоры);

-верховный суд  вправе признать недействительными  как законы конгресса, так и  акты исполнительной власти.

Федерализм - конституционный  принцип, предполагающий жесткое разграничение  полномочий федеральных властей  и властей штатов, что, по сути, также  в некоторой степени является проявлением «принципа сдержек  и противовесов» на более «низком» уровне5. Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия)6. В полномочия штата входит принятие собственных законов и конституций; регулирование экономики и торговли внутри штата; формирование учреждений государственной власти; охрана общественного порядка; установление принципов судоустройства и судопроизводства; проведение выборов в органы власти штата и местные органы управления.7

 Судебный  конституционный надзор заключается  в том, что суды имеют право  признать законы конгресса и  акты исполнительной власти недействительными,  противоречащими конституции.

 Решения  высшего органа конституционного надзора - Верховного суда,      являются окончательными.     

 Для более  точного представления о механизме  реализации принципа «сдержек  и противовесов» следует дать  представление об основном тексте  конституции США. Основной текст  состоит из преамбулы и семи статей.     

 Преамбула  излагает цели принятия конституции Соединенных Штатов:

-образовать  более совершенный союз:

-гарантировать  правосудие, свободу, благоденствие;

-обеспечить  совместную оборону.     

 Статья 1 описывает  полномочия, структуру, порядок формирования и работы конгресса США. Статья 2 посвящена президентской власти. Статья 3 касается федеральной судебной власти. Статья 4 регулирует взаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством. Статья 5 описывает порядок принятия поправок к конституции. Статья 6  провозглашает верховенство конституции, федеральных законов и международных договоров. Статья 7 установила  условие вступления конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов. Сама конституция вступила в силу 4 марта 1789 года.     

 Рассмотрим  теперь по отдельности, существующие в США ветви власти, механизм их формирования и функционирования, а также разделение полномочий между ними.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. Конституционно правовой статус законодательной власти.

 

       Конституция США провозгласила: «Все… полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей»8 (разд. 1, ст. I). Конституция говорит не о законодательной власти, вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

Конгресс  США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в  составе 435 депутатов избирается на два года по одномандатным округам. Депутатом может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи пет, достигшее 25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ (разд. 2, ст. I). Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на шесть пет. Сенат обновляется через 2 года на 1/3 состава. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигшее 30 пет и проживающее в штате, от которого избирается (разд. 3, ст. 10).

Сенаторы  и депутаты занимают привилегированное  положение. Они не ответственны за свою деятельность перед избирателями, не могут быть отозваны ими досрочно. Члены Конгресса обладают ограниченным парламентским иммунитетом. Они не несут никакой ответственности за выступления в Конгрессе, за ними сохраняется свобода слова и свобода голосования. В отличие от других стран, конгрессмены не пользуются депутатской неприкосновенностью: за совершение преступления подвергаются аресту на общих основаниях9. Будучи избранными, члены Конгресса становятся профессиональными парламентариями. Они не могут быть министрами, занимать должности в федеральном государственном аппарате, быть судьями (разд. 6, ст. I). Члены Конгресса получают из государственной казны жалованье (индемнитет): депутаты — 120 тыс. долл. в год, сенаторы — 98.400 долл. Кроме этого, члены Конгресса получают дополнительные суммы от 140 до 400 тыс. долл. (в зависимости от численности населения в избирательных округах) на содержание секретарей, референтов и других служащих личного штата (от 9 до 25 чел.).10 Им выплачиваются суммы на командировки, канцелярские, почтовые, телефонные расходы. Они пользуются бесплатным медицинским обслуживанием и некоторыми другими привилегиями. В конце парламентской деятельности членам Конгресса устанавливаются пенсии: за каждый год пребывания в Конгрессе начисляется 2,5 % от максимального жалованья (до 136 тыс. долл. в год).11

Конгресс  работает сессионно: одна сессия ежегодно (с января до осени с перерывами на каникулы). Кроме этого, президент  республики имеет право созыва Конгресса  на специальные сессии. Каждая палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему вспомогательных органов, которые призваны содействовать выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные фракции, административно-технические службы.

Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой. Его  избрание предопределено, так как  он является представителем партийной  фракции большинства в палате. Спикер палаты представителей — «третье» должностное лицо в государстве. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии. Спикер обладает большими правами: определяет повестку дня, руководит дебатами и обсуждением законопроектов, решает различные процедурные вопросы, назначает членов согласительного комитета, направляет законопроекты на рассмотрение в постоянные комитеты, под его руководством осуществляется деятельность чиновников палаты. Спикер поддерживает тесные связи с высшими должностными лицами федеральной власти и находится всегда в курсе внутренней и внешней политики государства. В сенате председательствует в силу должностного положения вице-президент. В случае его отсутствия избирается временный председатель от партийной фракции большинства.

Информация о работе Конституционно правовой статус судебной власти в США