По результатам рассмотрения
документов, представленных для
государственной регистрации, Министерство
юстиции принимает одно из
следующих решений: о государственной
регистрации политической партии,
союза, их гимнов, значков, вымпелов,
галстуков, изменений и (или)
дополнений, внесенных в устав
политической партии, союза; об
отсрочке государственной регистрации
политической партии, союза, их
символики; об отказе в государственной
регистрации политической партии,
союза, их символики.
Зарегистрированной политической
партии, союзу выдаются свидетельства
о государственной регистрации,
а сама партия, союз вносятся
в Государственный реестр политических
партий, союзов.
Решение об отсрочке государственной
регистрации политической партии,
союза, их гимнов, значков, вымпелов,
галстуков, изменений и (или)
дополнений, внесенных в устав,
на срок до одного месяца
может быть принято Министерством
юстиции в связи с нарушением
установленного порядка создания
политической партии, союза, утверждения
их символики либо внесения
изменений или дополнений в
устав, если такое нарушение
носит устранимый характер.
Решение об отказе в государственной
регистрации политической партии,
союза принимается в случае: нарушения
установленного порядка создания
политической партии, союза, если
такое нарушение носит неустранимый
характер; несоответствия учредительных
документов политической партии,
союза (целей, задач, методов
деятельности, территории распространения
деятельности политической партии,
союза) требованиям законодательства;
непредставления политической партией,
союзом всех предусмотренных
законодательными актами документов,
необходимых для государственной
регистрации; несоответствия названия
политической партии, союза, в
том числе сокращенного, их символики,
а также условий членства в
политической партии, союзе требованиям
законодательства и (или) их
учредительным документам; невыполнения
в месячный срок требований, указанных
в решении об отсрочке государственной
регистрации политической партии, союза;
отказа выполнить законное предложение
Министерства юстиции об изменении названия
политической партии, союза.
Отказ в регистрации политической
партии учредители имеют право
обжаловать в Верховном Суде
Республики Беларусь.
Организационные структуры политической
партии, наделенные правами юридического
лица, подлежат государственной
регистрации, а не наделенные
правами юридического лица –
постановке на учет. Государственная
регистрация, постановка на учет
осуществляются управлением юстиции
областного, Минского городского
исполнительного комитета по
месту нахождения руководящего
органа этой организационной
структуры.
Политические партии имеют фиксированное
членство. Членами политических
партий не могут быть иностранцы.
Законом также запрещается деятельность
на территории Беларуси политических
партий других государств.
Место и роль политических
партий в политической системе
определяются, прежде всего, функциями,
выполняемыми ими.
Основными
функциями политических партий являются:
участие в борьбе за власть в государстве;
участие в формировании и деятельности
всех звеньев государственного аппарата;
прямое или опосредованное участие
в разработке, формировании и реализации
внутри – и внешнеполитического
курса государства; разработка и
внедрение в сознание масс собственной
идеологии; организация избирательной
компании; установление связи между
правящими структурами и народом
(избирателями); расширение числа своих
членов и сторонников и др.
Политические партии Беларуси
в силу ряда объективных и
субъективных причин не заняли
подобающего им места в политической
системе.
Организационная структура политических
партий, как правило, одинакова.
Высшим органом партии является
съезд. Постоянно действующий
централизованный партийный исполнительный
аппарат, состоящий из партийных
профессиональных оплачиваемых
функционеров, возглавляемых лидером
или несколькими лидерами партии.
Руководящий орган партии в
обязательном порядке состоит
не менее чем из трех членов
политической партии. Затем следуют
структуры партии по административно-территориальным
единицам, наличие которых в г.
Минске и более чем в половине
областей является обязательным.
Нижестоящие структуры подчиняются
вышестоящим структурам. Высшим органом
организационной структуры является конференция,
общее собрание или иное собрание. Низовым
звеном структуры любой партии является
первичная ячейка, состоящая из членов
партии.
ПРАВА И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Политические
партии со дня их государственной
регистрации имеют право: свободно
распространять информацию о своей
деятельности, пропагандировать свои
идеи, цели и решения; пользоваться
государственными средствами массовой
информации в порядке, установленном
законодательством; учреждать собственные
средства массовой информации и осуществлять
издательскую деятельность в порядке,
установленном законодательством;
проводить митинги, демонстрации, собрания
и другие массовые мероприятия в
порядке, установленном законодательством;
защищать права и законные интересы,
а также представлять законные интересы
своих членов в государственных
органах и иных организациях; участвовать
в выборах в порядке, установленном
законодательством; поддерживать связи
с другими политическими партиями,
союзами, иными общественными объединениями,
их союзами (ассоциациями); создавать
союзы (ст. 21 Закона).
Политическая партия обладает
и другими правами. Политические
партии могут иметь в собственности
любое имущество, необходимое
для их деятельности, предусмотренной
уставом. Политические партии
не имеют права основывать
предприятия, за исключением средств
массовой информации, и заниматься
предпринимательской деятельностью,
за исключением изготовления
и продажи общественно-политических
изданий, иных пропагандистских
и агитационных материалов, сувенирной
продукции с изображением собственной
символики.
Политическим партиям, союзам
и созданным ими юридическими
лицами запрещается прямо либо
косвенно получать денежные средства
и иное имущество от: иностранных
государств и организаций, международных
организаций, иностранных граждан
и лиц без гражданства; анонимных
жертвователей; граждан, не достигших
восемнадцатилетнего возраста; религиозных
организаций, а также юридических лиц,
учрежденных религиозными организациями.
Финансирование политических партий,
союзов из государственного бюджета не
допускается. Государственные органы
и иные государственные организации не
вправе финансировать политические партии,
союзы.
Денежные средства, драгоценные
металлы и иные ценности политической
партии, союза могут размещаться
только на счетах в банках,
зарегистрированных в Республике
Беларусь. Политические партии, союзы
не вправе получать доходы
от акций и иных ценных бумаг.
За нарушение Конституции и
других актов законодательства,
учредительных документов к политической
партии, союзу могут быть применены
следующие меры ответственности:
письменное предупреждение; приостановление
деятельности политической партии,
союза; ликвидация политической
партии, союза (ст. 29 Закона).
Письменное предупреждение выносится
Министерством юстиции Республики
Беларусь. Деятельность политической
партии, союза может быть приостановлена
на срок от одного месяца
до шести месяцев решением
Верховного Суда Республики Беларусь
по заявлению Министерства юстиции,
если им было вынесено письменное
предупреждение и политическая
партия, союз в установленные
сроки не устранили нарушений,
послуживших основанием для вынесения
письменного предупреждения, либо
не сообщили в регистрирующий
орган об их устранении с
представлением подтверждающих
документов.
Политическая партия, союз ликвидируются
по решению Верховного Суда
Республики Беларусь в случаях:
совершения политической партией,
союзом действий, направленных на
насильственное изменение конституционного
строя либо ведущих пропаганду
войны, национальной, религиозной
и расовой вражды; нарушения политической
партией, союзом законодательства
и (или) их учредительных документов в
течение одного года после вынесения письменного
предупреждения; если при государственной
регистрации политической партии, союза
со стороны их учредителей были допущены
такие нарушения Закона о политических
партиях, а также иных актов законодательства,
носящие неустранимый характер; если численность
политической партии менее 1000 членов;
не устранения нарушений, послуживших
основанием для приостановления деятельности
политической партии, союза, в срок, установленный
решением Верховного Суда Республики
Беларусь.
Политическая партия, союз могут
быть ликвидированы по решению
Верховного Суда Республики Беларусь
за однократное нарушение законодательства
о массовых мероприятиях в
случаях, прямо предусмотренных
законодательными актами, а также
за получение политической партией,
ее организационной структурой,
союзом иностранной безвозмездной
помощи.
Заявление о ликвидации политической
партии, союза подается в Верховный
Суд Республики Беларусь Министерством
юстиции или Прокуратурой Республики
Беларусь (ст. 32 Закона).
Заключение
Политическая система
в каждый данный момент или период
ее истории предстает как конкретная
политическая ситуация, относительно
протяженная во времени и стабильная.
От состояния общественных отношений,
уровня развития общества зависит, будет
ли эта ситуация статичной или
подвижной, а, следовательно, будет
ли динамичной и сама политическая
система или нет. Динамизм политической
системы отличен от нестабильности,
он определяет способность системы
развиваться, адаптироваться к изменениям
в обществе и его внешнем окружении,
в смешанных организационных
системах и реагировать на эти
изменения. Жесткие статичные системы
неизбежно вынуждены противодействовать
развитию общества, вступать с ним
в конфликт, прибегать к насилию
и выживать, в конечном счете, за
счет общества. “В древности, в отдельных
регионах, подобные стабильные системы
(деспотичного азиатского типа, связанные
с так называемым азиатским способом
производства) существовали неограниченно
долго и разрушались главным
образом в результате нашествий
извне и гибели государства”. В
Новое время срок жизни таких
систем, как правило, очень ограничен
и завершается общественными
и политическими кризисами, революциями
или глубокими реформами. Ускорение
исторического процесса и глубокие
преобразования материальной и духовной
жизни современного человечества привели
к образованию нового динамичного
типа политической организации общества,
с более свободными отношениями
между частями и элементами политической
системы, между государством и обществом,
с развитым социальным контролем
политической жизни и регулярно
действующими правовыми, политическими
и культурными механизмами общественных
преобразований. Динамическая стабилизация
таких систем обеспечивает им большую
жизнеспособность и долговечность.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Конституция
Республики Беларусь 1994 года (с изменениями
и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября
2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
2. О
политических партиях: Закон Респ.
Беларусь, 5 окт. 1994г.,№ 3266-XII: В ред.
Законов Респ. Беларусь от 29.11.1999
г., от 13.12.1999 г., от 22.06.2001 г., от 26.06.2003 г.,
от 19.07.2005 г. //Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
3. О
массовых мероприятиях в Республике
Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 декабря
1997 г., N 114-З: В ред Законов Респ.
Беларусь от 11.06.1998 г., от 07.08.2003 г., от
29.11.2003 г. //Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
4. О
некоторых мерах по упорядочению
деятельности политических партий,
профессиональных союзов, иных общественных
объединений: Декрет Президента
Респ. Беларусь, 26 января 1999г., № 2: В
ред Декретов Президента Респ.
Беларусь от 13.07.1999 г., от 18.04.2001 г., от
27.03.2002 г., от 04.04.2002 г., от 11.11.2002 г., от 11.09.2003
г., от 14.12.2005 г. //Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
5. Кодавбович
В.А. Конституционное право: Учеб.-метод.
комплекс /В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко.
– Минск.: Изд-во МИУ, 2005. – 268 с.
6. Матусевич
А.В. Политическая система: состояние и
развитие. –Мн., 1992.