Контрольная работа по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Концепции тоталитаризма Х. Арендт и К. Поппера.
Особенности политической власти.
Власть и личность.
Русские политические мыслители 17-18в.

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

4. Политика: наука или исскуство?

 Органическое сочетание объективного и субъективного в политических отношениях, их зависимость от качеств личностного, культурного, психологического порядка отражено в этой известной формуле. Какой смысл в нее вкладывается? 
Отношение к политике как к науке предполагает обязательный чет ее зависимости от целого комплекса объективных обстоятельств и закономерностей, это предполагает отказ от ее рассмотрения как сферы произвола личности или группы. 
Важнейшим условием, способствующим отражению действующих вне и внутри политики объективных обстоятельств, служит изучение исторического опыта, внимательное отношение к его урокам, стремление к наиболее полному отражению, чету в политической деятельности всего многообразия факторов, которые на нее влияют. Присутствие объективного момента 
политике, ее зависимость от предыдущих событий создают возможность предвидения или даже моделирования политических процессов, хотя, конечно, это можно сделать лишь с определенной степенью вероятности. 
Своеобразие политики как вида деятельности и социальных 4 
 
84

отношений ведет к признанию ее и видом искусства, смысл которого заключается в умении видеть ее специфику, зависимость как от объективных, так и от субъективных обстоятельств, факторов, которые ни в какую логику не укладываются и требуют постоянной готовности от людей, ею занятых, к встрече с новыми ситуациями, требующими творческого отношения к своей деятельности. Здесь нельзя абсолютизировать значение прошлого опыта, сложившихся схем политического поведения, привычных способов решения проблем. Эта особенность политики открывает возможность включения в нее и интуиции, и всей гаммы человеческих эмоций, и широкого спектра норм морали и стереотипов культуры, поэтому «в политике необходимо действовать сразу и хорошо, здесь нет возможности проверить гипотезу, оставить вопрос, чтобы вернуться к нему позже, и т. д. Если проблема установлена, цель поставлена — надо действовать» . 
Любые политические события несут на себе отпечаток своеобразия участвующих в них людей, культурной, эмоциональной среды, в которой они сформировались, зависят от традиций мышления и действия. 
Но если условия и направления политики столь многообразны, то не менее многообразными должны быть средства, которые здесь используются. Выбор их и момент их применения служат важнейшим проявлением искусства политики, требующего высокой степени рациональности в принятии политических решений и их реализации. «Сердце государственного человека должно быть у него в голове»,— считал Наполеон. 
В политике мы, по сути, имеем дело с особым состоянием элементов реальности — с их постоянным изменением, текучестью, ведь важнейшие ее компоненты: решения, процессы, действия, отношения, события — таковы, что они никогда не остаются равными самим себе даже в течение коротких промежутков времени. Изменяющиеся обстоятельства требуют новых усилий, новых решений и новых средств их проведения в жизнь. Отсюда следуют по крайней мере два важных вывода. Во-первых, детерминация политики есть процесс: уже в ходе развертывания политического действия или отношения появляются новые обстоятельства и факторы, которые влияют на результат, причем зачастую решающим образом. Учет этих порождаемых самим действием новых обстоятельств и моментов и делает политику искусством — видом деятельности, ориентированным на творчество, на действие в поле взаимодействия многообразных, в том числе случайных, обстоятельств. Поэтому, по мнению, например, О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное  
85

время вперед и слепо действовать в его рамках». Во-вторых, отношение к фактам политики не как к застывшим, раз навсегда данным состояниям, (константам), а именно как к процессам, находящимся в становлении, делает выбор наиболее удачного момента и места включения человека в этот процесс большим, дающимся с опытом искусством. Один из советов Н. Макиавелли заключается в том, что «все мудрые князья должны иметь в виду не только настоящие затруднения, но и будущие и со всей энергией принимать меры против этих последних. Ведь если предвидеть их заранее, то нетрудно будет бороться с ними; если же дождаться их приближения, то лечение будет уже несвоевременно, ибо болезнь стала неизлечимой» . Воздействовать, контролировать политические явления на ранних этапах их становления легче, нежели на стадии зрелости. 
Искусство политики заключается, таким образом, в трудной работе по обеспечению сочетания весьма многообразных и противоречивых свойств этого феномена, в способности не впадать в крайности, абсолютизацию того или иного из ее аспектов. С такой абсолютизацией мы постоянно встречаемся, когда в политике видят процессы, подчиняющиеся только естественным или техническим закономерностям, действующим без заметного участия человеческой воли и энергии, или, наоборот, когда влияния никаких иных факторов, кроме качеств субъекта политики, не признается, а всякое рациональное влияние на политические процессы исключается.

 

14. Русские политические мыслители 17-18в

Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных. Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления.

С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Ситнианович (1629-1680). он родился в г.Полоцке, окончил Киево-Могилёвскую академию, в 1659 году принял монашеский постриг под именем Симеона в православном Полоцком Богоявленском монастыре. С1664г. проживал в Москве. Наиболее известными его произведениями являются "Жезл правления", написанный к церковному собору 1666/1667г. и посвящённый облечению учений раскольников, "Вертоград многоцветный" - энциклопедическое, поучительное произведение (1668) и "Рифмолигон" (1679) - собрание стихотворений. Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле, Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределённый судьбой, в чём и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено своё место. Однако он призывал богатых заботиться о своих "подначальных" и не доводить их до скудности, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством "наложения язв".

Среди пороков русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя.

Главной проблемой творчества Симеона было разрешения вопросов, связанных с верховной властью, формой её организации и деятельности. Он один из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическое обоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царь и бог у него почти равные величины. В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяется описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с "премудрыми людьми", а особенно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ.

Симеон полагает, что просвещённая монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Все люди в гражданстве должны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство, и исключений из этого нет ни для кого, ни для царя, ни для его сына.

мыслитель обращает также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду ,а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказана закону. Симеон мечтает о равном для всех суде, который будет "равно судить и мала и велика", невзирая на лица. организация судебных учреждений должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.

В определении внешнеполитического курса русского государства Симеон придерживается традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. он советует царю жить в мире со всеми государствами, царствовать "мирно и мудро", никогда не искать брани и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побеждённым всегда являть милосердие.

В истории политических и правовых учений Симеон Полоцкий выступил одним из первых серьёзных идеологов просвещённого абсолютизма в России. Его идеи распространены в 17-18 вв. Непосредственное своё продолжение и развитие они получили у современника Симеона, Юрия Крижанича.

Юрий Крижанич (1618-1683) родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную семинарию, затем Венгерскую духовную коллегию в Вене и венгро-болгарскую коллегию в Болонье. С 1640г. Крижанич проживал в Риме, где закончил греческий коллегиум св. Афанасия. Его мечтой становится миссионерская деятельность в России в целях достижения содружества славянских народов под эгидой Русского государства с единой церковью. В1659 году он поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу по Приказу Большого двора, а в 1661 по клеветническому доносу был сослан ан жительство в Тобольск и в Москву возвратился только в 1676 году уже по распоряжению царя Фёдора Алексеевича. В 1678 году навсегда оставил пределы русского государства. В Тобольске он написал "Беседы о правительстве", известные как трактат "Политика".

В "Политике" много внимания уделяется исследованию вопросов о происхождении государства, его целях и задачах.

Божественная сущность верховной власти является неоспоримой, ибо "все законные короли поставлены не сами собой, а Богом" Крижанич отстаивал положение о божественности персоны носителя верховной власти. "Король подобен некому богу на земле ."

Цель государства Крижанич определяет как достижение общей пользы" для всех членов общества. "Долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие . веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи король должен обеспечить своему народу, и для этого бог поставил его королём". Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные. Правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия), боярское правление и общевлавство или посадское правление (республика). Самовлавству противостоит тирания; боярскому правлению - олигархия и обществу анархия.

Всё управление государством должно сосредоточено в руках верховного правителя. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Он считает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знания есть и у всего народа. Королям знания особенно необходимы, так как они не имеют права учиться на собственных ошибках, которые чреваты последствиями не только для них самих, но и для всего народа, обычно расплачивающегося за его ошибки. Крижанич отдаёт предпочтение наследственной монархии. Наследование трона должно переходить к старшему в роде сыну, который специально готовиться к выполнению этой миссии. Следует запретить в законодательном порядке наследовать трон женщинам и чужестранцам.

Абсолютный монарх должен просвещённым правителем, а не тираном. Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение "современного самовлавства" в тиранию. Прежде всего это наличие на троне монарха-философа, затем принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и естественным установлениям, и наконец, нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношению ко всему обществу.

 

24. Власть и личность

Власть - извечное яблоко раздора между людьми, социальными группами, классами, государствами. Известный советский поэт Осип Мандельштам писал: " Власть отвратительна, как руки брадобрея", а другой наш поэт Давид Самойлов сказал: "Власть отвратительно бездарна". Но власть - это непременное условие порядка и организованности. Борьба за власть - самое бескомпромиссное соперничество групп и партий, порой приводящее их к полному уничтожению. Вопрос о власти - главный вопрос любой революции.  
  Таким образом, мы видим, что ядро политики составляет власть. И в истории политической мысли проблема власти всегда была одной из основных. Н.Макиавелли говорил, что власть - это реальная способность государства управлять подданными. Цель государства и политики - увеличение власти любыми способами. Орудие власти - право, основа власти - хорошие законы и хорошее войско. Социальную природу государственной власти Макиавелли выводил из борьбы знати с простонародьем. [62] 
  Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал англичанин Т.Гоббс. Государственной властью он называл лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие. [63] Власть есть сила, она безгранична и абсолютна, держит людей в страхе, и люди подчиняются ей, чтобы избежать "войны против всех", считал Т.Гоббс. 
  Идея политической власти как организованного насилия экономически господствующего класса была присуща и марксизму. [64] 
  Так же традиционно понимал власть и немецкий политолог М. Вебер. По его определению, власть есть отношение господства над людьми, базирующееся на легитимном (законном) насилии. "Главное средство политики -насилие",- писал М.Вебер. [65] 
  Современные теоретики так же много внимания уделяют этому вопросу. Фундаментальную роль власти в политологии отмечали Б.Рассел, Т.Парсонс. При этом до сих пор нет единого определения власти. Авторы книги "Введение в политологию" пишут: " Еще никто не нашел удовлетворительного объяснения явлению политической власти". [66]Что касается природы власти, то она многими авторами рассматривается как свойство системы общественных отношений. [67] 
 В чем сущность власти? На этот вопрос существует несколько точек зрения: 
 1. Директивная, исходит из того, что власть - господство, которое обеспечивает выполнение приказа, директивы. Данная концепция глубоко разработана американскими политологами из Чикагского университета. 
 2. Функциональная, которая гласит, что власть - умение индивида реализовать функцию управления (ее предложил французский ученый М.Фуко). Следуя его утверждению, власть - отношения между субъектами, их связи, коммуникации, и, поскольку участники властных отношений неравноправны, то власть подвижна и концентрируется в точках, где пересекаются силовые линии. 
 3. Созидательная говорит, что власть созидающее начало и ее задача поддерживать систему в оптимальном состоянии. 
 4. Анархистская отрицает всякую власть как орудие угнетения и насилия. 
 5. Социо-культурная (представитель Н.Бердяев) утверждает, что начало власти, связано со злом, она сеет зло, человек, достигший власти становится аморальным. 
 Немало и концепций определений власти: 
 А). Телеологические, то есть с точки зрения цели -власть - это реализация намеченных целей. 
 Б). Бихевиористские (зависят от типа поведения) - власть - это когда одни командуют, а другие подчиняются, то есть власть как самоцель. 
 В). Психологические - стремление к власти - это сублимация подавленного сексуального либидо (З.Фрейд) или психической энергии (К.Юнг). Высказывается мнение, что власть осуществляют при помощи гипноза, и власть основана на командовании и подчинении.  
 Г). Системная - власть - способность системы обеспечивать исполнения ее элементами принятых обязательств (Т.Кларк, К.Дойч). 
 Д) Структурно-функционалистская (Т.Парсонс) - власть - это свойство социальных статусов и ролей, позволяющих контролировать ресурсы и средства влияния. 
 Е). Реляционистские - власть - это отношения между двумя партнерами (субъектом и объектом). 
  Субъект - это человек или организация, имеющие волю к власти, компетентные, авторитетные, действующие на основании приказа или распоряжения. 
  Объект -люди или организации, готовые к подчинению и повиновению под силой страха, привычки, убеждения, авторитета 
  Средства или ресурсы власти - все, что индивид использует для влияния на других. Типы ресурсов: утилитарные (материальные и социальные); принудительные ( административные наказания); нормативные ( экономические, культурные, информационные, силовые, демографические). 
  Процесс власти зависит от способа властвования - в первом случае объект побуждается к действию, во втором блокируется, то тесть обеспечивается его бездействие. 
  В "Философском словаре" дано следующее определение власти - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью какого-либо средства ( авторитета, насилия, права. Таким образом, власть бывает экономическая, семейная, политическая, государственная. 
  В чем состоит политический аспект власти? Для марксистской политологии главным всегда был классовый характер власти. В.И.Ленин самым важным считал участие во власти и устройство государственной власти. М.Вебером политический смысл власти трактовался гораздо шире. Политику он считал искусством объединения, а не разъединения людей, которая характеризуется отношениями партнерства между индивидуумами и группами людей, а не классового подчинения. По М.Веберу существует политика банков, профсоюзов, руководителей корпораций, наконец, есть политика умной жены по отношению к мужу. Таким образом, он трактует политику шире, чем марксисты, для него - это служение народу в целом. А классовая власть - лишь частный случай, который абсолютизируется марксизмом. Кроме того, согласно марксизму власть опирается лишь на насилие,. Однако власть может опираться и на закон, традицию, добровольное подчинение, религиозное почитание, единоначалие и т.п.  
  Особенностями политической власти являются следующие моменты:  
 1. она связана со сферой политических отношений, основа которых политическое управление; 
 2. она зависит от специфики политической системы, института государства; 
 3. политическая власть имеет ограничения, объем которых диктуется политическим режимом; 
 4. в классовом обществе политическая власть выражает интересы господствующего класса.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и

через людей.  Какую значительную роль ни играли бы социальные группы,

массовые общественные движения,  политические партии, в конечном счете ее

главным субъектом выступает личность,  ибо сами эти группы, движения,

партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных

личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется

содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни

общества.

Активное участие  личности  в  политической  жизни общества имеет

многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия

всех потенций человека,  для его творческого самовыражения, что в свою

очередь составляет  необходимую  предпосылку  наиболее эффективного решения

общественных задач.  Так, качественное преобразование всех сторон жизни

предполагает всемерную интенсификацию  человеческого фактора, активное и

сознательное участие в этом процессе широких народных масс.  Но вне

демократии,  доверия и гласности становятся невозможны ни творчество,  ни

осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным

условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом,

контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа,

средством  противодействия бюрократическим извращениям в деятельно аппарате

управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих

членов участвовать в управлении делами государства.

Итак, первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали

еще древние (Протагор) “Человек есть мера всех вещей”. Это полностью

применимо и к политике. Именно личность, её интересы, ценностные ориентации и

цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности

наций, классов, партий  и т.д. Проблема  личности имеет в политической науке

по меньшей мере три главных аспекта:

Ø       Личность как индивидуальные психофизиологические

(эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности  человека, его

специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При

анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется

политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая

политика.

Ø       Личность как представитель группы: статусной,

профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п. А также

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Политология"