Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.
Политическая жизнь реализуется посредством политической деятельности граждан, государственных структур, партийных и общественных организаций, движений, т.е. всей совокупности субъектов политики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, политическая жизнь является по сути политической деятельностью индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.

Содержание работы

1. Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы
политического поведения, политическая социализации……………………….
2. Типы политического поведения и участия.....................................................
3. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы..............................
4. Как персонификация власти влияет на политический режим?.…...…….......
5. Решить тесты…………………………………………...………………………..
6. Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ ТАЖИЕВ.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

1. Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы

политического поведения, политическая социализации……………………….

2. Типы политического поведения и участия.....................................................

3. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы..............................

4. Как персонификация власти влияет на политический режим?.…...…….......

5. Решить тесты…………………………………………...………………………..

6. Список использованных источников………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политическая жизнь общества: понятие, сущность, особенности функционирования

 

В общесоциальном контексте  в литературе выделяются различные  формы жизнедеятельности: финансовая и экономическая, духовная и научная, семейная и бытовая, религиозная  и нравственная, государственная и политическая и т.п. Еще В.О. Ключевский отмечал, что «природа страны направляет хозяйственную жизнь; физическая природа человека завязывает и направляет жизнь частную, домашнюю; личность есть сила творческая в умственной и нравственной жизни, а обществом создается жизнь политическая и социальная».

Так или иначе названные  сферы исследовались и исследуются  различными науками.

В частности, политическая жизнь стала анализироваться  как научная категория лишь во второй половине XX столетия. С середины 50-х гг. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие «политическая жизнь». Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия.

Политическая жизнь – это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.

Будучи многомерным  явлением, политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с формированием определенного политического сознания, с тем или иным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их интересов. Развитая политическая жизнь предполагает политическое осознание данных интересов, способность к определению в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти, а также готовность субъектов политической жизни вступить в диалог с институтами власти1.

Политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.

Политическая жизнь  реализуется посредством политической деятельности граждан, государственных  структур, партийных и общественных организаций, движений, т.е. всей совокупности субъектов политики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, политическая жизнь является по сути политической деятельностью индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.

Политическую жизнь  характеризуют следующие признаки:

1) выступает в качестве  сферы и результата взаимодействия  социальных и политических институтов, организаций, структурированных  политических отношений, но может проявляться и в качестве действий субъектов политических отношений;

2) служит областью  действия публичного интереса  и управления, главным инструментом  которых становятся власть, принуждение,  авторитетное влияние, использующие  практически всегда силу организации, в роли которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

3) позволяет субъектам  активно влиять на многие стороны  иных разновидностей общественной  жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.;

4) в политическую жизнь  всегда вовлечены большие массы  людей – классы, этнические и профессиональные общности, от инициативы и энергии которых зависят направленность, облик, результативность политических событий;

5) центр, узел политической жизни – многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Основными элементами политической жизни оказываются политические действия, среди которых можно  выделить, например, государственные  перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.

От характера осознания  субъектами политически значимых интересов  непосредственно зависят границы  той политической сферы, которая  составляет объект государственно-властного регулирования. Если эти границы расширяются искусственно в целях вмешательства государства в сферу гражданского общества, то последнее теряет свои преимущества. От степени политической подготовленности субъектов зависит сила, эффективность властного регулирования (либо осуществляется рациональная политика, либо происходит неоправданное проникновение политики во все сферы общественной жизни).

В политическую жизнь постоянно  включаются новые субъекты политической деятельности со своими специфическими потребностями и интересами, которые обладают способностью воспроизводиться.

Политической жизни присуща  противоречивость. Это обусловлено  многообразием политических интересов  и сложностью политических отношений, время от времени приходящих в столкновение и порождающих политические конфликты. При отсутствии должного механизма их регулирования возникает кризис, обострение которого может привести к социальному взрыву2.

 

2. Типы политического поведения и участия

 

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие – это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.  
К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.  В самом общем виде многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего индивида, характера режима правления, а также от конкретной ситуации. Соответственно американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:

1) пассивные формы  политического поведения граждан: участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем;

2) активные формы политического  поведения граждан: деятельность  участников предвыборных кампаний, политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики, профессиональные действия политиков.

Другой американский ученый Милбэрт выделяет следующие  формы политического участия:

1) «активные» (руководство  государственными и партийными  учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.);

2) промежуточные (участие в политических  собраниях, поддержка партий денежными  пожертвованиями, контакты с официальными  лицами и политическими лидерами  и т.д.);

3) наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.);

4) «апатичное» отношение граждан  к политике.

Разновидности автономного  политического участия, напротив, демонстрируют  действия, которые индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своей активности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем.  Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения  как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

 Политическая апатия  может проистекать из чувства  собственной беспомощности перед  лицом сложных проблем, недоверия  к политическим институтам, ощущения  невозможности хоть как-то повлиять  на процесс выработки и принятия  решений. 

 

 

3. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы

 

Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма  предполагает постоянное воспроизводство  и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации.

В современной политической науке не существует общепринятого  представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью  умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек  не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

В зависимости от характера  взаимодействия политической системы  и индивида выделяются различные  типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и  характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический тип  политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных  политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам  своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский тип  характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и  политическим системам за исключением  собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.

В современном мире уже  на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического манипулирования – скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"