Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:51, контрольная работа
Политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.
Политическая жизнь реализуется посредством политической деятельности граждан, государственных структур, партийных и общественных организаций, движений, т.е. всей совокупности субъектов политики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, политическая жизнь является по сути политической деятельностью индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.
1. Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы
политического поведения, политическая социализации……………………….
2. Типы политического поведения и участия.....................................................
3. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы..............................
4. Как персонификация власти влияет на политический режим?.…...…….......
5. Решить тесты…………………………………………...………………………..
6. Список использованных источников………………………………………….
Содержание:
1. Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы
политического поведения, политическая социализации……………………….
2. Типы политического поведения и участия.......................
3. Политическая социализация: сущность,
этапы, факторы.......................
4. Как персонификация власти влияет на политический режим?.…...…….......
5. Решить тесты…………………………………………..
6. Список использованных источников………………………………………….
1. Политическая жизнь общества: понятие, сущность, особенности функционирования
В общесоциальном контексте в литературе выделяются различные формы жизнедеятельности: финансовая и экономическая, духовная и научная, семейная и бытовая, религиозная и нравственная, государственная и политическая и т.п. Еще В.О. Ключевский отмечал, что «природа страны направляет хозяйственную жизнь; физическая природа человека завязывает и направляет жизнь частную, домашнюю; личность есть сила творческая в умственной и нравственной жизни, а обществом создается жизнь политическая и социальная».
Так или иначе названные
сферы исследовались и
В частности, политическая жизнь стала анализироваться как научная категория лишь во второй половине XX столетия. С середины 50-х гг. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие «политическая жизнь». Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия.
Политическая жизнь – это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.
Будучи многомерным явлением, политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с формированием определенного политического сознания, с тем или иным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их интересов. Развитая политическая жизнь предполагает политическое осознание данных интересов, способность к определению в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти, а также готовность субъектов политической жизни вступить в диалог с институтами власти1.
Политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.
Политическая жизнь
реализуется посредством
Политическую жизнь
характеризуют следующие
1) выступает в качестве
сферы и результата
2) служит областью
действия публичного интереса
и управления, главным инструментом
которых становятся власть, принуждение,
авторитетное влияние,
3) позволяет субъектам
активно влиять на многие
4) в политическую жизнь
всегда вовлечены большие
5) центр, узел политической жизни – многообразные взаимосвязи между личностью и государством.
Основными элементами политической жизни оказываются политические действия, среди которых можно выделить, например, государственные перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.
От характера осознания
субъектами политически значимых интересов
непосредственно зависят
В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими специфическими потребностями и интересами, которые обладают способностью воспроизводиться.
Политической жизни присуща противоречивость. Это обусловлено многообразием политических интересов и сложностью политических отношений, время от времени приходящих в столкновение и порождающих политические конфликты. При отсутствии должного механизма их регулирования возникает кризис, обострение которого может привести к социальному взрыву2.
2. Типы политического поведения и участия
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие – это влияние
граждан на функционирование политической
системы, формирование политических институтов
и процесс выработки политических решений.
Американские политологи С. Верба и Н.
Ни подчеркивают, что политическое участие
– это прежде всего инструментальная
активность, посредством которой граждане
пытаются влиять на правительство таким
образом, чтобы оно предпринимало желаемые
для них действия.
К политическому участию относятся действия
по делегированию полномочий (электоральное
поведение); активистская деятельность,
направленная на поддержку кандидатов
и партий в избирательных кампаниях; посещение
митингов и участие в демонстрациях; участие
в деятельности партий и групп интересов.
В самом общем виде многообразие форм
и разновидностей политического участия
зависит от определенных свойств действующего
индивида, характера режима правления,
а также от конкретной ситуации. Соответственно
американские политологи С. Верба и Л.
Пай выделяют следующие разновидности
политического участия:
1) пассивные формы политического поведения граждан: участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем;
2) активные формы политического
поведения граждан:
Другой американский ученый Милбэрт выделяет следующие формы политического участия:
1) «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.);
2) промежуточные (участие в
3) наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.);
4) «апатичное» отношение граждан к политике.
Разновидности автономного политического участия, напротив, демонстрируют действия, которые индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своей активности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем. Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.
Политическому участию противостоит
такой тип политического
Политическая апатия
может проистекать из чувства
собственной беспомощности
3. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы
Стабильное функционирование
политической системы общества, сохранение
целостности социального
В современной политической науке не существует общепринятого представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.
Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.
В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.
Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.
Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.
Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.
Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.
В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического манипулирования – скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам.