Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

1. При каких условиях в обществе появилась политика объясните?
2. Любая проблема в обществе может считаться политической? В каком случае это происходит?
5. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?
9. Объясните почему тоталитарные режимы называют идеократией
11. В чем состоит различие понятий «политическое развитие» и «политическая модернизация»

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

1. При каких условиях в обществе появилась политика объясните?

Политика —  «искусство управления государством»  — сфера деятельности, связанная  с отношениями между социальными  группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

  • Политика — это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства * Политика — это управление распределением ресурсов
  • Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;
  • Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает;
  • Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
  • Политика это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;
  • Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
  • Политика — форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества, и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь.

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться.

В зависимости  от вида организации различают: государственную  политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п. 
Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом.

На начальных  стадиях развития человечества такая  конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими  порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали  обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.

В практической жизни человека никакие исторически  устойчивые формы и способы его  существования не возникают в  результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.

Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений. 
Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения.

Принудительная  сила публичной власти – нового механизма обеспечения групповых  интересов – выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.

Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом.

Одновременно  возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.

Политика и  возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства.

Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм.

 

2. Любая  проблема в обществе может  считаться политической? В каком  случае это происходит?

Политический  интерес - первопричина, осознанный источник политического поведения.

Таким образом, из определения  можно сделать вывод о том, что политические интересы – есть та сила, которая двигает политический процесс. Политические интересы могут  представляться как официально зарегистрированными  партиями, так и лоббироваться отдельными представителями теневых политических течений.  

Отсюда можно сделать  вывод, что политическая проблема –  это ситуация которая закономерно  возникает из столкновения политических интересов. При несвоевременном  разрешении политического проблемы она может перейти в политический конфликт, который в свою очередь при непринятии соответствующих мер может перейти в вооруженный. Таким образом, столкновение политический интересов, может послужить поводом к войнам, революциям, восстаниям.

Каждая политическая система  выражает свои определенные политические интересы, которые во многом определяются многочисленными факторами: геополитическими, национальными, традиционными и  т.д.

3. Объясните  в чем состоит ограниченность  экономического детерминизма при объяснении сущности политики

На рубеже XIX - XX веков в политической науке  формируются принципиально новые  методологические подходы к исследованию явлений политики, что приводило  к появлению разнообразных школ и исследовательских направлений, сыгравших значительную роль в становлении политологии:

- во-первых, нарождавшаяся  политическая наука испытала  на себе влияние позитивистской  методологии, принципы которой  были сформулированы О. Контом  и Г. Спенсером. Под влиянием  позитивизма в политических исследованиях утвердились методы верификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), то есть подтверждения того, что научную ценность имеют только достоверные эмпирические данные, факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Значительный вклад в развитие эмпирических политических исследований внесла Чикагская школа политической науки, основанная Ч. Мэрриамом;

- во-вторых, в политологии  утверждается и другой методологический  подход - социологический, который истолковывал политические явления как производные от других сфер общественной жизни - экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм воплотил в себе традицию экономического детерминизма - понимания политики через действия объективных экономических законов классового общества.

4. Почему  власть, основанная на интересах,  убежденности и авторитете эффективнее, чем власть, основанная на страхе?

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что “король-то — голый”, что власть изжила себя и недостойна повиновения.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.

Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих “вторую природу” личности (ее “первая природа” образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных  для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться двумя причинами: 1) быть свойством реального двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти — выбирают и контролируют руководство, и ее объектом — исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью; 2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

5. Для  поддержания правопорядка в обществе  власть часто использует принуждение.  Как использование насилия властью  согласуется с ее легитимностью?

 

 

     Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди  них важная роль отводится основаниям политической власти, то есть обоснованию ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначается понятием «легитимность» - это признание правомочности власти. Следует различать понятие «легитимность власти» и «легальность власти» - правовое, формальное ее закрепление.      

Немецкий  ученый М. Вебер показал, легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности власти. Во-первых, легально-рациональный тип легитимации, который опирается на рациональный характер осуществления власти администрацией. Проявляется такая легитимация через деятельность бюрократии (чиновников). Развитие и прогресс бюрократии означает прогресс общества. Во-вторых, традиционный тип легитимации, обусловленный традициями, обычаями, нормами поведения, основанными на вечно существующем порядке (например, патриархальное господство). В-третьих, харизматический тип легитимации, опирающийся на исключительные, выдающиеся способности личности, которые дарованы ей свыше. Эта легитимация отличается тем, что решения, как правило, принимаются иррационально, не на основе закона.      

Среди признаков легитимной власти в современной политической науке выделяются следующие: 1) власть охраняющая и развивающая ценности общества и ценности его политического строя; 2) власть, которая пользуется широкой социальной поддержкой и поэтому в меньшей степени нуждается в насилии; 3) власть, которая может позволить себе непопулярные решения; 4) стабильная власть.     

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"