Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:39, контрольная работа
1. При каких условиях в обществе появилась политика объясните?
2. Любая проблема в обществе может считаться политической? В каком случае это происходит?
5. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?
9. Объясните почему тоталитарные режимы называют идеократией
11. В чем состоит различие понятий «политическое развитие» и «политическая модернизация»
Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы. Рассмотрите основные виды ресурсов политической власти, какие из них являются наиболее важными, а какие второстепенными.
6. Каким
образом в теории элит
Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными результатами. Неизбежно появятся социальные “чемпионы” и аутсайдеры.
7. В чем заключается достоинство республики как формы правления
8. Объясните,
каким образом демократизация
связана с такими тенденциями
в развитии феномена лидерства
как профессионализация и инсти
В современных государствах примирение
принципов лидерства и
Институциализация лидерства сегодня
проявляется прежде всего в том, что процесс
рекрутирования, подготовки, движения
к власти и сама деятельность политических
руководителей осуществляются в рамках
определенных институтов - норм и организаций.
Функции лидеров ограничены разделением
законодательной, исполнительной, судебной
и информационной властей, конституциями
и другими законодательными актами. Кроме
того, лидеры отбираются и поддерживаются
собственными политическими партиями,
контролируются ими, а также оппозицией
и общественностью. Все это значительно
ограничивает их власть и возможности
маневра, повышает влияние среды на принятие
решений. В силу развития демократического
контроля, а также отсутствия разного
рода революционных ситуаций в современных
индустриально развитых государствах
практически не появляются .-политики,
которые оставляли бы такой же глубокий
след в истории, как, например, Наполеон,
Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или
Сталин. Современные лидеры больше, чем
прежде, подчинены решению обыденных,
повседневных созидательных задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии
лидерства - его профессионализация. Еще
в 1919 г. М. Вебер в известной работе "Политика
как призвание и профессия" отмечал
растущее "превращение политики в "предприятие",
которому требуются навыки в борьбе за
власть и знание ее методов, созданных
современной партийной системой"10.
В нынешних условиях усложнения общественной
организации и взаимодействия государственных
органов с партиями, группами интересов,
СМИ и широкой общественностью важнейшими
функциями политики и политиков становятся
не применение насилия и даже не борьба
за власть, а "преобразование общественных
ожиданий и проблем в политические решения".
Политик фактически превратился в специалиста
в области общественных коммуникаций,
предполагающих обеспечение четкой формулировки
требований населения, налаживание необходимых
для принятия коллективных решений и их
реализации контактов о парламентскими
и правительственными органами, СМИ, общественными
организациями и отдельными людьми, разрешение
конфликтов и нахождение согласия. Сегодня
эффективно реализовать эти функции не
может человек, не обладающий специальной
квалификацией: знаниями, навыками и опытом.
Политический труд постепенно превращается
в профессию, аналогичную профессии врача,
конструктора или адвоката. Он становится
главным и постоянным источником дохода.
Хотя профессиональные политики занимают
выборные должности, большинство из верхнего
эшелона обычно сохраняет род своих занятий
даже после смены правящей партии. Этому
способствует аккумуляция ими ряда политических
должностей в парламенте, партии, органах
местного самоуправления, других учреждениях.
В ряде стран (Японии, Франции, США) учет
профессионализации политической деятельности
проявляется в отборе будущих политических
лидеров еще в детском или подростковом
возрасте и их подготовке в специальных
школах и университетах. Такие меры в сочетании
с развитием политического участия граждан
и укреплением контроля за власть имущими
способствуют повышению эффективности
политического лидерства, его подчинению
интересам всего общества.
Политические лидеры и элиты занимают
руководящие позиции и осуществляют свои
функции в рамках определенных политических
систем, выступающих реальным воплощением,
материализацией механизма власти в обществе.
9. Объясните
почему тоталитарные режимы
Идеократия, - изм.
- владычество идей, искусственный
и малоупотребляемый термин для
обозначения общественного
Власть, господство идей - интеграционный вектор развития советского общества на протяжении всей его истории. Поэтому его можно охарактеризовать термином "идеократия". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение данного термина: "Идеократия, - изм. - владычество идей, искусственный и малоупотребляемый термин для обозначения общественного строя, основанного не на материальном интересе, а на сознательных идеях".
10. Как
следует понимать следующее
11. В
чем состоит различие понятий
«политическое развитие» и «
Политическое изменение мы можем представить как появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой . Вместе с тем, говоря о политическом изменении, мы подразумеваем, что эти перемены происходят в рамках одной и той же политической системы с одними и теми же качественными характеристиками. В ходе него происходит воспроизводство политической системы в целом и его отдельных частей. Однако это воспроизводство не является полным, новое состояние политической системы и его составляющих отличается от предыдущего, также как нельзя войти дважды в одну реку. Появляющиеся «новые качества» в способе и характере взаимодействия мы можем рассматривать как количественные изменения. Масштабом политических изменений является масштаб повседневной жизни и истории.
Политическое развитие мы можем охарактеризовать как последовательную смену качественных состояний политической системы в целом и ее отдельных составных частей. Другими словами, политическое развитие является качественным изменением. Масштаб политического развития – масштаб эволюции.
Необходимо отметить, что четкую границу между политическим изменением и политическим развитием провести достаточно сложно. Сложность заключается не только в том, что исследователям, живущим в повседневности, трудно оценить изменения в более крупных масштабах, но и в расплывчатости границы между этими масштабами, а также в том, что все эволюционные процессы происходят в результате накопления повседневных и исторических перемен. Политическое развитие непосредственно недоступно простому наблюдателю, поскольку на практике оно проявляется и реализуется в политических изменениях.