Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

1. При каких условиях в обществе появилась политика объясните?
2. Любая проблема в обществе может считаться политической? В каком случае это происходит?
5. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?
9. Объясните почему тоталитарные режимы называют идеократией
11. В чем состоит различие понятий «политическое развитие» и «политическая модернизация»

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Политическая  власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы. Рассмотрите основные виды ресурсов политической власти, какие из них являются наиболее важными, а какие второстепенными.

 

6. Каким  образом в теории элит обосновывается  тезис: элитарность – условие  эффективного функционирования  любого общества?

 

Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными результатами. Неизбежно появятся социальные “чемпионы” и аутсайдеры.

 

7. В  чем заключается достоинство  республики как формы правления

 

8. Объясните,  каким образом демократизация  связана с такими тенденциями   в развитии феномена лидерства  как профессионализация и институционализация

 

В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия  осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам  народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо  проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции - институциализация и профессионализация лидерства. 
Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов - норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются .-политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач. 
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе "Политика как призвание и профессия" отмечал растущее "превращение политики в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой"10. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а "преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения". 
Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов о парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом. 
Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях. 
В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Такие меры в сочетании с развитием политического участия граждан и укреплением контроля за власть имущими способствуют повышению эффективности политического лидерства, его подчинению интересам всего общества. 
Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем, выступающих реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

 

9. Объясните  почему тоталитарные режимы называют идеократией

 

Идеократия, - изм. - владычество идей, искусственный  и малоупотребляемый термин для  обозначения общественного строя, основанного не на материальном интересе, а на сознательных идеях. Идеократия, под этим понятием подразумевается "строй, в котором правящий слой отбирается по признаку преданности одной общей идее-правительнице" . Именно в торжестве идеократии, предполагается, состоит суть нового исторического этапа. Однако в декабре 1936 г. этот термин применительно к Советской России для мыслителя тех времен Устрялова уже кажется недостаточным. По его мнению, более точно определить характер режима в СССР можно термином "телеократия" ("власть цели"). "Наше государство, - размышлял он, - пронизано целеустремленностью: ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия. Позитивная свобода есть свобода в цели. В противовес демократии формальной, лицемерно нейтралистской - демократия реальная, телеократическая".

Власть, господство идей - интеграционный вектор развития советского общества на протяжении всей его истории. Поэтому его можно охарактеризовать термином "идеократия". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение данного термина: "Идеократия, - изм. - владычество идей, искусственный и малоупотребляемый термин для обозначения общественного строя, основанного не на материальном интересе, а на сознательных идеях".

10. Как  следует понимать следующее утверждение:  «демократизация включает в себя  два процесса: формирование правового государства и формирование демократической политической культуры»

 

11. В  чем состоит различие понятий  «политическое развитие» и «политическая  модернизация»

 

Политическое  изменение мы можем представить как появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой . Вместе с тем, говоря о политическом изменении, мы подразумеваем, что эти перемены происходят в рамках одной и той же политической системы с одними и теми же качественными характеристиками. В ходе него происходит воспроизводство политической системы в целом и его отдельных частей. Однако это воспроизводство не является полным, новое состояние политической системы и его составляющих отличается от предыдущего, также как нельзя войти дважды в одну реку. Появляющиеся «новые качества» в способе и характере взаимодействия мы можем рассматривать как количественные изменения. Масштабом политических изменений является масштаб повседневной жизни и истории.

Политическое развитие мы можем охарактеризовать как последовательную смену качественных состояний политической системы в целом и ее отдельных составных частей. Другими словами, политическое развитие является качественным изменением. Масштаб политического развития – масштаб эволюции.

Необходимо  отметить, что четкую границу между  политическим изменением и политическим развитием провести достаточно сложно. Сложность заключается не только в том, что исследователям, живущим  в повседневности, трудно оценить  изменения в более крупных масштабах, но и в расплывчатости границы между этими масштабами, а также в том, что все эволюционные процессы происходят в результате накопления повседневных и исторических перемен. Политическое развитие непосредственно недоступно простому наблюдателю, поскольку на практике оно проявляется и реализуется в политических изменениях.


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"