Контрольная работа по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Европейская политическая мысль эпохи средневековья (с VI в. по XV в.), существовавшая в контексте религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической традиции, которая в свою очередь не ограничивалась только рамками официальной церковной доктрины. Церковь играет в этот период ту же роль, которую в античности выполняло государство, т.е. составляло высшую общественную связь, выступая стержнем средневековой культуры и мировоззрения. Государство же рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви.

Содержание работы

1.Сравните политическую мысль периода средневековья и возрождения: выделите сходства и отличия. Дополните ответ в сравнением идей двух мыслителей того и другого периода, например, Фомы Аквинского и Н. Макиавелли.
2.Назовите ключевые изменения в избирательном законодательстве России, прошедшие с 2000 года. Способствует или препятствует, на ваш взгляд, каждое из них развитию демократии?
3.Сравните между собой основные политические идеологии (либерализм, консерватизм, национализм, коммунизм): найдите сходства и отличия. Какие из этих идеологий, по вашему, присущи современным политическим партиям России?
4.Проследите хронику политических событий в мире, России и Удмуртии по материалам СМИ в течении 3 месяцев и сделайте обзор важнейших из них.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила: студентка 6 курса

     Агрономического  факультета

заочного отделения

  Авдеева Н.Б.

  Шифр:08036

                                                                   Работу проверила:                          

                                                                                                дата ______________

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2014

 

Содержание:

1.Сравните политическую мысль периода средневековья и возрождения: выделите сходства и отличия. Дополните ответ в сравнением идей двух мыслителей того и другого периода, например, Фомы Аквинского и Н. Макиавелли.

2.Назовите ключевые изменения  в избирательном законодательстве  России, прошедшие с 2000 года. Способствует  или препятствует, на ваш взгляд, каждое из них развитию демократии?

3.Сравните между собой основные политические идеологии (либерализм, консерватизм, национализм, коммунизм): найдите сходства и отличия. Какие из этих идеологий, по вашему, присущи современным политическим партиям России?

4.Проследите хронику политических  событий в мире, России и Удмуртии  по материалам СМИ в течении  3 месяцев и сделайте обзор  важнейших из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сравните политическую мысль периода средневековья и возрождения: выделите сходства и отличия. Дополните ответ в сравнением идей двух мыслителей того и другого периода, например, Фомы Аквинского и Н. Макиавелли.

2. Политические  идеи средневековья и эпохи  Возрождения.

Политология - Ачкасов В.А.

Политология: Учебник  для вузов / Под. ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Высш. обр., 2010. - 692 с.

Европейская политическая мысль эпохи  средневековья (с VI в. по XV в.), существовавшая в контексте религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в  ткань теологической традиции, которая  в свою очередь не ограничивалась только рамками официальной церковной  доктрины. Церковь играет в этот период ту же роль, которую в античности выполняло государство, т.е. составляло высшую общественную связь, выступая стержнем средневековой культуры и мировоззрения. Государство же рассматривалось  не как самостоятельный союз, а  в его отношении к другому  союзу, к церкви. Поэтому центральной  проблемой для средневековой  политической теории выступает вопрос: какая власть (организация) должна иметь  приоритет – духовная или светская, соответственно церковь или государство; как и насколько должны быть разделены  их компетенции. Идеологи церкви, обосновывая  ее политические притязания, утверждали, что свою власть светские правители  получили «через посредство церкви», авторитет  которой происходит «непосредственно от Бога». Отсюда безусловная обязанность  христианских государей подчиняться  владычеству церкви в лице ее главы  – папы римского как земного наместника Христа. 
 
Основы христианской политической теории были заложены еще в период утверждения христианства в качестве официальной религии видным идеологом и деятелем христианской церкви Аврелием Августином (354-430), изложившим свою политическую философию в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и других сочинениях. 
 
Августин развивал христианскую, линейно-эсхатологическую по своей направленности, концепцию истории человечества, в рамках которой все социальные, государственные и правовые учреждения и установления – следствие греховной природы человека. Господство «человека над человеком», проявляющееся в отношениях управления, господства и рабства – это «естественный порядок человеческой жизни», возникший вследствие грехопадения. В результате грехопадения человеческая природа становится несовершенной и нуждается в контроле: власть необходима, чтобы обеспечить, насколько это возможно в этом мире, преобладание справедливости и порядок, способствуя тем самым достижению благой жизни в будущем. 
 
Основываясь на этих утверждениях, Августин берет под свою защиту земные социально-политические порядки с той оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви. В противном случае, политическая власть становится простым насилием, а само государство, будучи лишенным идеи правды и справедливости, уподобляется им шайке разбойников. Тем самым, спасая и поддерживая идею государства в новом христианском мире, Августин в то же время заложил основы учения о правомерности борьбы с государством неправедным. 
 
В разработанной им концепции «двух градов» – «града земного» и «града божьего» - институты светской власти принадлежат первому, а церковные институты ко второму «граду» соответственно. Предложив всестороннюю аргументацию для обоснования превосходства божьего града над градом земным, автор сочинения «О граде божием» заложил тем самым основы теоретической традиции, в рамках которой мыслителями средневековья и Нового времени обосновывалось превосходство духовной власти над светской. Официальная же христианская церковь использовала впоследствии эти аргументы Августина Блаженного для защиты собственных властных притязаний и утверждения себя в качестве главного арбитра земных интересов. 
 
Средневековый ученый-богослов, ученик Альберта Великого, Фома Аквинский (1225-1274), канонизированный церковью в 1323 г., разработал в своих сочинениях, прежде всего в сочинении «О правлении властителей», собственный вариант политической философии, в рамках которой предпринял попытку обновить церковную ортодоксию, переосмыслив место и задачи церкви и государства в мире. С этой целью в своих произведениях Аквинат попытался осуществить синтез аристотелевского учения о государстве с христианскими, церковными канонами.  
 
Проблема происхождения и сущности государства решается мыслителем вполне в духе аристотелевской традиции: государство – порождение не греха, а скорее результат общественной природы человека, наделенного свыше свободной рациональной волей. Цель государства - «общее благо», служба обществу, состоящая в обеспечении условий для достойной, разумной жизни человека в этом мире и приближении его спасения.  
 
Тем самым государство лишается в трактовке Аквината чисто негативных характеристик и приобретает форму органа положительного благосостояния. Функции государства не могут ограничиваться исключительно охраной формального порядка: государство призвано брать на себя заботу о социально-экономической сфере общественной жизни, т.е. контролировать торговлю, проводить разумную налоговую и финансовую политику, препятствовать получению чрезмерных доходов, в целом способствуя увеличению общего уровня благосостояния своего народа. Можно даже утверждать, что в политической теории Фомы были предложены первые элементы концепции «государства всеобщего благоденствия». 
 
Фома Аквинский развил в своей политической философии оригинальную теорию закона. Определяя его как установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто ответственен за благосостояние общества, т.е. правителем (или правителями), мыслитель тем самым предоставлял этому последнему широкий простор для реализации светских принципов. Аквинат выстраивает целую систему закона, в которой различные его виды связаны нитями субординации, а пирамиду их венчает вечный закон, заключенный в Боге и тождественный ему, от которого производны другие законы – естественный, человеческий (положительный), божественный (откровенный). 
 
Мыслитель вводит различение трех элементов государственной власти: ее сущность; ее происхождение и ее использование. Если происхождение и использование власти могут быть и хороши, и дурны, поскольку являются делом рук человека, то сущность ее всегда хороша, ибо представляет собой установленный свыше порядок отношений господства-подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями.  
 
Если действия правителей отклоняются от этого порядка, если они противоречат воле Бога и интересам церкви, подданные вправе оказать им сопротивление: повиноваться властям следует настолько, насколько они от Бога. Кроме того, Аквинат оговаривает тот факт, что подчинение человека человеку имеет место только относительно телесных действий: во внутренних движениях души человек должен повиноваться не человеку, а единственно Богу. Тем самым мыслитель разрабатывает идею предела государственного вмешательства и отстаивает определенную автономию частной и духовной жизни человека, отвергая претензию законодателей контролировать и преобразовывать все исключительно при помощи законодательных предписаний. 
 
Воспроизводя почти дословно аристотелевскую модель классификации форм правления, в качестве наилучшей и совершенной формы Фома Аквинский предлагает монархию, аргументируя свой выбор и фактами исторического опыта, и аналогиями с устройством всего мироздания и человеческого организма в частности, и наибольшей степенью воплощения в ней единства цели и воли по сравнению с другими формами, что способствует сохранению единства общества. Эти аргументы будут впоследствии использованы в Новое время теоретиками монархии. 
 
В то же время главным итогом политического учения Аквината для своей эпохи явился вывод о необходимости подчинения светской власти владычеству церкви, основывающийся на теории конечной цели: власть светская должна быть дополнена надстраиваемой над ней властью духовной, ибо именно последней принадлежит забота о конечной цели – цели спасения. 
 
Возрождение и Реформация стали самыми знаменательными событиями позднего западноевропейского Средневековья, выступив одновременно в качестве своеобразного моста, по которому совершался переход от эпохи средневековья к периоду Нового времени. XVI в., завершая собой средневековое развитие, с другой стороны, открывал перспективу Нового времени, утверждая принципиально новые стандарты человеческого бытия в индивидуальном и общественном плане. В области политической мысли гуманистический идеал самодовлеющей личности выражался в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей. 
 
Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Прошедший жесткую школу практической политики и дипломатии в своей родной Флоренции, он стал автором целого ряда трудов по проблемам власти и политики - «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1516), «Государь» (1520-1525), «История Флоренции» (1525) и др., которые и по сей день вызывают множество споров и интерпретаций. 
 
Как известно термин «макиавеллизм» приобрел нарицательный смысл и используется обычно для характеристики политики, основанной на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали. Будучи объявленным сторонником чистой политики, Макиавелли рассматривается в литературе как мыслитель, отделивший политику от морали и религии, как защитник принципа «цель оправдывает средства», что является справедливым лишь отчасти. Чтобы избежать поверхностных суждений о характере его политических идей, необходимо принимать во внимание, что речь должна идти о совершенно новом, не средневековом понимании государства как типа политической организации, осуществляющей власть над людьми, как в некотором смысле автономной системы ценностей, имеющей собственные цели. Кроме того, важно понимать политико-исторический контекст интеллектуальной и практической деятельности Макиавелли. В его произведениях отражен характер политических процессов, протекавших в Италии в тот период: раздробленная, раздираемая борьбой бесчисленных политических группировок, Италия превратилась в арену противостояния между Францией и Испанией за европейскую гегемонию. 
 
«Государь» Макиавелли родился от двойного отчаяния: перед упадком Флоренции и Италии и перед лицом собственной судьбы, тесно связанной с судьбой его родины. По мнению мыслителя, если можно было выйти из этого двойного кризиса, то только путем объединения Италии с помощью радикальных средств, к числу которых относился и сильный политический лидер типа Чезаре Борджа ( в известном смысле прототип макиавеллиевского государя). Высшая политическая цель для Макиавелли – самосохранение государства всеми доступными средствами и любой ценой.  
 
В отличие от Аристотеля, описывавшего политическую жизнь с точки зрения цели, каковой является благо, итальянский мыслитель обращается к истокам, началам политики, часто насильственным и несправедливым. Логическую и психологическую предпосылку его теории власти составляет пессимизм по отношению к людям: люди в целом неблагодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. Поэтому тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами нравственности; часто он просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло – насколько это необходимо. В основе политического поведения лежит выгода и сила: необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву – чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость и самоуверенность – вот составляющие политического успеха. 
 
Но вместе с тем власть не является для Макиавелли самоцелью: это необходимое средство для достижения общего благо, т.е. стабильности и единства государства. Не благо отдельных людей, а общественное благо делает государство великим, будь то республика или монархия. С одной стороны, критикуя политику, построенную на личных и групповых интересах, и, с другой, восхваляя политику, нацеленную на общее благо, мыслитель не противоречит себе ни в одном из своих произведений – ни в «Государе», ни в «Рассуждениях…», о чем бы речь не шла – о монархии или республике. Если в спокойные времена стабильность и единство государства достигаются постепенно при участии всего гражданского коллектива ( например, в республиканском Риме), то в кризисные периоды, а также при создании и реформировании государства необходимо единовластие, хотя и здесь, согласно итальянскому мыслителю, государь – не деспот, а диктатор, действующий во имя общественного блага. 
 
В данном случае, Макиавелли, продемонстрировавший в целом реалистичный подход к политике, не пожелал признавать развращающую природу диктаторской власти (например, он не рассматривает процедуру сложения диктаторских полномочий после преодоления кризиса), а также не учел того факта, что анархия и политическая нестабильность могут возникнуть и как следствие диктатуры, а не только предшествовать ее введению. Политические идеи Н. Макиавелли, будучи по своему духовному содержанию весьма противоречивыми и дискуссионными, тем не менее, положили начало европейской политической традиции Нового времени, во многом определив ее дальнейшую проблематику.

 

 

 

2.2. Политическое  учение Фомы Аквинского. 

 

XIII в. – век наивысшего  могущества Римской церкви. В  это время происходит окончательное  становление средневековой религиозной  догматики. Этим церковь обязана  Фоме Аквинскому, который помимо  богословия и философии трактовал  проблемы права, морали, государства,  экономики. Фома Аквинский родился  под Неаполем, принадлежал к аристократическому  роду. Фома – первый схоластический  учитель церкви («князь философии»). Учился в Кельне, Болонье, Риме, Неаполе. С 1279 г. признан официальным  католическим философом, который  связал христианское вероучение  с философией Аристотеля. Его  политические взгляды изложены  в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике»  и «Этике» Аристотеля. Одна из  частей главного произведения  «Сумма теологий» специально  посвящена законам. В 1323 г. причислен  к лику святых.

В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство  и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является приготовлением к высшему сообществу – государству  Бога». Таким образом, государство  подчиняется церкви как средство цели. При этом следует различать  сущность, форму и использование  власти. Установленная Богом власть, несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться. Главная задача государственной  власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир, подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в  какой светская власть нарушает законы Бога, подданные вправе оказывать  ей сопротивление.

В учении Фомы Аквинского признавался  суверенитет власти народа: «Король, изменивший своему народу, не может  требовать повиновения». Это не восстание, направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ вправе низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы не допускать злоупотреблений. С этой целью весь народ должен участвовать в управлении. Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. «Мы не можем быть в безопасности, пока зависим от воли другого человека».

Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек, как гражданин христианского  государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это Божественный разум, правящий вселенной. Вечный закон заключен в Боге и потому существует сам  по себе. Все остальные законы производны и подчинены вечному. Естественный закон есть отражение Божественного  закона в человеческом разуме. В  силу причастности ума человека к  Божественному разуму, ум человека управляет всеми его нравственными  силами и является источником закона естественного права (он повелевает делать добро и избегать зла). По закону естественного права протекала  блаженная жизнь людей до грехопадения. Из естественного закона вытекает закон  человеческий, созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель. Оно  имеет в виду интересы, которые  касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить  людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая.

Помимо направленности к  общему благу, закон должен быть издан  компетентной  властью и обнародован. Что касается Божественного закона – то это законы Ветхого и Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по причине недостаточности одного естественного разума. 

 

 

3.1. Учение Н. Макиавелли  о государстве и политике.

Одним из первых теоретиков новой  эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII–XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы буржуазии итальянских городов. В Италии не сложилось единое государство – на ее территории существовали городские республики, папское государство, а также владения Испании. Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска. После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. Последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы политические (“Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”, “Государь”, “О военном искусстве” и др.) и исторические (“История Флоренции”), его перу принадлежит ряд художественных произведений.

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных  ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях  участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее  или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем. “Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что  было... Это происходит от того, –  пояснял Макиавелли, – что все  человеческие дела делаются людьми, которые  имели, и всегда будут иметь, одни и те же страсти и поэтому они  неизбежно должны давать одинаковые результаты”.

Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес  является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для  того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства  и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его  психологии и влечений. “Природа создала  людей таким образом, – писал  Макиавелли, – что люди могут  желать всего, но не могут всего достигнуть”. Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое  отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх  или любовь последних. Государство  незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает  в ненависть, а любовь – в презрение. В центре внимания Макиавелли –  реальная способность правительства  повелевать подданными. В книге “Государь” и других сочинениях содержится ряд  правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной  ему практики итальянских и других государств. Целью государства и  основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. “Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это; а  так как его надобности возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это  каждый день”. Самое опасное для  правителя, неустанно повторял Макиавелли, – посягать на имущество подданных  – это неизбежно порождает  ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). “Даже  когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать  это, если налицо подходящее обоснование  и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства”.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»