Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:27, контрольная работа
Европейская политическая мысль эпохи средневековья (с VI в. по XV в.), существовавшая в контексте религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической традиции, которая в свою очередь не ограничивалась только рамками официальной церковной доктрины. Церковь играет в этот период ту же роль, которую в античности выполняло государство, т.е. составляло высшую общественную связь, выступая стержнем средневековой культуры и мировоззрения. Государство же рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви.
1.Сравните политическую мысль периода средневековья и возрождения: выделите сходства и отличия. Дополните ответ в сравнением идей двух мыслителей того и другого периода, например, Фомы Аквинского и Н. Макиавелли.
2.Назовите ключевые изменения в избирательном законодательстве России, прошедшие с 2000 года. Способствует или препятствует, на ваш взгляд, каждое из них развитию демократии?
3.Сравните между собой основные политические идеологии (либерализм, консерватизм, национализм, коммунизм): найдите сходства и отличия. Какие из этих идеологий, по вашему, присущи современным политическим партиям России?
4.Проследите хронику политических событий в мире, России и Удмуртии по материалам СМИ в течении 3 месяцев и сделайте обзор важнейших из них.
Незыблемость частной
Особенность учения Макиавелли в том,
что смешанную республику он считал
результатом и средством
Макиавелли стремился
Свободное государство должно быть
основано на компромиссах народа и
знати; суть “смешанной республики”
в том и состоит, что система
государственных органов
Законодательству и праву
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, – могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме “религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных”. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. “Религия античная почитала высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали мужественные деяния. Такой образ жизни сделал, по-моему, мир слабым и отдал его во власть негодяям: они могут безбоязненно распоряжаться в нем как угодно, видя, что все люди, желая попасть в рай, больше помышляют о том, как бы стерпеть побои, нежели о том, как бы за них расплатиться”. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: “Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии”. Кроме того, писал Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. В канун Реформации Макиавелли прозорливо предсказывал, что католическая религия “близка либо к своей гибели, либо к мучительным испытаниям”. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие его позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и основой религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям политики. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.
В противоположность католическим
богословам, стремившимся подчинить
учение о праве и государстве
христианской этике, Макиавелли отделял
политику от морали. Политика (учреждение,
организация и деятельность государства)
рассматривалась как особая сфера
человеческой деятельности, имеющая
свои закономерности, которые должны
быть изучены и осмыслены, а не
выведены из св. писания или сконструированы
умозрительно. Такой подход к изучению
государства был громадным
Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья. Ссылаясь на деяния романьского герцога и ставя их в пример, Макиавелли писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные: “Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши”. При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: “Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может”. “Следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворять своей злобе и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и возвратить им уверенность в безопасности”. Лучше убить, чем грозить, – грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая – отделываешься от врага окончательно. Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население. Лучше быть скупым, чем щедрым, – щедрый обирает многих, чтобы одарить немногих, скупым же недовольны немногие, а народ не обременен излишними поборами. Лучше внушать страх, чем любовь, – любят государей по собственному усмотрению, боятся – по усмотрению государей, мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него. Все обиды и жестокости надо учинять разом: “Чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше”. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами.
Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда дует ветер фортуны, “по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла”, Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей. В государственной деятельности, поучал Макиавелли, “всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером”. “Самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся... Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство”. Эти и аналогичные рекомендации Макиавелли черпал из современной ему политической практики.
В период позднего средневековья феодальные
отношения во всех странах образовывали
запутанный клубок прав и обязанностей,
порождающий непрекращающиеся конфликты
феодалов, непрерывную борьбу между
королевской властью и
Произведения Макиавелли оказали
громадное влияние на последующее
развитие политико-правовой идеологии.
В них сформулированы и обоснованы
главные программные требования
буржуазии: незыблемость частной собственности,
безопасность личности и имущества,
республика как наилучшее средство
обеспечения “благ свободы”, осуждение
феодального дворянства, подчинение
религии политике и ряд других.
Наиболее проницательные идеологи буржуазии
высоко оценили методологию
Рассуждения Макиавелли о способах
и приемах политической деятельности
предопределялись не только спецификой
исторических условий того времени,
но и сущностью методов власти
меньшинства, опирающегося на насилие.
Политика господствующих классов всегда
стремилась найти идейную опору
в общественной морали и теоретическое
обоснование в философии. Макиавелли
поменял местами опору и