Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:12, контрольная работа
Описание работы
Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур.
Содержание работы
Задание №1 (Тема: «Понятие формы правления») 2 Задание №2 (Тема: «Основы конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ)») 19 Задание №3 («Разграничьте правовые и моральные аспекты в Преамбуле Конституции Российской Федерации») 32 Список литературы 34
Глава 1 Конституции РФ нормативно
не разделяет основы конституционного
строя России на какие-либо виды. Тем не
менее их можно объединить в определенные
группы (схема 1): закрепляющие организацию
государства и государственной (публичной)
власти, приоритет прав и свобод человека
и гражданина, политические и экономические
основы государства и общества.
Схема 1. Система основ конституционного
строя России.
Приоритет прав и свобод человека
и гражданина, закрепление их в качестве
высшей ценности составляют гуманистические
основы конституционного строя России.
Конституционные
характеристики российского государства
Основные конституционные характеристики
российского государства содержатся в
ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии
с ними Российская Федерация – это демократическое,
федеративное, правовое государство с
республиканской формой правления, а также
социальное и светское государство. Все
эти характеристики тесно связаны между
собой, равно как и с другими основами
конституционного строя.
Провозглашение России демократическим
государством является принципиально
важным для страны с сильной авторитарной
традицией. Демократический характер
государства (от греч. demos и kratos – власть
народа) означает, что:
во-первых, единственным источником
власти в стране (и носителем суверенитета)
является многонациональный народ России;
во-вторых, власть в стране осуществляется
в соответствии с волей большинства при
соблюдении и охране прав меньшинства;
в-третьих, власть в России формируется
и осуществляется в соответствии с демократическими
процедурами, прежде всего посредством
свободных выборов и референдума.
Все это призвано обеспечить
признание и реальное осуществление прав
и свобод человека в стране на уровне международных
требований.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает
Россию федеративным государством. Это
означает, что из двух форм территориального
устройства – унитарной и федеративной
– Россией избрана последняя. Принципы
федеративного устройства конкретизируются
в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4,
5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство»
Конституции РФ.
По поводу провозглашения Российской
Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические
деятели считают, что такому утверждению
место, скорее, в преамбуле Основного Закона
(т. е. это пока не данность, а лишь цель,
к которой стремится Россия). Конечно,
современную Россию правовым государством
считать нельзя. Вместе с тем после принятия
Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась
принципиально иная правовая ситуация,
позволяющая предполагать, что возврата
к прежнему, антиправовому, тоталитарному,
режиму уже не произойдет. Конституция
РФ полностью соответствует характеристикам
конституции правового государства, поскольку:
признает основные неотчуждаемые
права и свободы человека в качестве высшей
ценности и закрепляет систему их гарантий
на уровне международных стандартов;
закрепляет господство права
в жизни общества и государства, верховенство
Конституции и правовых законов (и, соответственно,
запрет неправовых законов), связанность
государства правом;
устанавливает правовые принципы
и формы осуществления власти, систему
разделения власти («по горизонтали» и
«по вертикали») и взаимодействия различных
ветвей и уровней власти.
Формирование правового государства
– сложный и длительный процесс. Страна
должна «дорасти» до своей Конституции,
преодолев стереотипы правового нигилизма,
повысив правовую культуру граждан и властных
институтов всех уровней, сформировав
гражданское общество. Исходя из этого,
закрепление принципа правовой государственности
в основном конституционном тексте (т.
е. в качестве нормы прямого действия)
представляется обоснованным. Это следует
рассматривать незыблемой основой и важной
гарантией поступательного движения России
к правовому государству.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного
строя республиканской формы правления
означает, что:
во-первых, государственная
власть в России осуществляется только
выборными органами (либо органами и должностными
лицами, получающими властные полномочия
от тех или иных выборных органов), глава
государства получает власть от народа,
избирателей, а не по наследству;
во-вторых, переход к другой
– монархической – форме правления возможен
только путем принятия новой конституции
страны, посягательство на республиканскую
форму правления является антиконституционным
и преследуется по закону;
в-третьих, монархическая форма
правления не может закрепляться (и даже
упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.
Конституция РФ не дает конкретного,
нормативно выраженного ответа на вопрос
о разновидности республиканской формы
правления в России. Российскую Федерацию
часто называют президентской (или даже
суперпрезидентской) республикой. Однако
анализ конституционных норм, закрепляющих
статус различных органов государственной
власти (см. гл. 4–7 Конституции РФ), их взаимодействие
между собой, позволяет сделать вывод,
что, несмотря на особое положение Президента
РФ в системе органов государственной
власти, Основным Законом в России закреплена
полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая
смешанная форма республики является
преобладающей формой правления в современном
мире. Смешанная форма правления закреплена
и для субъектов РФ Федеральным законом
1999 г. «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
В дополнение к характеристикам,
данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством.
В отличие от конституций ряда зарубежных
государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании
и др.), в которых термин «социальное государство»
закреплен достаточно давно, в российской
Конституции это понятие употреблено
впервые. Понятия социальной государственности
и правовой государственности не могут
противопоставляться, подлинное социальное
государство может быть только правовым.
Более того, социальное государство без
правовой составляющей допускает в том
числе и произвольное перераспределение
национального богатства в пользу социально
слабых, уравниловку, обширную систему
льгот и привилегий. Это ведет к порождению
иждивенческой идеологии населения, потере
жизнедеятельной инициативы людей, возложению
на государство обязанностей, которые
надлежащим образом выполнить весьма
сложно (прежде всего в силу неблагоприятной
экономической ситуации).
Социальное же правовое государство
стремится к созданию равных возможностей
для всех членов общества, исключению
регулирования общественных отношений
с помощью привилегий, выступает гарантом
и защитником прав, свобод и интересов
не какой-то одной или нескольких социальных
групп, а всех граждан, всего общества.
Именно такой подход в социальной политике
государства создает условия, которые
обеспечивают достойную жизнь и свободное
развитие человека, гарантируют удовлетворение
социально-экономических потребностей,
получение необходимых социальных благ.
Основные направления социальной
политики Российской Федерации как социального
правового государства конкретизированы
в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей,
установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной
поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развитие системы социальных служб, пенсионного
обеспечения, пособий и иных гарантий
социальной защиты. Детализация этих направлений
осуществляется в отраслевом законодательстве:
гражданском, семейном, жилищном, трудовом,
пенсионном, социальном и др. Непосредственна
связь указанных положений и с социально-экономическими
и культурными правами человека в Российской
Федерации. Вместе с тем Конституция РФ
исходит из того, что обеспечение достойной
жизни и свободного развития человека
должно быть делом его ума, рук, инициативы
и предприимчивости, а суть социальной
правовой государственности состоит в
том, чтобы создать для этого необходимые
условия.
Рассмотренные выше конституционные
характеристики российского государства
дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством.
Несмотря на особую, традиционно сильную
роль Русской православной церкви в жизни
российского общества, Конституция РФ
устанавливает, что никакая религия в
нашей стране не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной,
а все религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.
Конституция РФ прямо не устанавливает
отделение школы от церкви, однако этот
признак светского характера российского
государства закреплен в отраслевом законодательстве,
в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1
«Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном
законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести
и о религиозных объединениях» с изм. и
доп. В России нормативно закреплен принцип
светского характера образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях;
религиозным организациям допустимо обучать
детей религии в таких учреждениях только
вне рамок образовательной программы
по просьбе родителей или лиц, их замещающих,
с согласия детей и по согласованию с соответствующим
органом местного самоуправления.
С рассмотренными характеристиками
российского государства непосредственно
связаны и конституционные принципы функционирования
(осуществления) публичной власти: единство и
разделение власти, источник власти, формы
осуществления власти, признание местного
самоуправления в качестве самостоятельного
уровня публичной власти и др.
Экономические и
политические основы конституционного
строя
В последние десятилетия отмечается
тенденция к расширению объекта конституционно-правового
регулирования за счет включения сюда
основ политической, социальной, экономической
и духовной жизни общества. Принципиально
важно, что правовым регулированием вообще
и конституционно-правовым регулированием
в частности должны охватываться именно основы указанных
сфер общественных отношений, поскольку
чрезмерное вмешательство государства
в дела гражданского общества свидетельствует
о недемократическом, неправовом характере
такого государства. Конституция РФ (гл.
1) содержит и некоторые базовые принципы,
которые могут быть отнесены к экономическим
и политическим основам конституционного
строя России.
В подходе к государственному
регулированию экономической деятельностью
в России в 1990-х гг. произошли принципиальные
изменения: государство сегодня не учреждает
экономический строй и не осуществляет
детальную регламентацию всех сторон
экономической деятельности, а лишь обеспечивает
правовыми средствами функционирование
рыночной экономики. Именно такой подход
закреплен в российском Основном Законе.
К конституционным принципам
рыночной экономики в России можно отнести
(ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического
пространства; свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств; свободу
экономической деятельности и государственную
поддержку конкуренции; многообразие
и равенство форм собственности.
Указанным конституционным
положениям корреспондируют нормы ст.
71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с
которыми установление правовых основ
единого рынка, финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная эмиссия,
основы ценовой политики, гражданское,
земельное и природоохранное законодательство,
установление налоговой системы и общих
принципов налогообложения и сборов в
России отнесено либо к исключительному
ведению Российской Федерации, либо к
совместному ведению Российской Федерации
и ее субъектов (при безусловном приоритете
федеральных норм). Таким образом, ни в
одной составной части России не может
осуществляться собственное, отличное
от общегосударственных подходов, правовое
регулирование отмеченных важных принципов
экономической системы.
Базовые принципы рыночной
экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции
РФ, развиваются в других конституционных
положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции
(ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность,
направленную на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию. Одним из первых рыночных
российских законов был Закон РСФСР от
22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках».
Отношения собственности –
отношения гражданско-правовые, хотя институт
права собственности, вне всякого сомнения,
является комплексным, межотраслевым.
Здесь можно вычленить, помимо собственно
правового, философский, экономический,
социальный, этический, нравственный,
психологический и иные аспекты. Именно
собственность определяет политическую,
экономическую, социальную системы, духовную
сферу жизни общества. Существуют вполне
обоснованные взгляды на право собственности
как на политическое право. Именно поэтому
как принципиально важные (а во многом
– революционные) следует рассматривать
положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите
частной, государственной, муниципальной
и иных форм собственности.
Принцип неприкосновенности
собственности в Российской Федерации
нельзя трактовать как абсолютный: право
собственности (и частной, и публичной)
в любом современном цивилизованном государстве
уже не рассматривается как «священное
и неприкосновенное», как и всякое право,
оно может быть ограничено. Однако в соответствии
с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению суда, а
принудительное отчуждение имущества
для государственных нужд может быть осуществлено
только при условии предварительного
и равноценного возмещения. Это положение
требует разъяснения.
Во-первых, речь здесь идет не
о собственности в узком смысле слова,
а об имуществе вообще, включая и имущественные
права (например, заключенные в ценных
бумагах, а также заработная плата, в том
числе и неполученная, и т. п.).
Во-вторых, термин «решение
суда» следует толковать расширительно,
понимая под ним решение как таковое, т.
е. процессуальный акт суда, рассматривающего
гражданские дела, и приговор суда, рассматривающего
дела уголовные (в частности, при применении
конфискации имущества или штрафа).
В-третьих, данному конституционному
положению не соответствует ряд норм отраслевого
(налогового, таможенного, административного)
законодательства, допускающих лишение
имущества частных лиц без судебного решения,
в частности, о бесспорном списании с банковских
счетов налогоплательщиков – юридических
лиц недоимок по налогам, об изъятии в
административном порядке имущества,
составляющего предмет контрабанды, не
прошедшего надлежащего таможенного оформления,
орудий совершения преступления, незаконного
промысла, улова и т. п.