При оценке и разрешении подобных
юридических коллизий нельзя обойтись
без учета правовой позиции Конституционного
Суда РФ, неоднократно высказывавшейся
в ряде постановлений и определений. Конституционный
Суд РФ подтвердил незыблемость конституционного
положения о невозможности лишения кого-либо
права на имущество (прежде всего права
собственности) без судебного решения,
признав неконституционность соответствующих
положений оспариваемых нормативных актов
(Таможенного кодекса РФ, Кодекса РФ об
административных правонарушениях и др.).
Однако Суд пояснил, что не исключено временное
изъятие имущества у частных лиц в административном
порядке в целях реализации публичных
интересов (в частности, при совершении
таможенных и иных административных правонарушений).
Такие меры превентивного характера направлены
на обеспечение сохранности имущества,
которое подлежит конфискации, и сами
по себе не влекут прекращения права собственности
на это имущество. Моментом же прекращения
права собственности на конфискованное
имущество у частных лиц и, соответственно,
возникновения права государственной
собственности на это имущество является
вступление в законную силу решения суда
либо истечение срока на обжалование решения
о конфискации. Кроме того, судебного решения
не требуется для изъятия имущества у
частных лиц за совершенные правонарушения
в случаях, когда гражданин или юридическое
лицо добровольно соглашается заплатить
определенную сумму (например, штраф).
Чрезмерное вмешательство государства
недопустимо не только в сферу экономики,
но и в сферу идеологии и политики. Конституция
РФ не закрепляет политическую систему
общества, исходя из того, что эта система
в конечном счете создается инициативой
свободных личностей. В качестве одной
из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое
и политическое многообразие (плюрализм).
Данные положения непосредственно связаны
с такими конституционными правами и свободами,
как свобода совести и вероисповедания,
свобода выражения мнений и убеждений,
свобода мысли и слова, свобода информации,
свобода творчества, право на объединение,
свобода собраний, митингов и демонстраций
и др. В России никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной
или обязательной. Недопустимо идеологическое
преследование официально не одобряемых
направлений в науке, искусстве, религиозной
деятельности и т. п.
На идеологическом многообразии
основывается многообразие политическое,
проявляющееся в наличии разнообразных
направлений практической политической
деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности
принадлежит политическим партиям и иным
общественным объединениям, преследующим
те или иные политические цели. Статус
различных видов общественных объединений
(общественных организаций, общественных
движений, общественных фондов, общественных
учреждений, органов общественной самодеятельности,
профсоюзов, религиозных организаций
и др.) закреплен в Федеральном законе
от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
с изм. и доп., а также в других законах
и иных правовых актах.
В ряду общественных объединений
особое место принадлежит политическим
партиям. Если общественная организация
(или объединение) может быть создана для
реализации любых некоммерческих целей,
то политической партией организация,
не преследующая политических целей, быть
не может. Конституция РФ конкретно о политических
партиях практически не говорит ничего,
подробное же регулирование статуса этого
вида общественных объединений осуществляется
Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О
политических партиях» с изм. и доп. Конституция
РФ и действующее законодательство формально-юридически
закрепляют в России многопартийную систему
(именно многопартийность
является внешним выражением политического
плюрализма).
Закрепляя равенство политических
партий и общественных объединений перед
законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического
и политического плюрализма. Демократическое
государство не должно допускать деятельность
политизированных институтов гражданского
общества, стремящихся изменить основы
конституционного строя неконституционным,
насильственным путем. Правовая государственность
несовместима с распространением в обществе
фашистской, расистской, антисемитской,
антиисламской и иных подобных идеологий.
Поэтому в России установлен ряд запретов
на создание и деятельность таких общественных
объединений, цели или действия которых
направлены на: насильственное изменение
основ конституционного строя; нарушение
целостности Российской Федерации; подрыв
безопасности государства; создание вооруженных
формирований; разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной розни.
Задание №3
«Разграничьте правовые и моральные
аспекты в Преамбуле Конституции Российской
Федерации»
Преамбула:
Мы, многонациональный народ Российской
Федерации, соединенные общей судьбой
на своей земле, утверждая права и свободы
человека, гражданский мир и согласие,
соединяя исторически сложившееся государственное
единство, исходя из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь
и уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость, возрождая суверенную
государственность России и утверждая
незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание
России, исходя из ответственности за
свою Родину перед нынешним и будущими
поколениями, сознавая себя частью мирового
сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Преамбула - вводная
часть, предшествующая тексту глав Конституции.
Она имеет существенное значение для понимания
смысла как Конституции в целом, так и
ее отдельных статей, поскольку именно
во вводной части указаны основания и
обстоятельства, послужившие поводом
к изданию Конституции и как бы предопределившие
ее содержание.
Преамбула констатирует, прежде всего,
что данная Конституция принята многонациональным
народом Российской Федерации, соединенным
общей судьбой на своей земле, подчеркивает
особое значение этого акта для дальнейшего
развития государства и общества.
В преамбуле Конституции называются шесть
основополагающих целей, реализация которых
является главной задачей государства.
Они отражают суть всей конституционной
реформы в России. Это: утверждение прав
и свобод человека, утверждение гражданского
мира и согласия в Российской Федерации,
сохранение исторически сложившегося
государственного единства, возрождение
суверенной государственности России,
утверждение незыблемости демократических
основ Российского государства, обеспечение
благополучия и процветания России.
Можно сделать
вывод, что положения преамбулы
не содержат правовых норм, а
носят торжественно-декларативный характер,
то есть присутствуют только моральные
аспекты.
Список
литературы
1. Алексеев С.С. Государство
и право М.: Инфра – М,2003г.
2. Жидков О.А., Н.А. Крашенинникова
История государства и права
зарубежных стран. М.: Инфра –
М, 2006
3. Жинкин С.А Теория
государства и права: конспект
лекций, Ростов-на- Дону: Феникс 2006
4. Карченко М. Н.. Общая
теория государства и права: Академический
курс. В 3 т. Т. 1: Учебник для вузов.
М.: Зерцало-М 2002.
5. Комаров С. Общая теория
государства и права Учебник 7-е
издание, Спб.: Питер 2004
6. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран: Учебник
Т.1-2/Отв. ред. Б.С.Страшун – М.: Издательство
БЕК, 2006.
7. Конституционное право:
Учебник/Отв.ред. А.Е.Козлов – М.:
Издательство БЕК, 1997.
8. Корельский В.М. "Теория
государства и права, М.: Юрайт 2000
9. Летушева Н. Теория государства
и права, М.: Академия 2006
10. Маклаков В.В Иностранное
конституционное право,М., ЮРАЙТ,1996
11. Матузов Н.И., Малько
А.В. "Теория государства и права
".- М.: Юрист 1997 г.
12. Нерсесянц В. С. Общая
теория права и государства: Учебник
для юридических вузов, М.: Норма
2002.