Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

1. Гидденс А. о государстве, партиях и внепарламентских политических действиях.
2. Политическая доктрина неоконсерватизма.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 36.15 Кб (Скачать файл)

Во многих западноевропейских странах после Второй мировой  войны правительства формировались  социалистическими и трудовыми  партиями. Практически во всех этих странах есть официально признанные коммунистические партии, некоторые  из них являются весьма крупными (например, в Италии, Франции и Испании). Существует множество консервативных (республиканская партия во Франции или консервативная и юнионистская партии в Великобритании) и центристских партий, которые занимают "промежуточное" положение между левыми и правыми (например, социал-демократическая и либерально-демократическая в Великобритании). (Термин "левые" используется для обозначения радикальных или прогрессивных политических групп, ориентирующихся на социализм; термин "правые" применяется для обозначения более консервативных групп.)

Партийные системы

В некоторых странах лидер  партии боьшинства или одной из партий, входящих в коалицию большинства, автоматически становится премьер-министром, занимая высший официальный пост в стране. В других государствах (например, в США) президент избирается независимо от партийных выборов в главные представительные органы. Избирательные системы в западноевропейских странах не похожи одна на 301 другую, и большинство устроены значительно более сложно, чем в Великобритании. Примером может служить Германия. В этой стране члены бундестага (парламента) выбираются на основе системы, сочетающей принцип пропорционального представительства и принцип "победитель получает все". Половина членов бундестага избираются в избирательных округах, в которых побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Остальные пятьдесят процентов членов парламента определяются в соответствии с процентом голосов, поданных за них в определенных регионах. Именно эта система позволила партии Зеленых завоевать места в парламенте. Чтобы предотвратить появление большого числа мелких партий, был установлен пятипроцентный барьер - минимальное количество голосов, которое должно быть получено партией для получения места в парламенте. При проведении местных выборов используется та же система.

При двухпартийной системе, как, например, в Великобритании, парламентарии  обычно стараются придерживаться "средних" позиций, позволяющих получить большее  число голосов, и отмежевываются от радикальных взглядов. В таких  странах партии стараются культивировать умеренный имидж и иногда приобретают  такое сходство, что сделать между  ними выбор становится трудно. В  принципе все многообразие интересов  может быть представлен каждой партией, но довольно часто политические программы сформулированы столь обтекаемо, что различия между ними почти стираются. Многопартийные системы позволяют более открыто и прямо выражать различные интересы и высказывать различные взгляды, а также обеспечивают существование радикальных альтернатив. С другой стороны, в таких системах ни одна из партий не может добиться большинства в парламенте, и это приводит к необходимости создания коалиций, часто страдающих от невозможности принять решение из-за существующих противоречий и конфликтов между партиями или быстрого чередования выборов и новых правительств. Правительства в такой ситуации не могут оставаться у власти долгое время, и поэтому эффективность их деятельности весьма ограничена.

Политическая жизнь может  протекать не только в законных рамках деятельности политических партий, в  процессе голосования и представительства  в государственных органах. Нередко  возникают группы людей, которые  полагают, что их цели и идеалы не могут быть достигнуты, если придерживаться общепринятых рамок, так как блокируются  сложившейся системой. Наиболее драматичным  примером неортодоксального политического  действия является революция - насильственная ломка существующего политического  порядка посредством массового  движения, использующего насилие. Так  как проблема революций широко освещена в специальной главе (см. главу 19, "Революции и социальные движения"), то здесь мы не будем останавливаться  на них подробно, а затронем только вопросы масштаба и природы неинституционализированных политических действий.

Наиболее распространенным типом таких действий являются движения протеста, которые обычно, хотя и  не всегда, возникают среди наиболее бедных и обездоленных слоев общества. В настоящее время в странах  Запада законом разрешено создавать  более или менее любые политические ассоциации, а также совершать некоторые внепарламентские действия, такие, как организации уличных демонстраций и маршей. Как правило, эти права приходилось завоевывать. Например, в XIX веке в ряде стран Европы были введены законы, направленные против собраний, они запрещали большому количеству людей собираться с политическими целями в общественных местах. Попытки регулировать деятельность масс с помощью правительства вскоре были оставлены, так как стало ясно, что реально добиться исполнения этих запретов невозможно. Люди собирались огромными толпами специально, чтобы выразить свой протест, так что принятые законы только стимулировали деятельность, против которой были направлены.

Следует отметить характерную  черту движений протеста, заключающуюся  в том, что они часто действуют  на грани легально разрешенного правительством. Например, лицензия на проведение массовой демонстрации должна быть получена в полиции заранее. Иногда, несмотря на отказ в этой лицензии, организаторы демонстрации, тем не менее, решают ее провести, рискуя ввергнуть ее участников в конфронтацию с властями. Демонстранты, будучи горячими приверженцами дела, за которое они 313 выступают, готовы преступать закон, лишь бы сделать свою акцию эффективной. Так, участники маршей мира часто блокировали армейские лагеря, пытаясь воспрепятствовать ввозу или вывозу оружия, перелезали через заграждения и устраивали сидячие забастовки, а также проникали в ракетные шахты.

Таблица. Отношение к акциям протеста (на примере выборочного  опроса мужчин и женщин в Великобритании в 1977 году)

Принимал участие, % Мог  бы принять участие, % Никогда бы не принял участие, %

Подписывание петиций 63 28 9

Участие в демонстрациях, разрешенных законом 9 33 58

Участие в бойкотах 6 31 63

Участие в неофициальных  забастовках 8 16 76

Занятие зданий или фабрик 2 10 88

Нанесение повреждений (разбивание окон, перенесение дорожных знаков и т.д.) 2 1 97

Личное участие в актах  насилия (драка с участниками  демонстраций или с полицией) 1 3 96

Источник: Mark Abrams, David Gerrard and Noel Timms. Values and Social Change in Britain. London, Macmillan, 1986. P. 165.

Когда глава правительства  сталкивается с проявлениями внепарламентской активности, у него есть три варианта действий. Прежде всего, он может просто проигнорировать эти акции. Группировки, которым население оказывает  слабую поддержку, как правило, вызывают вялую реакцию со стороны правительственных  кругов. В этой ситуации какая-либо решительно настроенная группа или  движение могут прибегнуть к насилию, так как именно оно способно вызвать  реакцию, пусть даже только карательную. Например, немногочисленные политические секты, имеющие лишь небольшое число  сторонников среди остальных  групп населения, могут прибегнуть к терроризму как средству для  дальнейшего продвижения своего дела.

Второй вариант ответа со стороны правительства заключается  в немедленном подавлении всех, кто  был вовлечен в антиправительственную  деятельность (или подозревается  в этом). Политические власти часто  прибегали к репрессивным мерам  для пресечения "нарушений общественного порядка". Иногда это подавление принимало жесткие формы: против безоружных демонстрантов использовались вооруженные формирования, что часто приводило к жертвам.

Третий способ, которым  правительство может прореагировать на несанкционированное выступление, - попытаться сгладить остроту протеста, согласившись хотя бы с некоторыми требованиями. Все три варианта ответной реакции могут следовать один за другим. На первых этапах развития движения протеста власти могут не обращать на него внимания или считать, что  оно умрет само по себе. Если движение набирает силу, особенно когда оно  выражает взгляды, несовместимые с  политикой правительства, то ответная реакция может свестись к использованию  силы. Если же это не приносит желаемых результатов или вызывает протесты общественности, политические власти могут пойти на какие-либо уступки  и даже включить часть требований в свои политические программы.

Внепарламентская политическая деятельность довольно часто вынуждает  основательно пересматривать официальный  политический курс. Например, так случилось 314 с движением за гражданские  права в Соединенных Штатах в  конце 1950-х и в 1960-х годах (подробно это описано в главе 8, "Этническая принадлежность и раса"). Вобрав в  себя представителей бедных слоев негритянского  населения южных штатов, негритянских лидеров среднего класса и либерально настроенных представителей белого населения северных штатов, движение за гражданские права в конечном итоге привело к серьезнейшим политическим изменениям. Реакция правительства  на это движение в основном соответствовала  вышеописанной. Сначала ни местные, ни центральные власти не интересовались происходящим и считали, что беспорядки и марши исчезнут сами по себе. Когда стало ясно, что этого не произойдет, некоторые представители местных властей пытались обуздать лидеров движения, воспрепятствовать проведению маршей и манифестаций путем демонстрации силы. Однако позднее, когда дело перешло в руки федерального правительства, оно было вынуждено внести в законодательство изменения, обеспечивающие большее равенство между белым и чернокожим населением, в частности, была проведена десегрегация школьного обучения.

 

 

3. Определение олигархии

 

Олигархия (от греч. «oligarchia», «oligos» – «немногий, немногочисленный» и «arche» - власть) – власть немногих, одна из форм правления эксплуататорского государства, при которой вся полнота государственной власти принадлежит небольшой кучке богачей (олигархия крупных рабовладельцев в древнегреческих городах-государствах; олигархия крепостников в период феодализма).

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"