Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке - исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него. «Реальный базис», производственные отношения не только лежат в основании политической и юридической надстройки, но и образуют ее условие, определяют ее саму.

Содержание работы

Государство и право как надстроечные явления в марксизме.
Роль законов в учениях Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье.
Учение И. Канта о правовом государстве.

Файлы: 1 файл

контрольная по ИППУ.docx

— 70.18 Кб (Скачать файл)

Стержнем его учения является категорический императив, закон определяющий поведение человека, а также принципы, в соответствии с которыми создаются  общественные институты, обеспечивающие создание условий, необходимых для  достижения целей, которые стоят  перед человеком и обществом: свобода и счастье.

Учение Канта о человеке, государстве и праве представляет собой детально разработанную систему, все элементы которой выполняют  определенные функции. Институты данной системы создают условия нормального существования общества и направлены на установление возможности самореализации для человека. При таких условиях индивид сам достигает необходимых для него целей. Обществу предоставляется возможность свободного развития. Главными элементами этой системы являются категорический императив, государство, право и мораль. Основные цели - свобода и счастье. Методы установления - договор (государство), осознание требований категорического императива, жесткое пресечение государством нарушений этих требований, после того, как они определены правом. Категорический императив в учении Канта представляет собой универсальный закон поведения людей.

Стремление Канта к  выявлению в сознании общезначимого  и универсального с редкой простотой  и силой выразило себя в предельном социально-философском проекте, в  идее понятного для всех планетарного жизненно-практического единения людей. Идея эта была ярче всего выражена в трактате «К вечному миру». Без  преувеличения можно сказать, что  трактат Канта представляет собой  самое политически обсуждаемое  произведение, вновь и вновь вовлекаемое  в актуальные прогнозы, философское  сочинение былых времен.

Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые  в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением  человеческой природы. Кант также не забывает о вселенной, но главная  тема для него - человек. Он размышлял  о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек  стал человечнее. Идеи Канта подверглись  трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе  развития человеческого общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Учение И. Канта  о праве и государстве

«Государство (civitas), - пишет  Кант, - это объединение множества  людей, подчиненных правовым законам. Поскольку эти законы необходимы, как априорные законы, то есть как  законы, сами собой вытекающие из понятий  внешнего права вообще (а не как  законы статутные), форма государства  есть форма государства вообще, то есть государство в идее, такое, каким  оно должно быть в соответствии с  чистыми принципами права, причем идея эта служит путеводной нитью (norma) для  любого действительного объединения  в общность (следовательно, во внутреннем)».

Кант представляет государство  как соединение множества людей  под властью правового закона. Наилучшим государством он считает  республику как правовой союз (а  не как форму правления). Он ведет  речь о правовом государстве как  о республике в духе еще цицероновской  традиции. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.

Идею народного суверенитета Кант выводит из договорной теории происхождения государства. Государство, по Канту, создается через общественный договор. Главное условие общественного  договора состоит в том, чтобы  властные органы государства никогда  не заставляли человека быть ведомым, не заставляли бы его делать так, как  хочет эта организация исполнения принуждения. Государство никогда  не должно опекать граждан, так как  все люди обладают автономной волей, не должно способствовать развитию у  граждан иждивенческих настроений. Кант категорически против патриархального  и патерналистского государства. Там, где есть подобные настроения, нет  права. Мыслитель утверждает, что  это - самая ужасная деспотия.

Кант различает гражданское  общество и государство. Исследуя причины  возникновения гражданского общества, философ приходит к следующему выводу: в естественном состоянии каждый индивид не в состоянии обеспечить в полной мере свои права, ибо по природе люди все разные. И первое, что «человек обязан решить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий, - это следующее основоположение: надо выйти из естественного состояния, в котором каждый поступает по собственному разумению, и объединиться со всеми остальными (а он не может  избежать взаимодействия с ними), с  тем чтобы подчиниться внешнему опирающемуся на публичное право  принуждению, то есть вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной  властью (не его собственной, а внешней) предоставлено то, что должно быть признано своим, то есть он прежде всего  должен вступить в гражданское состояние».

Государство, утверждает Кант, должно строиться на основе взаимной ответственности личности и государства. Государство и гражданин - равные субъекты права. Деятельность государства  основана на правовых законах, а эти  законы, в свою очередь, должны соответствовать  правовым принципам, суть которых составляют естественные права человека. Кант выделяет права и свободы граждан, как членов государства: «Объединенные  для законодательства члены такого общества (societas civilis), т.е. государства, называются гражданами, а неотъемлемые от их сущности (как таковой) правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода  каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал  свое согласие; гражданское равенство - признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность  налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагать на него; в-третьих, атрибут гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а  своим собственным правам и силам  как член общности, следовательно, в  правовых делах гражданская личность не должна быть представлена никем другим». Кант в числе других гражданских прав выделяет и избирательное право.

Для более совершенной  организации государственной власти в целях установления общего блага  и защиты прав личности Кант предлагает установить принцип разделения властей: «В каждом государстве существует три  власти, то есть всеобщим образом объединенная воля в трех лицах (trias politica): верховная  власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи». Но верховенство законодательной власти не означает, что она может поступиться  принципами права. «Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В самом деле, так  как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с  кем-либо не по праву». Значит, правовые акты, издаваемые законодательной властью, должны соответствовать правовым принципам: свободе, равенству и справедливости как неотъемлемо присущим личности атрибутам. В процессе создания законодательных  актов человек «должен рассматриваться  в государстве как участвующий  в законодательстве не только как  средство, но в то же время и как  цель сама по себе».

Кант утверждает, что «все три власти в государстве, во-первых, координированы между собой наподобие  моральных лиц, т.е. одна дополняет  другую для совершенства государственного устройства; но, во-вторых, они также  и подчинены друг другу таким  образом, что одна из них не может  узурпировать функции другой, которой  она помогает, а имеет свой собственный  принцип, т.е. хотя она повелевает в  качестве отдельного лица, однако при  наличии воли вышестоящего лица; в-третьих, путем объединения тех и других функций они каждому подданному предоставляют его права».

Лучшей формой государства  Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так  как здесь сочетаются закон, свобода  и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства  Кант не придает особого значения. Главное, считает он, - это методы властвования, т.е. политический режим, а не форма правления. Говоря о  политическом режиме, Кант уделяет  внимание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если они  объединены в одном лице, то тогда  наступит деспотия. Наилучшей формой государства (как формы правления) он считает конституционную монархию, т.е. монархию, опирающуюся на конституцию.

«Государственные формы, - отмечает Кант, - это всего лишь буква первоначального законодательства в гражданском состоянии, и они  могут существовать до тех пор, пока они как принадлежность механизма  государственного строя считаются  по старой и длительной привычке (следовательно, лишь субъективно) необходимыми. Но дух первоначального договора налагает на власть обязательство делать способ правления соответствующим идее первоначального договора и, если этого нельзя добиться сразу, постепенно и последовательно так изменять это правление, чтобы оно по своему действию согласовалось с единственно правомерным строем».

В отношении изменения  форм государства Кант пишет: «Все же суверен должен иметь возможность  изменять существующее государственное  устройство, если оно не согласуется  с идеей первоначального договора, и при этом сохранять форму, необходимую  для того, чтобы народ составлял  государство».

Кант многократно подчеркивал  насущную необходимость для государства  опираться на право, согласовывать  с ним свои акции. Отступление  от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует  потерять доверие и уважение своих  граждан. Его мероприятия могут  перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно  занимать позицию отчужденности  от такого государства.

Кант различает три  правовые категории: первая - естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; вторая - положительное  право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать  естественному праву, т.е. требованиям  категорического императива, и плюс сила принуждения; третья - справедливость, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением. «Свобода (независимость от принуждающего  произвола другого), поскольку она  совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, - утверждает Кант, - и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в  силу его принадлежности к человеческому  роду. - Прирожденное равенство, т.е. независимость, состоящая в том, что другие не могут обязать кого-либо к большему, чем то, к чему он со своей стороны  может их обязать».

Субъективное право он делит на «прирожденное, которое  принадлежит каждому от природы  независимо от какого бы то ни было правового  акта, и приобретенное, для которого требуется правовой акт». Положительное  право должно соответствовать прирожденному. «Естественному праву в состоянии  гражданского устройства (т.е. тому праву, которое можно для такого устройства вывести из априорных принципов), - отмечает Кант, - не могут нанести  ущерб статуарные законы гражданского устройства и, таким образом, остается в силе правовой принцип: «Тот, кто  поступает согласно максиме, по которой  становится невозможно иметь предмет  моего произвола моим, наносит  мне ущерб»; в самом деле, только гражданское устройство есть правовое состояние, благодаря которому каждому свое лишь гарантируется, но в сущности не устанавливается и не определяется».

Право Кант разделяет на частное и публичное. Рассматривая их соотношение, он выступает как  сторонник отграничения гражданского общества от государства.

Частное право, по Канту, - это  отношения индивидов как частных  собственников. В сфере должного данные отношения должны строиться  на основе свободы, равенства, независимости, так как это вытекает из принципов  естественного права. Основным признаком  права Кант считает формальное равенство: в гражданском обороте люди выступают  как лица, формально равные. Формальное равенство может быть только в  свободе. Не должно быть привилегий в  сфере права. «Будь человеком, действующим  по праву… Не поступай с кем-либо не по праву», - пишет Кант. Он выступает  против средневекового неравенства, против права-привилегии.

Кант различает право  на вещь и вещное право: «Право на вещь - это право частного пользования  вещью, которой я владею (первоначально  или в силу установления) совместно  со всеми другими. Под словами  вещное право подразумевается не только право на вещь, но и совокупность всех законов, касающихся вещного мое  и твое».

Собственность, по Канту, - это  «внешний предмет, который по своей  субстанции есть чье-то свое, кому неотъемлемо  принадлежат все права на эту  вещь (как акциденции присущи субстанции), которой собственник может распоряжаться  по своему усмотрению».

В системе частного права  Кант выделяет личное право. «Владение  произволом другого как способность  по законам свободы определять этот произвол моим произволом к тому или  иному действию (внешнее мое и  твое в отношении причинности  другого) - это некое право (каковых прав я могу иметь много по отношению к одному и тому же лицу или к другим лицам); совокупность же (система) законов, на основании которых я могу находиться в этом владении, - это само личное право, которое бывает только одно».

Вещно-личное право как  одна из трех разновидностей частного права (вещное, личное), по Канту, «представляет  собой право владения внешним  предметом как вещью и пользования  им как лицом». Оно регулирует также  и отношения между мужем и  женой, родителями и детьми, господином и рабом.

В числе других прав в  системе частного права Кант выделяет брачное право, родительское право, право хозяина дома, наследственное право и др.

Кант считает, что частное  право соответствует естественному  состоянию, а гражданскому состоянию  общества, подчиняющегося распределяющей справедливости, соответствует состояние  публичного права. Он утверждает, что  «из частного права в естественном состоянии вытекает постулат публичного права: ты должен при отношениях неизбежного  сосуществования со всеми другими  людьми перейти из этого состояния  в состояние правовое, т.е. в состояние  распределяющей справедливости. - Основание  для этого можно аналитически вывести из понятия права во внешних  взаимоотношениях в противоположность  насилию».

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"