Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке - исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него. «Реальный базис», производственные отношения не только лежат в основании политической и юридической надстройки, но и образуют ее условие, определяют ее саму.

Содержание работы

Государство и право как надстроечные явления в марксизме.
Роль законов в учениях Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье.
Учение И. Канта о правовом государстве.

Файлы: 1 файл

контрольная по ИППУ.docx

— 70.18 Кб (Скачать файл)

Публичное право регулирует отношения лиц как граждан. По Канту, главным в этих отношениях является право народа участвовать  в принятии конституции.

Право должно быть общеобязательным, так как цель человека - совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой) других. Но для соблюдения права необходимо принуждение, а  претворение принуждения Кант связывает  с государством. Таким образом, Кант переходит от нравственности к праву  и от права к государству, которое  должно базироваться на требованиях  категорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кант выводит  идею правового государства.

Мораль и право

Кант разграничивает моральное  и легальное поведение, право  с объективной стороны и право  с субъективной стороны. Моральным  можно назвать такое поведение, которое продиктовано внутренним сознанием  долга. Правовое же основано на выполнении предписаний закона, независимо от того, какими были внутренние мотивы субъекта. Моральное поведение - сфера мотивов, в основе которой лежит особая моральная справедливость. Право - внешнее  поведение; в основе его - внешние  проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать  личности, и не должна регулировать свободу мысли. Государство не может  задавать этические каноны. В сферу  мотивов поведения, душевных побуждений, по Канту, государство не должно вмешиваться, нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным.

Право с объективной стороны  заключается в подчинении всех общему моральному закону, а право с субъективной стороны характеризуется тем, что  каждый должен согласовывать свой произвол (свободу) со свободой (произволом) каждого  другого человека.

Иммануил Кант создал свою оригинальную концепцию естественного  права. Под естественным правом он подразумевает  естественные, прирождённые права личности. Кант, не останавливаясь на достигнутом  в правовой мысли, далее развивал естественно-правовую интерпретацию  прав человека. Он ставит вопрос об основании  притязаний человека на признание своих  прав. Естественные права человека до Канта просто декларировались, исходя из факта самого человеческого существования. Он создал своё учение о человеке и его прирождённых правах. По Канту, как физическое существо человек подчинён законам природы, но как волевое существо он подчинён законам морального мира.

Эти законы, по мнению Канта, могут быть сформулированы как императивы, то есть безусловные правила: поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы; поступай так, чтобы твоя свобода  сочеталась со свободой других по общему закону свободы. В этих императивах  заключена кантовская идея естественного  права, под власть которого должны поставить  себя каждое государство и издаваемые им законы.

Положительным в этических  воззрениях Канта является то, что  он ставил в центр своих философских  рассуждений человека. Право Кант трактует как проявление практического  разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином. Истинное призвание права - надежно  гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла  бы нормально проявлять себя, в  котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной  подоплеке, моральной обоснованности права.

Выводить же юридические  нормы из этических у философа намерений не было. Он избегал указанной  дедукции, поскольку ему она представлялась своего рода санкционированием превращения  дела моральной саморегуляции поведения  личности в объект прямого государственного воздействия. Случись такое, предпринимаемым  государством в отношении подданных  мерам ни за что уже нельзя будет  придать строго правового характера. Его они способны приобрести и  удержать, если только издаваемые органами государства юридические правила  останутся исключительно внешними, «легальными» нормативами поведения, не разрушающими моральную автономию  личности.

Категорические  императивы относительно права и  государства

В понимании Канта закон - это «объективный» (в смысле общезначимости) принцип воления, имеющий силу для  воли каждого разумного существа. Такой закон Кант называет «императивом», разъясняя, что императив есть правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение  к поступку. Императивы, в свою очередь, делятся Кантом на «гипотетические», исполнение которых связывается  с наличием определенных условий, и  «категорические», которые обязательны  при всех условиях и, значит, имеют  силу независимо от каких бы то ни было условий. Далее философ уточняет, что существует только один категорический императив, как высший закон нравственности.

Человек - субъект нравственного  сознания, в корне отличный от окружающей природы и в своем поведении  должен руководствоваться велениями  нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию внешних  обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим  императивом», стремясь тем самым  сильнее подчеркнуть абстрактно - обязательный и формалистический характер данного предписания.

Категорический императив - это ядро системы, изложенной в  учении Канта. Он представляет собой  универсальный закон поведения  и признает поступок необходимым  объективно, безотносительно к какой  бы то ни было цели. Категорический императив  лишен у Канта связи с конкретными  предметами, с реальными эмпирическими  событиями. Философ приводит две  основные формулы категорического  императива. Первая гласит: «Поступай  так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» (под  максимой здесь понимается личное правило  поведения). Вторая формула требует: «Поступай так, чтобы ты всегда относился  к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так  же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как  к средству». Несмотря на смысловое  различие формулировок, по сути они  близки друг другу - в них проводятся идеи достоинства личности и автономии  нравственного сознания.

Наличие категорического  императива или нравственного закона определяет задачи основных социальных институтов, их место в общей системе  общественных явлений, также он устанавливает  характер способов достижения целей, публичных  или частных.

Что касается права, оно, устанавливая требования категорического императива, призвано воплотить внешнюю свободу  индивида. Определяя границы действия произвола субъектов права, оно  делает независимыми друг от друга, даже государство имеет право применять  принудительную силу только в случае нарушения индивидом правопорядка.

Право наделено важной функцией и играет большую роль при реализации категорического императива. При  существовании личной свободы, не соотнесенной со свободой остальных членов общества, уничтожается свобода других, в то время когда закон свободы  требует, чтобы произвол лица поставил себе границы. Именно право устанавливает  внешние границы произвола личности. Поскольку оно не контролирует внутренние качества человека, то оно внешне вынуждает  его соблюдать требования категорического  императива, ведь нарушение правовых норм карается.

Поскольку категорический императив  заложен во всех людях, а законы формируются  в соответствии с ним, то народная воля становится законодателем. Принцип  законной свободы означает повиновение  только своим законам, принцип гражданского равенства устанавливает подчинение одним законам, принцип самостоятельности предполагает, что никто не подчиняется другому и его произволу. Это совокупность условий, при которых существует возможность реализации категорического императива и воплощается свобода.

Государственный строй, основанный на наибольшей человеческой свободе  согласно законам, благодаря которым  свобода каждого может сосуществовать со свободой всех остальных, является необходимой идеей, которую следует  брать за основу при составлении  не только конституции государства, но и всякого отдельного закона. То есть, как и в основе права  и морали, основным принципом построения государственной системы является категорический императив.

Кант связывает правовое происхождение государства с  «первоначальным договором», который  обеспечивает справедливость власти. Причинами появления такого договора является нарушение свободы каждого  члена общества, необходимость самим  защищать свои права и, как следствие, невозможность самореализации человека. Предварительный договор закрепляет основные принципы построения государственной  власти, является началом воплощения требований категорического императива. Он учреждает государство, является результатом всенародной воли. Предварительный  договор представляет собой акт  соединения общей воли и закона, в чем заключается благо для  всего государства, он устанавливает  начало согласия государства с правовым принципами, стремится к которым  нас заставляет разум через посредство категорического императива.

В естественном состоянии, при  господстве индивидуальной свободы, все  права существуют и имеют значение только предварительно, государство - впервые делает их окончательными. Оно предоставляет гарантии соблюдения прав, обеспечивает возможность закрепления  требования категорического императива в нормативно-правовых актах, является единственным управомоченным на применение принудительной силы социальным институтом. Таким образом, государство имеет  своей целью установить реальный правопорядок, свободу, то есть наличие  государства важнейший элемент  общей системы необходимый для  конкретизации категорического  императива.

кант государство императив  концепция

Либеральная концепция  правового государства

Иммануил Кант в систематизированной  форме обосновал политическую доктрину либерализма в конце 18 в. Он считал либерализм учением, единственно соответствующим  разуму и подвёл под него философско-этическую  основу.

Важнейшей характеристикой  либерального правового состояния  общества является определенное взаимоотношение  права и политической власти, разработанное  в концепции правового государства. Суть этого взаимоотношения можно  свести к трем основным положениям: категорическое соблюдение основных прав и свобод личности, верховенство закона, разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Первым принципом правового  состояния государства является безусловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, которые  «выше» любого закона, любого нормативно-принудительного  акта государства. Кроме того, само государство и его чиновники  должны быть поставлены в рамки правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть ограничена законом. В этом смысл принципа верховенства закона. Право одинаково обязательно  и для «власть предержащих», и  для подвластных. Один из главных  инструментов права - законы, а они  создаются, принимаются и наделяются принудительной силой публичной  властью, государством. Если государство  принимает законы, ограничивающие права  личности, это право или бесправие? Вот тут-то и срабатывает упомянутое выше различение права и закона: закон может быть и неправым, если он нарушает основополагающие принципы права (равенство, свобода, справедливость), если он покушается на «естественные» права и свободы личности. Такое  самоограничение государства реально  возможно только при соблюдении принципа разделения властей, исключающего монополизацию  власти в руках одного лица или  органа. Смысл этого принципа правового  государства - в предотвращении сползания  государства к тоталитаризму, в  разъединении государственного монолита на три равноправные части (или «ветви власти»), которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное - взаимно  контролируют друг друга, не допускают  превышения полномочий какой-либо из властей.

Характеризуя различные  власти, Кант подчеркивал, что правосудие должно осуществляться избранным народом  судом присяжных. Правовое государство  выступает в трактовке Канта  не имперической реальностью, а идеально - теоретической конструкцией (моделью), которой следует руководствоваться, как требованием разума и целью  каких усилий в практической организации  государственной правовой жизни.

По Канту государство  является объединением множества людей, подчиненных правовым законам. Благо  государства состоит в высшей степени из согласованности государственного устройства с правовыми принципами и стремится к такой согласованности  государственного устройства обязывающий  разум через категорический императив.

Кантовская формулировка сущности права «прав любой поступок, согласно максиме которого свобода  произволения каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом» до сих пор  считается наиболее полным и совершенным выражением этики либерализма. Сходные по смыслу высказывания делались, разумеется, и до Канта; однако все они были более или менее забыты.

Либеральные традиции кантовского  учения о правах и свободах человека и гражданина, идеи Канта о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации  общества. В конституциях большинства  стран нашли отражение основные принципы данной концепции. Особое значение имеют эти ценности для государства, выбравшего путь демократического правового  развития.

 Учение о  «вечном мире»

Стремление Канта к  выявлению в сознании общезначимого  и универсального с редкой простотой  и силой выразило себя в предельном социально-философском проекте, в  идее понятного для всех планетарного жизненно-практического единения людей. Идея эта была ярче всего выражена в трактате «К вечному миру», написанному  Кантом в виде проекта международного договора.

По Канту, вечный мир - это  столь же кардинальная цель и задача всемирно-исторического прогресса, как и установление всеобщего  правового гражданского состояния: то и другое находятся в неразрывной  связи между собой. Кант не без  основания полагал, что если вопрос о войне решается не только правителями, а всеми гражданами, как это  имеет место в республике, то «они хорошенько подумают, прежде чем начать столь скверную игру, ведь все тяготы войны им придется взять на себя…» и это должно побудить их принять  решение о сохранении мира.

Статьи «Договора о  вечном мире между государствами» подразделяются на предварительные и окончательные, где первая «предварительная» статья гласит: «Ни один мирный договор  не должен считаться таковым, если при  его заключении тайно сохраняется  основа новой войны». Мирный договор  уничтожает все имеющиеся причины  будущей войны, даже неизвестные  договаривающимся сторонам (например, содержащиеся в архивах основания  для взаимных территориальных притязаний).

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"