Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:22, контрольная работа
Политика давно и прочно вошла в жизнь современного человека. Изучение политологии расширяет кругозор, вырабатывает необходимые ориентиры для оценки разнообразных идей, помогает решить политические и социальные проблемы современности.
Одной из дисциплин политология является политическая философия. Она исследует мировоззренческие аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система. Также данная дисциплина определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека, политического порядка и т.д.
Введение
1. Особенности политических теорий Нового времени
2. Теория разделения властей Джона Локка
3. Взгляды на государство Шарля Луи де Монтескье
4. Сущность разделения властей
Заключение
Литература
Для обеспечения законности и свободы и в республике, и в монархии (о деспотии здесь не говорится, потому что уже по определению законность и свобода ей чужды) власть должна быть разделена.
Развивая идею Дж. Локка, Шарль Монтескье помимо законодательной и исполнительной выделил третью основную ветвь власти – судебную, отделив ее тем самым от законодательной. Судебная власть не является политической. Их задача – это наказание преступников и разрешение конфликтов между частными лицами.
Что касаемо законодательной власти, Монтескье выделил 2 палаты парламента: верхнюю и нижнюю. Верхняя палата состоит из знати и имеет право отменять решения нижней – палаты представителей. Но права верхней палаты ограничены: она может отменить некоторые постановления нижней палаты, но не заменять их другими.
Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит, прежде всего, в том, что они должны принадлежать различным государственным органам. Порядок должен быть таким, чтобы одна власть сдерживала другую.
Ш. Монтескье считал, что эти принципы были воплощены на тот момент в государственном строе Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – королю, а судебная – присяжным. Для того времени учение Монтескье несло серьезные новации.
4. Сущность разделения властей
Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов между собой. Теорию разделения властей также определяют как систему контроля и равновесия. Каждая власть обладает своей сферой полномочий, закрытой для других, но влияет и на смежную сферу, в связи с наличием вопросов совместного ведения.
В европейских странах на сегодняшний день разделение властей не носит строго последовательного характера. В США граница разделения сфер деятельности властей является устойчивой не во всем. Так, время от времени появляются тенденции подмены конгресса президентом, вторжения Верховного суда в решение не только правовых, но и политических вопросов. Победа одной партии на выборах и президента, и конгресса означает, что разделение полномочий конгресса и президента является нормой, которая особой политической нагрузки не несет. Однако разделение властей сохраняется как гарантия от сосредоточения власти в одних руках, как потенциальное средство компромисса в случае возникновения острых разногласий.
Так каково же значение и место каждой ветви власти в осуществлении властных полномочий?
Законодательная власть основывается
на принципах конституции и
В демократических государствах
носителем законодательной
Исполнительная (исполнительно-
Заключение
Принцип разделения властей, разработанный Дж. Локком и развитый Ш. Монтескье, на сегодняшней день часто приводится за основу структуры власти. Это связанно с тем, что данный принцип опирается на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений.
Триада властей –
Но были у принципа разделения властей и противники. Гегель, например, считал идею самостоятельности, независимости друг от друга властей ложной, якобы обосновывающей враждебность органов власти самой власти, ее единству как целого.
К. Маркс также не видел демократической ценности в теории разделения властей. Разделение властей в своих трудах он подменял деловым разделением труда. В ленинско-сталинских постулатах о государстве также не нашлось места для теории разделения властей.
Практика показала, что отрицание принципа разделения властей выражало приверженность к коммунистическому режиму, основанному на монополии власти, диктатуре узкого круга людей.
Ценность теории разделения
властей состоит в том, что
устанавливаются мощные институциональные
гарантии против тенденции к полновластию
одного из институтов власти. Действует
правило несовместимости
Однако нельзя абсолютизировать
разделение властей. Если понимать этот
термин буквально, то получается, что
надо выбирать между целостностью государства,
единством власти в обществе и
разделением власти по какому-либо
принципу. Разделению властей противоречит
логика политической борьбы. Как известно,
партии, придя к власти, делились
ею с другими партиями в той
мере, в какой их победа была относительной
или стала результатом создания
коалиции, избирательных объединений,
блоков. В условиях действия мажоритарного
принципа партия, имеющая устойчивое
партийное большинство в
Теорию разделения властей
не следует трактовать буквально. Там,
где это разделение принято, речь
идет о существовании механизмов,
гарантирующих
Литература
1. Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Бурсов А.В. Политология: курс лекций. – М.: Проспект, 2009. – 272 с.
2. Мухаев Р.Т. Политология. Конспект лекций: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2010. – 224 с.
3. Политология: учеб. пособие/ Г.Л. Акопов, С.А. Кислицын. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 350 с. – (Высшее образование).
4. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М.: Проспект, 2011. – 32 с.