Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Политика давно и прочно вошла в жизнь современного человека. Изучение политологии расширяет кругозор, вырабатывает необходимые ориентиры для оценки разнообразных идей, помогает решить политические и социальные проблемы современности.
Одной из дисциплин политология является политическая философия. Она исследует мировоззренческие аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система. Также данная дисциплина определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека, политического порядка и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Особенности политических теорий Нового времени
2. Теория разделения властей Джона Локка
3. Взгляды на государство Шарля Луи де Монтескье
4. Сущность разделения властей
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Возникновение теории разделения властей.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Особенности политических  теорий Нового времени

2. Теория разделения властей Джона Локка

3. Взгляды на государство  Шарля Луи де Монтескье

4. Сущность разделения  властей

Заключение

Литература

 

Введение

 

Политика давно и прочно вошла в жизнь современного человека. Изучение политологии расширяет  кругозор, вырабатывает необходимые  ориентиры для оценки разнообразных  идей, помогает решить политические и  социальные проблемы современности.

Одной из дисциплин политология  является политическая философия. Она  исследует мировоззренческие аспекты  политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует  политическая система. Также данная дисциплина определяет смыслы важнейших  политических явлений: власти, государства, прав человека, политического порядка  и т.д.

Политическую философию  принято разделять по периодам, в  соответствии с периодами истории:

  1. Период возникновения политической мысли Древнего мира на Западе (Древняя Греция и Древний Рим) и Востоке (Древний Китай и Древняя Индия).
  2. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения.
  3. Политические теории Нового времени.
  4. Политическая мысль Новейшего времени (эпохи индустриализма)

В данной работе пойдет речь о принципах разделения властей в изложении Джона Локка и Шарля Луи де Монтескье. Оба философа являются представителями политической философии Нового времени, поэтому я считаю, что необходимо в первую очередь дать общую характеристику данного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности политических теорий Нового времени

 

В XVI–XVII вв. появились теории, раскрывающие особенности политики как инструмента самоопределения и эмансипации гражданского общества. Представления о природе человека, его страстях и разуме как основе и движущих силах политики, высказанные в XVI в., получили развитие в теории естественного права и договорной концепции государства, сложившихся в XVII в. Знаковым достижением для политической и правовой теории стала идея всеобщего естественного равенства.

Политические теории Нового времени (XV – XIX веков) отличают следующие черты:

  • они отражали требования зарождающейся буржуазии и обосновывали противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений;
  • были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства;
  • исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства);
  • все больше приобретали практический характер, ориентированный на решение назревших социальных проблем.

Одной из фундаментальных  политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену теории божественного  происхождения государства. Идеологическим обоснованием необходимости создания новых политических институтов и  порядков, которые бы соответствовали  природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

В ее основе лежит идея о  том, что независимый самостоятельный  индивид, появившийся благодаря  утверждению частной собственности, составляет первооснову социального  мироздания. Для реализации своих  священных и неотчуждаемых прав и свобод независимые индивиды заключают  общественный договор, означающий переход  от естественного состояния общества (когда человек был частью природы  и проявлял свои природные страсти  – эгоизм, жестокость) к цивилизованному (организационно-государственному существованию).

Переход к цивилизованному  существованию отразил стремление человека к установлению порядка  и справедливости, обеспечению политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов.

Теорию «общественного договора»  развивали многие мыслители того периода, в том числе и Джон Локк. Но его взгляд на «общественный  договор» отличался от интерпретаций  на эту тему других мыслителей Нового времени, например, Томаса Гоббса и  Жан-Жака Руссо.

 

2. Теория разделения властей Джона Локка

 

Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ, политический мыслитель, теоретически обосновавший становление в Англии конституционной монархии. В истории  политической мысли Джон Локк признан  основателем либерализма и первым теоретиком парламентаризма.

В основе трактовки общественного договора Дж. Локка лежали следующие обоснования:

  • главной ценностью общества является свободная личность, в связи с этим необходимо ограничение власти государства;
  • с целью ограничения власти свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ – источник власти, и он заключает договор с правящей властью;
  • согласно такому общественному договору главная и единственная функция государства – защита естественных и неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу, равенство, собственность.

Эти положения о взглядах Дж. Локка на теорию общественного договора были изложены в его политических трудах «Два трактата о государственном правлении» и «Два трактата о правительстве», в которых он описывал свое видение принципов гражданского общества и функций государства.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы Дж. Локк исходит из представлений:

  • о состоянии полной свободы в отношении действий и распоряжении своим имуществом и личностью как естественном состоянии;
  • о  состоянии равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого.

Дж. Локк утверждал в своих  трудах, что соблюдение естественных законов, к которым он относил  мир и безопасность, обеспечивается наказанием нарушителей в той  степени, в которой это может  воспрепятствовать нарушению этих законов. Он считал неотвратимость наказания  одной из важнейших гарантий закона и законности. В естественном состоянии  данная гарантия недостаточно надежна. По мнению Джона Локка, главную опасность для естественных прав составляют привилегии, особенно привилегии носителей власти.

Именно для того, чтобы  государство оставалось «ночным  стражем» и не посягало на права  и свободы личности, Дж. Локк считал необходимым разделить политическую власть. Он выдвинул идею о разделении властей на законодательную, исполнительную и федеративную. При этом законодательная власть должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, потому что именно законодательная власть определяет политику государства.

Дж. Локк был сторонником  представительной системы принятия законов представительным учреждением (парламентом). А следовательно законодательная власть, в его понимании, должна быть представлена парламентом, члены которого избираются народом и ответственны перед ним; если установленная законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию, то народ вправе отстранять или изменять состав законодательного органа.

Не следует наделять законодательной  властью монарха или правительство  – их политические привилегии направляются против естественных прав народа.

Законодательная власть –  высшая власть: соблюдение закона обязательно  для всех, в том числе и для  правительства, и для чиновников, и для судей.

Следует отметить, что право  назначать судей Дж. Локк относил к законодательной власти, а, следовательно, он не выделял судебную власть как отдельную ветвь.

Исполнительная власть представлена монархом и правительством.

Деятельность монарха  и правительства должна быть строго подзаконна, т.е. подчиняться законодательной  власти, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента.

Также монарх, в видении  Дж. Локка, был носителем функций федеративной (или союзной) власти: он является гарантом единства государства. Поэтому он имеет свои прерогативы в законодательной деятельности:

  • право созывать и распускать парламент;
  • право вето;
  • право законодательной инициативы;
  • право совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства в интересах общего блага.

Дж. Локк был сторонником  ограниченной монархии.

Теория разделения властей, фундамент которой заложил Джон Локк, оказала большое влияние  на развитие политической теории и  практики конституционализма.

Вслед за Джоном Локком придерживался  данной теории и развивал ее Шарль  Луи де Монтескье.

 

3. Взгляды на  государство Шарля Луи де Монтескье

 

Французский философ Шарль  Луи де Монтескье (1689 – 1755) жил и  писал свои труды в XVIII веке, который часто называют веком Просвещения. В этот период методом обоснования политических и правовых доктрин стал рационализм. Тогда же ряд политико-правовых концепций приобретает классические формы.

Ш. Монтескье, развивая теорию, начало которой заложил Джон Локк, создал своего рода эталон просветительской политической теории. Его главный  труд «О духе законов» (1748). В данном труде он рассматривает возникновение  политически организованного общества как исторический процесс, а государство  и законы, по его мнению, появляются вследствие войн. Не имея достаточного количества материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытается подойти к этой проблеме путем анализа процессов зарождения социальных и правовых институтов. Следует отметить то, что Ш. Монтескье был противником внесения в понятие естественного состояния таких социальных явлений как собственность (Дж. Локк) и война (Т. Гоббс).

Закономерности общественной жизни он раскрывал через понятие  общественного духа нации (отсюда и  название его главного труда –  «О духе законов»).

Согласно учению Ш. Монтескье, на общественный дух, нравы и законы нации воздействуют две группы причин:

  1. физические причины;
  2. моральные причины;

К группе физических причин относятся климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность  населения и пр.

Например, на юге жаркий климат, из-за этого люди там ленивы и  работают только из страха наказания; в таких странах, как правило, царит деспотизм.

Ш. Монтескье отождествлял политическую свободу с личной безопасностью, гражданскими правами и независимостью индивида от произвола властей. Для  него свобода – это право делать все, что не запрещено законами. Основывая идеал свободы, он исследовал существовавшие в то время формы государства.

Исходя из результатов  своих исследований, Ш. Монтескье  выделил 3 вида правления:

  1. республика;
  2. монархия;
  3. деспотия.

Каждый из этих видов правления  имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную  власть с деятельной стороны, с точки  зрения ее взаимоотношений с гражданами.

Республика – это государство, где власть принадлежит либо всему  народу (демократическая республика), либо его части (аристократическая республика). Основной принцип республики – политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству: демократическая республика в этом вопросе стремится к равенству, а аристократическая – к умеренности.

Монархия – это единоличное  правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь, а носителем  этого принципа Ш. Монтескье считал дворянство.

Деспотия – это единоличное  правление, основанное на беззаконии и  произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной, неверной формой государственного устройства.

Шарль Монтескье считал, что республика характерна для небольшого государства, монархия – для государств средней величины, империя – для обширных империй. Однако в своем трактате «О духе законов» он теоретически предполагал возможность республиканского правления в крупном государстве, но только при условии его федеративного устройства.

Сам Шарль Монтескье идеальным  типом правления считал демократическую  республику, но в тот период истории  такой тип являлся неосуществимым: в условиях социального неравенства  добиться политического и морального единства общества, прямого правления  народа было невозможно. Поэтому более  жизненной, как и Дж. Локк, считал ограниченную монархию, при котором правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"