Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:22, контрольная работа
Политика давно и прочно вошла в жизнь современного человека. Изучение политологии расширяет кругозор, вырабатывает необходимые ориентиры для оценки разнообразных идей, помогает решить политические и социальные проблемы современности.
Одной из дисциплин политология является политическая философия. Она исследует мировоззренческие аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система. Также данная дисциплина определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека, политического порядка и т.д.
Введение
1. Особенности политических теорий Нового времени
2. Теория разделения властей Джона Локка
3. Взгляды на государство Шарля Луи де Монтескье
4. Сущность разделения властей
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Особенности политических теорий Нового времени
2. Теория разделения властей Джона Локка
3. Взгляды на государство Шарля Луи де Монтескье
4. Сущность разделения властей
Заключение
Литература
Введение
Политика давно и прочно вошла в жизнь современного человека. Изучение политологии расширяет кругозор, вырабатывает необходимые ориентиры для оценки разнообразных идей, помогает решить политические и социальные проблемы современности.
Одной из дисциплин политология
является политическая философия. Она
исследует мировоззренческие
Политическую философию принято разделять по периодам, в соответствии с периодами истории:
В данной работе пойдет речь о принципах разделения властей в изложении Джона Локка и Шарля Луи де Монтескье. Оба философа являются представителями политической философии Нового времени, поэтому я считаю, что необходимо в первую очередь дать общую характеристику данного периода.
В XVI–XVII вв. появились теории, раскрывающие особенности политики как инструмента самоопределения и эмансипации гражданского общества. Представления о природе человека, его страстях и разуме как основе и движущих силах политики, высказанные в XVI в., получили развитие в теории естественного права и договорной концепции государства, сложившихся в XVII в. Знаковым достижением для политической и правовой теории стала идея всеобщего естественного равенства.
Политические теории Нового времени (XV – XIX веков) отличают следующие черты:
Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену теории божественного происхождения государства. Идеологическим обоснованием необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые бы соответствовали природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».
В ее основе лежит идея о
том, что независимый
Переход к цивилизованному
существованию отразил
Теорию «общественного договора» развивали многие мыслители того периода, в том числе и Джон Локк. Но его взгляд на «общественный договор» отличался от интерпретаций на эту тему других мыслителей Нового времени, например, Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо.
2. Теория разделения властей Джона Локка
Джон Локк (1632 – 1704) – английский
философ, политический мыслитель, теоретически
обосновавший становление в Англии
конституционной монархии. В истории
политической мысли Джон Локк признан
основателем либерализма и
В основе трактовки общественного договора Дж. Локка лежали следующие обоснования:
Эти положения о взглядах Дж. Локка на теорию общественного договора были изложены в его политических трудах «Два трактата о государственном правлении» и «Два трактата о правительстве», в которых он описывал свое видение принципов гражданского общества и функций государства.
Как и другие теоретики естественно-правовой школы Дж. Локк исходит из представлений:
Дж. Локк утверждал в своих
трудах, что соблюдение естественных
законов, к которым он относил
мир и безопасность, обеспечивается
наказанием нарушителей в той
степени, в которой это может
воспрепятствовать нарушению
Именно для того, чтобы государство оставалось «ночным стражем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк считал необходимым разделить политическую власть. Он выдвинул идею о разделении властей на законодательную, исполнительную и федеративную. При этом законодательная власть должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, потому что именно законодательная власть определяет политику государства.
Дж. Локк был сторонником представительной системы принятия законов представительным учреждением (парламентом). А следовательно законодательная власть, в его понимании, должна быть представлена парламентом, члены которого избираются народом и ответственны перед ним; если установленная законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию, то народ вправе отстранять или изменять состав законодательного органа.
Не следует наделять законодательной
властью монарха или
Законодательная власть – высшая власть: соблюдение закона обязательно для всех, в том числе и для правительства, и для чиновников, и для судей.
Следует отметить, что право назначать судей Дж. Локк относил к законодательной власти, а, следовательно, он не выделял судебную власть как отдельную ветвь.
Исполнительная власть представлена монархом и правительством.
Деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, т.е. подчиняться законодательной власти, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента.
Также монарх, в видении Дж. Локка, был носителем функций федеративной (или союзной) власти: он является гарантом единства государства. Поэтому он имеет свои прерогативы в законодательной деятельности:
Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии.
Теория разделения властей, фундамент которой заложил Джон Локк, оказала большое влияние на развитие политической теории и практики конституционализма.
Вслед за Джоном Локком придерживался данной теории и развивал ее Шарль Луи де Монтескье.
3. Взгляды на государство Шарля Луи де Монтескье
Французский философ Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755) жил и писал свои труды в XVIII веке, который часто называют веком Просвещения. В этот период методом обоснования политических и правовых доктрин стал рационализм. Тогда же ряд политико-правовых концепций приобретает классические формы.
Ш. Монтескье, развивая теорию,
начало которой заложил Джон Локк,
создал своего рода эталон просветительской
политической теории. Его главный
труд «О духе законов» (1748). В данном
труде он рассматривает возникновение
политически организованного
Закономерности общественной жизни он раскрывал через понятие общественного духа нации (отсюда и название его главного труда – «О духе законов»).
Согласно учению Ш. Монтескье, на общественный дух, нравы и законы нации воздействуют две группы причин:
К группе физических причин относятся климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и пр.
Например, на юге жаркий климат, из-за этого люди там ленивы и работают только из страха наказания; в таких странах, как правило, царит деспотизм.
Ш. Монтескье отождествлял политическую свободу с личной безопасностью, гражданскими правами и независимостью индивида от произвола властей. Для него свобода – это право делать все, что не запрещено законами. Основывая идеал свободы, он исследовал существовавшие в то время формы государства.
Исходя из результатов своих исследований, Ш. Монтескье выделил 3 вида правления:
Каждый из этих видов правления
имеет свой собственный принцип,
характеризующий
Республика – это государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократическая республика), либо его части (аристократическая республика). Основной принцип республики – политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству: демократическая республика в этом вопросе стремится к равенству, а аристократическая – к умеренности.
Монархия – это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь, а носителем этого принципа Ш. Монтескье считал дворянство.
Деспотия – это единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной, неверной формой государственного устройства.
Шарль Монтескье считал, что республика характерна для небольшого государства, монархия – для государств средней величины, империя – для обширных империй. Однако в своем трактате «О духе законов» он теоретически предполагал возможность республиканского правления в крупном государстве, но только при условии его федеративного устройства.
Сам Шарль Монтескье идеальным
типом правления считал демократическую
республику, но в тот период истории
такой тип являлся