Контрольная работа по "Политология и социология "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Политика – одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного решения политических проблем.

Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Потребность в научных знаниях о политике человечество ощущало всегда. Помочь в решении этих вопросов призвана политология. Изучение политологии в современном динамичном социуме необходимо всем гражданам демократического государства, чтобы узнать его основные политические механизмы и уметь влиять на них в своих интересах.

Содержание работы

1.Зарождение политической науки……………………………………………....3
11.Принципы политики в обществе…………………………………………….11
21.Цели и средства в политике………………………………………………….12
31.Личные и политические права.Экономические права……………………..15
41.Природа политического лидерства………………………………………….19
51.Демократия:понятия и возникновения……………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………....30

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 80.44 Кб (Скачать файл)

   Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного  Зауралья»

                    Кафедра политологии и социологии

 

 

 

 

 

                        

                            Контрольная работа по дисциплине: 

          Политология и социология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил:

                                                                  Группа

     Проверил:

Тюмень 2013

 

          

                                                   Содержание

1.Зарождение политической  науки……………………………………………....3

11.Принципы политики в  обществе…………………………………………….11

21.Цели и средства в  политике………………………………………………….12

31.Личные и политические  права.Экономические права……………………..15

41.Природа политического  лидерства………………………………………….19

51.Демократия:понятия и возникновения……………………………………...25

Список литературы……………………………………………………………....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Зарождение политической  науки.

Политика – одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного решения политических проблем.  
 
Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Потребность в научных знаниях о политике человечество ощущало всегда. Помочь в решении этих вопросов призвана политология. Изучение политологии в современном динамичном социуме необходимо всем гражданам демократического государства, чтобы узнать его основные политические механизмы и уметь влиять на них в своих интересах. 
 
Термин «политология» произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством. Это область взаимоотношений и различных видов деятельности людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического мышления, теорию политической деятельности.  
 
 Политология как наука сформировалась не сразу.    

При рассмотрении вопроса  об эволюции политических идей необходимо отметить, что в своем развитии политология несколько основных периодов: 
 
1.      Античная политическая мысль (Платон, Аристотель и др.). 
 
2.      Политические идеи Средневековья и Нового времени. 
 
3.       Политические        концепции     Х1Х-ХХ вв.       
 
Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первые формы специализированного отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. 
Постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала                      приобретать               форму                                  теории.        
С середины 1-го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных учений. 
 
Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля. 
 
Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в работах «Государство», «Законы» и др. Идеальное справедливое государство представляет собой правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон - владыка над правителями.    Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства: 
 
 Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей. 
 
 Олигархия – власть узкой группы богатых правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством. 
 
Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее вырастает еще одна несовершенная форма - тирания – власть одного. Это наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.  
 
Политические идеи Платона были подняты на новую высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции. 
 
Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага, в неправильных – реализуется воля и выгода только правителей. 
 
К правильным Аристотель относил такие формы государства, как: 
 
Монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной. 
 
Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей. 
 
Полития (республика) – выборная власть многих (большинства). 
 
К неправильным формам были отнесены: 
 
Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы. 
 
Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде. 
 
Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы. 
 
Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы. 
 
Идеи древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры. Главную причину появления государства в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан. 
 
Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства: монархию – царскую власть, аристократию – власть оптиматов, демакратию – власть народа. 
 
Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих и управляемых. Под воздействие закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем самым он заложил основы теории правового государства. 
 
Во времена Средневековья политические апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Выдающиеся политические мыслители времени  - Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.). 
 
Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.  
 
Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). В своей теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них.  
 
Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755             гг.). 
 
Т. Гоббс изложил свою теорию в  трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». По своей природе человек от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над другими людьми. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира. Для этого нужен общественный договор об учреждении государства. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти.  
 
Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог  Великой Английской революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Здесь у людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране, для чего люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия для выполнения своих основных функций. К наилучшим формам государственного устройства он отнес конституционную монархию. Одним из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную).  
 
Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима лишь в государстве, в котором все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная.  
 
Идеи Монтескье получили широкое распространение еще при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители. 
 
В условиях Нового Времени весьма заметную роль в развитии политических идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» он истолковывает свободу и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов.  
 
Философская революция в Германии во второй половине ХVIII –начале ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений – «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства.  
В первой половине XIX века влиятельным общественно политическим течением стал критический утопический социализм. В трудах таких его ярких представителей, как Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн излагалась резкая критика нарождавшегося в Европе капитализма, отрицалась частная собственность, революции, классовая борьба и обосновывались идеи гармонического общественного устройства, при котором утверждаются справедливые распределительные принципы, труд превращается в первую жизненную потребность и становится возможным всестороннее развитие личности.. Критический утопический социализм стал источником теории научного коммунизма, разработанной в середине прошлого века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. 
 
Первую  систематизированную теорию демократии разработал Алексис де Токвиль. В своем знаменитом трактате «Демократия в Америке» он отметил тенденцию стирания сословных рамок и условностей в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить к доминированию воли (тирании) большинства над обществом и “новому деспотизму”.  
 
Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором политическая концепция занимает основное место. Существо теории можно отразить в следующих положениях: 
 
1.      Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии». 
 
2.      Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие. 
 
3.      Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата. 
 
Еще при жизни основоположников марксистского учения начала восходить слава Макса Вебера, разработавшего теорию государственной бюрократии и концепцию легитимности власти. Он считал бюрократическую организацию государственной власти концентрированным выражением рациональности, обладающей необходимым запасом  прочности, устойчивости и стабильности. Для такой организации власти характерны неизменные методы политического управления, четкое распределение функций, субординированная иерархия властных полномочий, корпоративная ответственность за осуществляемые цели и др. В отношении легитимности власти (законосообразности и принятия гражданами/подданными) М. Вебер выделил три ее основных типа, базирующихся на трех разных формах властного господства. Речь идет о традиционном, харизматическом и легальном господстве. Первое основано на принуждении, насилии и вере подданных в законность власти. Второе базируется на исключительных личных качествах популярного в народе политического лидера. Последнее опирается на право и рациональные юридические нормы, которые принимают граждане и подчиняются им осознанно и добровольно. 
 
В первой половине ХХ века Вильфредо Парето разработал теорию политических элит. По его мнению, деление любого общества на правящую элиту и подвластную массу незыблемо. Элиты борются между собой и меняют друг друга у власти в результате постоянной циркуляции – круговорота политических элит. Среди основных причин смены политических элит Парето называл вырождение старой элиты (львов) и постоянное рекрутирование в политику новых, молодых и активных политиков (лис). В развитие теории круговорота политических элит заметный вклад внес Гаэтано Моска. 
 
В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные ныне научные теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции «полиархической демократии». Л. Козер и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной политологии. Существенный вклад в эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии».  
 
Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому очевидно, что политология как целостная, независимая академическая наука могла появиться лишь в начале нашего столетия. 

11.Принципы политики в обществе.

 Политические  принципы и нормы, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Насколько отличаются политические режимы (авторитаризм и демократия) настолько различаются политические принципы и нормы.

Политические принципы и  нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

Политические нормы и  принципы образуют нормативную основу политической системы общества. Содержательная сторона политических норм и принципов зависит от типа политического режима (демократический — недемократический), исторических и культурных особенностей развития конкретной политической системы. Политические нормы направлены на осуществление следующих функций: защитно-регулятивной, организационной и идеологической. Политические нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления данной политической системы. Через политические нормы и принципы получают закрепление и официальное признание социальные интересы и политические устои. Политические нормы и принципы во многом определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, а косвенно и других институтов политической организации. Например, принцип построения и деятельности КПСС — принцип "демократического централизма" с огромным бюрократическим оттенком, отвергающим любую демократическую инициативу — нашел воплощение не только в организационном строении всех общественных организаций, но и деятельности государства.

Политические нормы и  принципы способствуют формированию механизма  распределения и закрепления  соответствующих ролей между  членами общества.

Существенными элементами политической системы являются политическое сознание и политическая культура. Отражение  политических отношений и политических интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые  в своей совокупности образуют политическое сознание.

Как и любая форма общественного  сознания, политическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, аксиологическую (оценочную), интегративно-коммуникативную и прогностическую. Выступая формой отражения социальной действительности, политическое сознание является средством анализа всех политических процессов и отношений, связанных с властными, политическими интересами классов, социальных групп.

Политическая культура представляет собой совокупность наиболее типичных для общества образцов (стереотипов) политических представлений, установок и ценностных ориентации, традиций и символов, политического поведения. Политическая культура как наиболее консервативная часть политической системы общества выполняет роль ее стабилизирующего фактора, хотя в социально неоднородном обществе неизбежно существование и других типов политической культуры, направленных против существующей

системы и выполняющих  дестабилизирующую роль. В основе любой культуры, в том числе и политической, лежит социальный и исторический опыт, который обусловливает систему традиций,ценностей и образцов поведения,составляющих ядро всякой политической культуры.

21.Цели и средства  в политике

Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность людей. Цель индивида, как правило, имеет конкретных характер, например получить высшее образование, устроиться на хорошую работу, выйти замуж и т. д. Цели общества и государства имеют более общий характер, так как они должны отвечать интересам большого количества людей. Например, большевики после победы Октябрьской революции в России 1917 г. в качестве основной цели советского государства выдвинули идею строительства коммунизма («наша цель — коммунизм»). Президент РФ В. В. Путин в 2002 г. поставил перед правительством и российским обществом цель — увеличить за 10 лет в два раза валовой внутренний продукт (ВВП). Многие амбициозные политики в качестве своей основной политической цели выдвигали идеи мирового господства (своей персоны, своей страны, нации, религии). К таким политикам можно отнести Александра Македонского, Чингис-Хана, Наполеона, Гитлера. В настоящее время подобную идею стремятся реализовать США и исламские фундаменталисты.

Кроме глобальных, в политике существуют и более конкретные или  промежуточные цели, например создание эффективной системы управления обществом, приватизация государственной собственности, разработка и принятие необходимых законов и т. д. Промежуточные цели, как правило, более понятны и привлекательны. Именно они оказывают наибольшее воздействие на политический процесс. Так, например, большевики, выдвигая стратегическую цель — построение коммунизма, в то же время обозначили более конкретные, промежуточные цели, которые были выражены в простых и понятных всем лозунгах, например таких, как «земля — крестьянам», «фабрики — рабочим», «мир — народам» и др. Эти промежуточные цели — лозунги во многом способствовали победе большевиков в Гражданской войне.

В соответствии с теорией  общественного договора основными  целями политики являются: согласование общих и частных интересов всех членов общества; поддержание правопорядка в обществе и урегулирование возникающих конфликтов; управление общественными делами; содействие в распределении общественных ресурсов; защита членов общества от угрозы извне. Иными словами, политические цели государства должны отвечать интересам развития общества и его граждан.

Однако в реальной жизни  люди, наделенные политической властью, могут использовать эту власть для  достижения своих корыстных (личных, групповых, сословных) целей, попирая интересы большинства членов общества. Например, в ходе политической демократизации и экономической либерализации в России люди, контролирующие политическую власть, преследуют в основном свои личные цели и интересы. Такая политика обернулась настоящей трагедией для Российского общества.

Сама политическая власть является основной целью для различных  политических сил, а люди, обладающие властью, используют ее как средство для удержания власти и достижения иных целей.

Средства в политике —  это особые инструменты, орудия, ресурсы, с помощью которых. достигаются намеченные политические цели. В качестве средств политических могут быть использованы законодательные акты, выборы, массовые выступления граждан, вооруженное восстание, военный переворот, массовые репрессии, вооруженные силы, людские ресурсы, финансы, идеология, демагогия, подкуп, шантаж, ложь и многое другое. Например, большевики для захвата и удержания власти в России использовали такие средства, как вооруженное восстание, гражданскую войну, массовые репрессии, манипулирование общественным сознанием и др. Гитлер пришел к власти в Германии (1933 г.), используя легитимные выборы, но в дальнейшем, для утверждения своей авторитарной власти и ведения захватнических войн, он использовал насильственные методы.

В современной политике большое  значение имеют средства массовой информации. Они предоставляют политикам возможность манипулировать общественным сознанием и достигать своей цели. Так, убедительная победа политического блока «Единство» на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 г. во многом была обеспечена тем, что «ресурс» блока на использование средств массовой информации практически был безграничен.

Проблема соотношения (соответствия) целей и средств в политике актуальна во все времена. Например, царь Ирод 1 (ок. 73— 4 гг. до н. э.) для достижения своих политических целей использовал самые аморальные средства. В результате его имя приобрело нарицательное значение. Многие диктаторы прошлого и настоящего времени, взяв на вооружение постулат Н. Макиавелли — «цель оправдывает средства» — также «прославитою двтчм и олcщeянбяол. кл это УTтПнтcти. в целом же перед любым политическим лидером, политической элитой стоит проблема: как достичь намеченных целей и при этом не использовать безнравственных средств. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо исходить из соизмеримости целей и средств и не вдаваться в крайности. Главным же механизмом, способным ограничить применение безнравственных средств и методов в политике, является действенный контроль над исполнительной властью со стороны законодательных и судебных институтов, политических и общественных организаций гражданского общества и неотвратимость наказания за совершенные политические преступления.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология и социология "