Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:25, контрольная работа
Описание работы
Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры. Значительной заслугой Вебера является формулирование критериев оптимального функционирования бюрократии. Перечислим эти десять заповедей современной бюрократии: 1. Должностные лица лично свободны и являются субъектом власти благодаря обезличенным служебным обязанностям 2. Они организованы и иерархию офисов 3. Каждый офис имеет сферу компетенции в правовом смысле 4. В каждом офисе существует свободный отбор
Содержание работы
1.Теории бюрократии и политическая практика …………………………стр3 2.Специфика модернизации в условиях постиндустриализма………….стр12 3. Особенности перехода стран к индустриализму и постиндустриализму……………………………………………………….стр17 4. Список используемой литературы …………………………………….стр23
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный
технический университет»
Заочно-вечерний факультет
Кафедра общеобразовательных
дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «Политология»
Студент:
Группа:
Проверил:
Преподаватель: Карасев. С.В
Должность: _____________________
Иркутск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теории бюрократии и политическая
практика …………………………стр3
2.Специфика модернизации
в условиях постиндустриализма………….стр12
3. Особенности
перехода стран к индустриализму и
постиндустриализму……………………………………………………….стр17
4.
Список используемой литературы …………………………………….стр23
Теории
бюрократии и политическая практика.
Вебер считал бюрократию самым
чистым видом легального господства. Но
ни одно государство не может быть целиком
бюрократическим, на вершине стоит либо
монарх, либо президент, либо избранные
лидеры.
Значительной заслугой Вебера
является формулирование критериев оптимального
функционирования бюрократии. Перечислим
эти десять заповедей современной бюрократии:
1. Должностные лица лично
свободны и являются субъектом
власти благодаря обезличенным служебным
обязанностям
2. Они организованы и
иерархию офисов
3. Каждый офис имеет
сферу компетенции в правовом
смысле
4. В каждом офисе существует
свободный отбор
5. Кандидаты назначаются
(на основе технических качеств),
а не избираются
7. Офис рассматривается
как главное занятие должностного
лица
8. Офис предполагает карьеру.
Существует система продвижения
9. Чиновник работает отделенным
от собственности и без пожизненного
присвоения позиции
10. Он подчинен строгой
дисциплине и контролю за поведением.
Государство - политическая
организация общества, объединяющая все
население страны, представляющая и выражающая
его интересы и волю, основной орган власти,
управляющий обществом и обеспечивающий
его целостность, организованность и определенный
порядок в нем. В своем функционировании
Государство. Предстает как форма организации
политической власти, необходимая для
поддержания юридического порядка в социально
неоднородном обществе и обладающая законным
правом применения принуждения и насилия.
Немецкий социолог и политолог М. Вебер
считал, что решающим признаком при определении
Государства является его способность
успешно реализовать претензию "на
монополию законного использования насилия
в пределах своей территории". Поэтому
он определял Государства следующим образом:
"Государство, есть отношение господства
людей над людьми, опирающееся на легитимное
(то есть считающееся легитимным) насилие
как средство, Таким образом, чтобы оно
существовало, люди, находящиеся под господством,
должны подчиняться авторитету, на который
претендуют те, кто теперь господствует".
В принципе имеется три вида
внутренних оправданий, то есть оснований
легитимности. Во-первых, это авторитет
“вечно вчерашнего": авторитет нравов,
освященных исконной значимостью и привычной
ориентацией на их соблюдение, - “традиционное"
господство, как его осуществляли патриарх
и патримониальный князь старого типа.
Далее, авторитет внеобыденного личного
дара (харизма), полная личная преданность
и личное доверие, вызываемое наличием
качеств вождя у какого-то человека: откровений,
героизма и других, - харизматическое господство,
как его осуществляют пророк, или - в области
политического - избранный князь-военачальник,
или плебисцитарный властитель, выдающийся
демагог и политический партийный вождь.
Наконец, господство в силу “легальности",
в силу веры в обязательность легального
установления и деловой “компетентности”,
обоснованной рационально созданными
правилами, то есть ориентации на подчинение
при выполнении установленных правил
- господство в том виде, в каком его осуществляют
современный “государственный служащий”
и все те носители власти, которые похожи
на него в этом отношении. Понятно, что
в действительности подчинение обусловливают
чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды-страха
перед местью магических сил или властителя,
надежды на потустороннее или посюстороннее
вознаграждение - и вместе с тем самые
разнообразные интересы. К этому мы сейчас
вернемся. Но если пытаться выяснить, на
чем основана “легитимность" такой
покорности, тогда, конечно, столкнешься
с указанными тремя ее “чистыми” типами.
А эти представления о легитимности и
их внутреннее обоснование имеют большое
значение для структуры господства. Правда,
чистые типы редко встречаются в действительности.
Но сегодня мы не можем позволить себе
детальный анализ крайне запутанных изменений,
переходов и комбинаций этих чистых типов:
это относится к проблемам “общего учения
о государстве".
В данном случае нас интересует
прежде всего второй из них: господство,
основанное на преданности тех, кто подчиняется
чисто личной “харизме” “вождя”. Ибо
здесь коренится мысль о призвании в его
высшем выражении. Преданность харизме
пророка или вождя на войне, или выдающегося
демагога в народном собрании или в парламенте
как раз и означает, что человек подобного
типа считается внутренне “призванным"
руководителем людей, что последние подчиняются
ему не в силу обычая или установления,
но потому, что верят в него. Правда, сам
“вождь” живет своим делом, “жаждет свершить
свой труд", если только он не ограниченный
и тщеславный выскочка. Именно к личности
вождя и ее качествам относится преданность
его сторонников: апостолов, последователей,
только ему преданных партийных приверженцев.
В двух важнейших в прошлом фигурах: с
одной стороны, мага и пророка, с другой
- избранного князя-военачальника, главаря
банды, кондотьера - вождизм как явление
встречается во все исторические эпохи
и во всех регионах. Но особенностью Запада,
что для нас более важно, является политический
вождизм в образе сначала свободного “демагога”,
существовавшего на почве города-государства,
характерного только для Запада, и прежде
всего для средиземноморской культуры,
а затем - в образе парламентского “партийного
вождя", выросшего на почве конституционного
государства, укорененного тоже лишь на
Западе.
В концепции М. Вебера демократия
выступает как способ и средство, а не
цель в себе. Это способ избрания лидеров,
это средство как для придания их правлению
законности, так и для привлечения значительной
массы населения к политическим делам
нации. Тем не менее демократия, по мнению
М. Вебера, не является подходящим средством
для решения обычных политических вопросов,
в подобных случаях необходимы скорее
компромиссы через переговоры, чем голосование.
Поэтому он считал утопичными теории "народного
суверенитета", такие понятия, как "воля
народа", "мудрость народа" и т.д.,
цель которых - исключить господство одного
человека над другим. По мнению Вебера,
этого нельзя достичь в современных условиях,
поскольку прямая демократия и правительство
непрофессиональных политиков принципиально
невозможны вне пределов мелких государств-городов,
ограниченных своими размерами и населением.
Согласно Веберу, любая рационализация
или же формализация взаимоотношений
между людьми в современных больших обществах
и государствах неизбежно ведет к авторитаризму.
Не случайно поэтому именно анализ английской
парламентской демократии, которая подавляющим
большинством исследователей рассматривалась
как модель наиболее успешной демократии,
дал повод Веберу усомниться в демократическом
характере функционирования этого института
власти.
Выводы Вебера основаны на проведенном
им анализе принципов организации и деятельности
бюрократий и "железного закона олигархии",
действующего в рамках любой организации.
В противовес англосаксонской
политической традиции Вебер предлагает
теорию плебисцитарной демократии, с помощью
которой, по его мнению, можно было бы избежать
тирании бюрократов. В рамках этой теории
народу и отдельным индивидам отводится
роль пассивного участника политического
процесса. Единственная форма политического
участия для масс - это участие в выборах
и реализация права на голосование.
Главной фигурой в веберовской
теории выступает харизматический лидер,
избранный прямым голосованием народом,
перед которым он несет ответственность.
Подобный лидер стоит над бюрократической
администрацией, избираемой, в свою очередь,
формально легальным образом. Степень
легитимности харизматического лидера
определяется масштабами его успехов.
Так как, по Веберу, роль масс в политическом
процессе ограничивается лишь участием
в избрании харизматического лидера, им,
по существу, отказывается в праве осуществлять
контроль над бюрократией снизу. Эти функции
граждане делегируют харизматическому
лидеру, который осуществляет контроль
за деятельностью бюрократии сверху; одна
из главных его задач - борьба с бюрократией,
необходимая для преодоления олигархического
принципа правления.
Разрабатывая "идеальный
тип" бюрократии, Вебер предполагал,
что бюрократия выступит в роли беспристрастного
технического исполнителя в расчлененном
на составные элементы процессе управления.
Он считал, что идеальный руководитель
управляет своим аппаратом в духе формалистической
безличности, без гнева и пристрастия.
По мнению Вебера, "идеальный тип"
бюрократии по своей эффективности выглядит
в сравнении с другими формами организации
управления так же, как машина в сравнении
с немеханическими видами производства.
Однако анализ функционирования
бюрократии привел Вебера к выводу о том,
что система правил и инструкций и иерархическая
структура в организации бюрократии таят
в себе очень опасные семена ее перерождения.
Они могут стать тормозом эффективного
функционирования любой бюрократической
организации. Приученные к определенному
способу приложения своих знаний, к известной
рутине и шаблону, бюрократы оказываются
беспомощными, когда сталкиваются с реальными
проблемами социальной жизни, не поддающимися
решению на основе предписанных заранее
известных правил и стандартов.
Стремясь решить задачу предохранения
общественных институтов от бюрократического
окостенения, Вебер в последние годы своей
жизни особенно много внимания уделял
проблеме лидера в рамках организации
и вопросам, связанным с выявлением взаимоотношений
лидера, бюрократии и масс.
Плебисцитарная теория бюрократии
Вебера-это, по существу, попытка найти
некую идеальную модель организации политической
системы с необходимыми элементами, обеспечивающими
ее динамизм.
По мнению Вебера, харизматический
лидер, стоящий вне классов, статусов и
демагогической политики, имея независимый
от бюрократии источник легитимизации
своей власти и не будучи сильно интегрированным
в бюрократическую иерархическую структуру,
смог бы объединить вокруг себя нацию
и защитить индивида перед лицом наступления
бюрократии и "социалистического коллективизма".
Основное значение плебисцита для Вебера
сводится к тому, чтобы в результате прямого
участия всего народа в голосовании создать
харизматический авторитет.
Как отмечает видный западногерманский
политолог В. Моммзен, "Вебер верил в
то, что, только обращаясь прямо к массам,
вместо того, чтобы получать советы от
административной демократии, великий
политический лидер может проводить дальновидную
и смелую политику". Условие успешности
деятельности такого лидера - слепое повиновение
ему со стороны народа. По мнению Вебера,
подобный лидер, с независимой от парламента
базой власти, смог бы преодолеть раздробленность
классовых интересов, представленных
в парламенте, и быть объединяющим началом
нации. Парламенту отводится в этой теории
функция воспитания плебисцитарных лидеров.
Необходимость плебисцитарного
лидера, по Веберу, обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, он хотел добиться для политического
лидера верховенства над бюрократией,
а одновременно вывести его из-под власти
экономических интересов и отдельных
групп давления. Во-вторых, условия начала
ХХ века и послевоенный период в Европе,
и особенно в Германии, при острой социально-классовой
поляризации, вызывали у Вебера опасения,
что любая политическая система в Германии,
перенятая у англичан или французов, рухнет
под натиском бескомпромиссного давления
разных интересов. Поэтому в его теории
плебисцитарный лидер с независимой от
парламента базой избирателей должен
был символизировать единство нации. Вебер,
пытаясь отделить сферу политики от сферы
экономики, предлагал искать решение экономических
конфликтов парламентарным путем. Он стремился
добиться весьма утопической, в условиях
господства частной собственности, цели:
сохранить экономическую сферу вне контроля
государства, одновременно выведя принятие
политических решений из-под контроля
и доминирования экономики.
Вебер считал, что для роли плебисцитарных
лидеров наиболее подходят представители
экономически достаточно обеспеченного
слоя, что определяет независимость суждений
и дистанциированность от групп интересов,
непосредственно вовлеченных в процесс
производства. Они также должны быть достаточно
подготовленными для того, чтобы стать
профессиональными политиками. Одновременно
эти качества, по мнению Вебера, могли
дать подобному лидеру более широкое видение
национальных интересов и позволили бы
подняться над узкоклассовыми и социальными
интересами.