Какими бы благородными мотивами
ни руководствовался Вебер, отдавая всю
полноту политической власти элитам профессиональных
политиков, имеющих независимую экономическую
и избирательную основу, развитие политических
систем наглядно демонстрирует невозможность
отделения политической сферы от экономической
и свидетельствует о наличии относительно
гомогенной правящей элиты, которая представляет
господствующий в экономике и политической
сфере класс общества.
Хотя разобщенность и индивидуализм,
характерные для англосаксонских обществ,
создавали сложности для политического
функционирования социальных систем,
а бюрократия по-прежнему усиливала свои
позиции, тем не менее существовавшая
там демократическая система, опиравшаяся
на исторические традиции и обычаи политической
культуры, избежала появления харизматического
лидера, который разрушил бы демократические
институты и ценности.
Но совершенно иная ситуация
сложилась в 30-х годах в Германии, где теория
плебисцитарной демократии потерпела
полный крах. Харизматический лидер, избранный
народом, вместо того чтобы бороться с
бюрократизмом и разобщенностью и защитить
отдельного индивида от "социалистической
коллективности", использовал слепое
подчинение и веру в фюрера оболваненных
геббельсовской пропагандой миллионов
людей для уничтожения всякой законности,
общепринятых норм морали и низведения
последователей до уровня слепых орудий
его преступной воли, низменных страстей
и вожделений. Вместе с тем отсутствие
в Германии демократических традиций
и обычаев, могущих сдержать харизматического
лидера, привело к кровавой диктатуре.
Критики веберовской теории
плебисцитарной демократии отмечают среди
ее слабостей тот важный момент, что Веберу
не удалось четко различить харизматическое
руководство и харизматическое доминирование.
При западной демократии возможен лидер
с харизматическими качествами и не является
неизбежным перерождение этого лидера
в цезаристского. Однако, как справедливо
отмечает Моммзен, демократия не может
принять веберовский принцип легитимизации
этой харизмы, дающий возможность для
появления тирана. Считая, что власть лидера
легитимизируется его персональной харизмой,
а демократические институты являются
просто орудием в его руках, Вебер тем
самым снимает любую возможность контроля
над харизматической личностью. Такой
подход приближает к принятию принципов
фюрерства и фашистского лидерства. Чтобы
совместить принцип харизматического
руководства с сохранением демократии
и воспрепятствовать тем самым перерождению
харизматического лидера в лидера цезаристского
типа, следует воздвигнуть на его пути
институциональные преграды. Цезаристский
авторитет требует полного контроля над
органами насилия и средствами массовой
информации. Следовательно, там, где харизматический
лидер этого не имеет, он не может стать
тираном.
Вебер не мог предположить возможность
"харизматического прорыва" с катастрофическими
последствиями, когда харизматический
лидер, опираясь на бюрократическую машину,
мог бы установить наихудшую форму тоталитарной
власти. Он скорее был озабочен другой
реальной угрозой для демократии, исходящей
из феномена, который он хорошо знал, из
феномена бюрократизации. Поэтому представляется
оправданным мнение Моммзена о том, что
Вебер "больше боялся стагнации и окостенения,
чем харизматического прорыва. Он видел
в этих лидерах возможность поставить
новые цели, контролировать притязания
бюрократов, предлагать новые пути развития
в обществах, чтобы преодолеть политическую
стагнацию и бюрократическую рутину".
Не случайно поэтому почти все
исследователи теории демократии Вебера
отмечают, что плебисцитарная демократия
возможна в странах, имеющих институционализированные
политические учреждения, которые в состоянии
заблокировать харизматический прорыв
к "цезаризму", в обществах, где правит
закон, а не воля.
Как было показано выше, имеются
существенные изъяны веберовской теории,
ее слабости и противоречия, которые на
практике могут привести, и уже привели,
к далеко не однозначным результатам.
Однако в этой теории Веберу удалось выявить
сущностные связи между различными элементами
политической системы, которые имеют универсальный
характер и с той или иной модификацией
могут проявиться в политической практике
как капиталистических и развивающихся,
так и социалистических стран.
Необходимость для политической
системы лидера с харизматическими качествами
появляется в двух случаях. В развитых
капиталистических странах - тогда, когда
эти страны вступают в полосу длительного
кризисного развития, затрагивающего
все сферы жизнедеятельности. Бюрократия,
призванная "рационально рутинизировать"
процесс принятия решений, оказывается
не в состоянии адекватно реагировать
на изменяющиеся условия и принимать новые
решения. Это требует выхода за пределы
каждодневной рутины, что должно иметь
под собой "харизматическую основу".
По мнению Вебера, в подобных случаях ни
естественные лидеры традиционных обществ,
ни бюрократия в современных обществах
не в состоянии найти необходимые решения
при экономических, политических, этнических
и религиозных кризисных ситуациях. Нестабильность
власти харизматического лидера обусловлена
тем, что она не основана ни на законах,
ни на традиции, а только лишь на той миссии,
которая на него возложена. Он опирается
на собственную силу и личностные качества,
которые должен постоянно доказывать.
Харизматические лидеры появляются
еще и в регионах развивающегося мира,
когда во многих обществах происходит
слом традиционных институтов и ценностей
и начинается стадия быстрого индустриального
развития. Отсутствие стабильных социальных
институтов и консерватизм масс в сочетании
с нерасчлененностью политического и
религиозного сознания делают возможным
появление харизматических лидеров наподобие
Хомейни, Перона и др.
Вебер не принимал американскую
политическую систему в качестве модели
для Германии, поскольку ряд элементов
этой системы в ту пору не вписывался в
его модель демократии.
Как нам представляется, сегодня
американская система организации и функционирования
политической власти больше всего соответствует
требованиям плебисцитарной демократии.
В американской политической
системе должность президента обладает
харизмой независимо от личности президента.
Многие американские политологи отмечают,
что народ смотрит на президентскую власть
с надеждой на твердое руководство. В личности
президента американский народ видит
свое символическое единство, обретенное
в процессе избрания его на должность.
Формально, будучи избранником всего народа,
он тем самым как бы примиряет все партийные,
социальные, классовые и групповые интересы.
Наиболее популярными бывают
те президенты, которым удается в большей
степени упростить вопросы и представить
государство как инструмент защиты интересов
простого человека. Американцам особенно
импонируют такие качества национального
политического лидера, в роли которого
выступает президент, как твердость, компетентность
и решительность в проведении политической
линии.
Особенно возрастает роль президента
как символа единства нации в кризисное
время, когда нация ждет от него решительных
действий. Отношения между массами в США
и президентом идеально соответствуют
отношениям между плебисцитарным харизматическим
лидером и массами в веберовской теории.
Во-первых, порядок избрания президента
США соответствует порядку избрания плебицитарно-харизматического
лидера, народ возлагает большие надежды
на него лично в деле достижения благополучия
и процветания. Народ ждет успехов от президента,
и власть и возможность дальнейшей деятельности
президента зависят от того, насколько
эффективно ему удастся справиться с теми
или иными острыми проблемами внутренней
и внешней политики. Опросы политических
социологов подтверждают определенную
независимость и важную роль института
президента, особенно президента, снискавшего
славу харизматического лидера.
Согласно плебисцитарной теории
демократии народ не только склонен превозносить
успехи президента и беспрекословно поддерживать
его политику, но этот же народ в случае
неудач возлагает на президента всю вину,
независимо от того, смог ли он справиться
с теми или иными проблемами, стоящими
перед нацией, или нет. Американские политологи
Т. Д.ай и Л. Зиглер вывели следующую закономерность
в отношениях между президентом и народом.
Быстрое падение или рост популярности
президента за короткий промежуток времени
подтверждает ту мысль, что "президент
занимает свой пост при широкой поддержке
народа, эта поддержка имеет тенденцию
со временем ослабевать и может вновь
усилиться при драматическом событии
или кризисе".
Как уже отмечалось выше, президентская
власть имеет огромное символическое
значение. Президент становится воплощением
власти, законности, устойчивости всей
американской политической системы.
Два важных обстоятельства
за последние десятилетия значительно
усилили роль лидера и облегчили ему прямой
доступ к массам, одновременно в значительной
степени ограничив влияние партийных
бюрократий.
Первое-это беспрецедентное
усиление роли средств массовых коммуникаций
в политическом процессе, что дает возможность
лидеру без посредника (партии) обращаться
к массам и с максимальной эффективностью
использовать свои "демагогические"
качества.
Второе-ослабление роли больших
партий вследствие их попыток выразить
интересы народа в целом, эклектичности
идеологических установок ведущих партий,
пытающихся таким путем привлечь максимальное
количество избирателей. Это приводит
к падению значения партийных программ
и к дестабилизации избирательной базы
различных партий. В результате сокращается
количество людей, постоянно идентифицирующих
себя с той или иной партией. В США особенно
учащаются ситуации, когда избиратели
осуществляют выбор не между различными
партиями или их программами, а скорее
между кандидатами, имеющими определенные
характеристики лидерства. При этом каждый
из кандидатов может пользоваться харизматическими
и демагогическими способностями. Как
отмечал Вебер в статье "Политика как
профессия", появление таких плебисцитарных
лидеров6 или, как он называет, "диктаторов
на поле боя выборов", - определенный
шаг в сторону "плебисцитарной демократии".
Плебисцитарная теория демократии,
предложенная Вебером, была призвана противодействовать
политической фрагментации общества,
корпоративным, особенно бюрократическим,
тенденциям, защитить единство интересов
нации. Очевидно, что не только в политической
теории, но и в политической практике возникает
проблема пределов роста политического
могущества харизматического лидера.
Необходимо также учитывать, что недовольство
масс и их стихийные выступления против
установившихся порядков или институтов
могут быть использованы харизматическим
лидером для решительного разрыва с существующими
институтами и ценностями, для установления
авторитарных или тоталитарных режимов
и для сужения прав и свобод народных масс.
Для эффективной борьбы с бюрократией
любая политическая система нуждается
в харизматическом лидере. Только союз
широких масс народа с подобным лидером
дает возможность эффективно контролировать
и сдерживать всевластие бюрократии. Гарантией
того, что харизматический лидер не превратиться
в лидера цезаристского толка при отсутствии
институциональных преград на этом пути,
могут стать его действия по созданию
правового государства.
Специфика
модернизации в условиях постиндустриализма.
Политическое развитие - это процесс
направленных и необходимых изменений
в политической системе, определяемых
собственно политическими потребностями,
либо потребностями внешней социально-экономической
и культурной среды. Основную роль в концепциях
политического развития играет теория
политической модернизации. Часто политическое
развитие отождествляется с политической
модернизацией. Однако, иногда эти понятия
различаются по двум основаниям:
а) понятие «модернизация» употребляется
применительно к странам, осуществляющим
переход к индустриальному обществу;
б) политическая модернизация связывается
с социальной мобилизацией и политическим
участием в отличие от политического развития,
где акцент делается на формирование политических
институтов.
В разных странах по-разному выражена
степень гражданственности общества,
но в идеале гражданское общество пока
не представлено нигде. Отсюда поиски
путей совершенствования форм организации
политической власти, наиболее адекватно
отвечающих современному пониманию гражданского
общества. Теория политической модернизации
представляет собой одну из первых попыток
разработки модели гражданско-политического
устройства, впитавшего в себя опыт предшествующих
эпох. Как отмечал американский социолог
У. Мур, модернизация есть не что иное,
как «понятие тотальной трансформации
традиционного или досовременного общества
к тому типу технологии и соответствующей
ему социальной структуры, которые характерны
для развитых, экономически процветающих
и политически относительно стабильных
стран западного мира». Данная теория
изначально рассматривалась как альтернатива
любому другому (в особенности революционному)
преобразованию старого общества в новое.
Она была призвана оказать воздействие
прежде всего на развитие стран Азии, Африки
и Латинской Америки.
Теория политической модернизации тесно
связана со многими другими теориями,
широко распространенными на Западе, в
особенности с теорией социального изменения
О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и Р.
Нортропа, а также с теорией стадий экономического
роста У. Ростоу. От первой она заимствует
идею о том, что социальное изменение предполагает
прежде всего изменение культуры и культурных
ценностей, которые определяют собой тип
общества, его гражданскую и политическую
структуру. От второй она берет постулат,
согласно которому трем стадиям перехода
от аграрного общества к индустриальному
соответствуют и три стадии общественно-политического
развития: традиционному обществу — монархия,
олигархия и партикуляризм, периоду сдвига
— бюрократическая империя и деспотизм
и, наконец, современному модернизированному
обществу — представительная демократия.