Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:19, контрольная работа
Любая наука имеет свою историю. С полным основанием можно сказать, что без истории науки, нет самой науки. Это относится и к политологии. Ее современные учения и теории развиваются как продолжение в новых исторических условиях тех политических мыслей, которые существовали в прошлом. Без накопленного мыслительного материала невозможно рождение новых политических теорий.
Введение………………………………………………………………….3
1.Индивидуализм и демократизм в западных учениях 17-18 веков….4
2. Либеральные теории 19 века………………………………………....14
3. Социалистическая мысль 19 века…………………………………....19
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………26
Противники конституции говорили, что в ней чрезвычайно монархические тенденции, поскольку исполнительная власть вверяется одному лицу. Пуб-лий возражал: президент – должностное лицо, избираемое народом на четыре года, тогда как король – постоянный и наследственный правитель. Президент подлежит суду в порядке импичмента за измену, получение взяток и другие тяжкие преступления. В случае осуждения большинством в две трети сената отстраняется от должности и подлежит еще суду и наказанию в обычном судебном порядке. Личность короля священна и неприкосновенна – нет конституционного суда, перед которым он ответствен, для него нет наказания, если нет национального революционного кризиса. Президент налагает ограниченное вето на акты законодательной власти, вето короля – абсолютно. Президент имеет право командовать армией и флотом нации, король в дополнение к этому может объявлять войну и многое другое.
Публий настаивал, что наличие дееспособного президента не противоречит республиканской форме правления. Нужен один президент и многочислен-ное законодательное собрание. Оно наиболее приспособлено для обсуждений, стремительность принятия решений здесь чаще зло, чем добро. Различия во мнениях и столкновение партий в этой ветви власти, хотя иногда и препятствует полезным планам, чаще способствует размышлениям и осмотрительности, пресечению крайностей большинства. Ни когда решение принято, надо действовать. Самые необходимые качества исполнительной власти – сила, быстрота и ответственность. Положение, когда исполнительная власть не несет никакой ответственности, недопустимо при свободной форме правления. В республике каждое должностное лицо лично ответственно за поведение на своем посту. Многолюдье в исполнительной власти ликвидирует ответственность и затрудняет поиски виновных. Оно лишает народ двух величайших мер безопасности, которые могут быть использованы для успешного применения делегированной власти. Во-первых, сдерживания со стороны общественного мнения, которое утрачивает свою эффективность, поскольку непонятно, кого следует осуждать за плохую политику, и во-вторых, возможности легко и ясно выявить проступки доверенных лиц, чтобы либо снять их с постов, либо наказать, если они того заслуживают.
Хорошее правительство, включающее все три ветви власти, согласно Пуб-лию, должно удовлетворять двум требованиям: быть верным цели, стоящей перед правлением, каковой является благосостояние народа, и знающим, какими средствами этой цели лучше всего достичь. Никакой пользы американцам от того, что законы для них издаются теми, кого они сами избрали, не будет, если этих законов столько, что их не перечтешь, если они столь нескладны. Что в них не разберешься, если их слишком часто отменяют или пересматривают. Закон, согласно определению, должен быть правилом для поведения, но как может быть правилом то, что мало кому известно и еще менее постоянно.
Главная задача
2.Либеральные теории 19 века.
В XIX в. в передовых странах Западной Европы
победили капиталистические отношения.
Промышленная революция в Англии, произошедшая
в последней четверти XVIII – начале XIX в.,
стала первым опытом массового производства
и дала начало быстрому росту национальной
экономики. Прялка “Дженни” в 16 раз увеличила
производительность труда в текстильной
промышленности. Ткацкий станок, паровая
машина Уатта и другие технические изобретения
обеспечивали высокие темпы роста производительности
труда. Рост предпринимательской активности
требовал квалифицированной рабочей силы
и привел к формированию промышленного
пролетариата. Но этот процесс сопровождался
массовым разорением крестьян и ремесленников,
бедственным было положение рабочих, не
объединенных в профсоюзы, не добившихся
еще никакой законодательной регламентации
их труда. В XIX в. у капиталистов не было
ни моральной, ни правовой ответственности
по отношению к рабочим, труд и личность
которых они безжалостно использовали.
На создавшуюся ситуацию очень чутко отозвалась
как либеральная, так и социалистическая
политическая мысль. “Все искали новое
общественное устройство, – пишет Г. Ласки.
– У всех было ощущение, что невозможно
выжить в этом чудовищном мире. Именно
в этот период передовыми умами завладела
философия социализма, ставившая целью
найти путь к такой форме социального
устройства, которое положит конец эксплуатации
человека человеком”. Социалистические
идеи в этот период еще не в такой степени,
как поздний марксизм, и в особенности
его большевистский вариант, порвали с
принципами либерализма. Либерализм так
же, как и социализм, искал ответы на вызовы
времени. Причем он был озабочен, в первую
очередь, сохранением индивидуальности,
личности, ее свободы перед лицом тирании
общественного мнения, возрастающего
еди-нообразия условий жизни, создаваемых
развитием промышленности, наступлением
государства на гражданское общество,
усилением позиций бюрократии в государстве,
возникновением новой аристократии промыш-ленников.
Утилитаризм Иеремии Бентама. В условиях
развития капиталистических отношений
продолжали развиваться взгляды последователей
либерализма. В Англии к числу ярких представителей
либерализма относился Иеремия Бентам
(1748–1832), теоретик морали и права, представитель
утилитаризма (лат. – польза, выгода).
В работах “Деонтология, или Наука о морали”,
“Фрагмент об управлении”, “Принципы
законодательства” и др. Бентам развил
представление о пользе как главном принципе,
которым человек руководствуется в своей
деятель-ности. “Природа подчинила человека
власти удовольствия и страдания – писал
Бентам. – Им мы обязаны всеми нашими идеями,
ими обусловлены все наши суждения, все
наши решения в жизни. Тот, кто утверждает,
что он свободен от этой зависимости, тот
не знает, что говорит: стремиться к удовольствию
и избегать страдания составляет его единственную
задачу даже в ту минуту, когда он отказывается
от величайших удовольствий или берет
на себя самые сильные страдания”.
Полезность выступает у Бентама главным
критерием оценки всех явлений. Польза
есть то общее, что характеризует все поступки,
приносящие удо-вольствие. Польза и благо
– одно и то же (“благо есть удовольствие
или причина удовольствия”). Оценивая
мораль с точки зрения принципа полез-ности,
Бентам указывал, что целью моральной
деятельности является до-стижение наибольшего
количества счастья для наибольшего числа
людей.
Мораль и законодательство выступают у Бентама как наука и искусство “направлять действия людей таким образом, чтобы в результате получилось наибольшее возможное количество счастья”. Общая польза и есть общественное благо. “Наука состоит в том, чтобы знать, в чем заключается благо данного общества, искусство – в том, чтобы найти средства для осуществления этого блага”. Несмотря на то что “центр морали и законодательства один и тот же”, их “окружности не совпадают”. Главное различие между ними, по мысли Бентама, состоит в том, что законодательство влияет на поведение людей исключительно при помощи наказаний, а каждое наказание есть вред, оправданный только в том случае, если из него вытекает большее количество пользы.
Либеральные идеи Бентам дополнил демократическими. Он стал сторонни-ком республиканского государственного устройства, считал, что “состав законодательного собрания будет наилучшим при наибольшем количестве точек соприкосновения с народом”, выступал за расширение избирательного права, за упрощение и совершенствование законодательного процесса, за демократизацию судебной процедуры, за эффективный контроль деятельности законодательной и исполнительной власти с помощью свободной прессы, общественных дискуссий и т. Политические взгляды Джона Стюарта Милля. Д.С. Милль(1806–1873), сын философа Джеймса Милля, последователь и критик Бентама, известен как яркий представитель доктрины классического либерализма. Наиболее известные политические произведения Д.С. Милля – это трактат “О свобо-де”, принесший ему заслуженную славу, и “Представительное правление”
Милль считал, что в обществе закон и общественное мнение должны обязывать людей к исполнению известных правил поведения. Но какие. же должны быть эти правила – вот в чем самый важный вопрос. В каждую эпоху, в каждой стране господствующие правила воспринимаются людьми как несомненные, само собой разумеющиеся. Между тем эта почти всеобщая иллюзия представляет собой один из примеров магического влияния привычки. Во всех обществах, писал Милль, есть несколько принципов, играющих важную роль в образовании правил поведения, которые налагаются законом или общественным мнением. В первую очередь, это интерес господствующего класса. Там, где один класс господствует над другим, большая часть общественной нравственности обусловлена интересами господствующего класса. Второй принцип, играющий важную роль в образовании правил поведения, состоит в раболепстве, в желании угодить своим временным господам или богам. Кроме того, на нравственные понятия оказывает влияние общественный интерес.
Среди французских либералов XIX в. имя
А. де Токвиля (1805–1859) пользуется широкой
известностью, главным образом благодаря
его книге “Демократия в Америке”, не
устаревшей до сих пор.
Токвиль происходил из аристократии, члены
его семьи были убежденными роялистами
и пострадали во время революции. Сам он,
однако еще будучи студентом факультета
права в Париже, имел либеральные убеждения.
Став чиновником министерства внутренних
дел, Токвиль вместе с другом Бомо-ном
получил разрешение в счет отпуска посетить
Соединенные Штаты и изучить недавно происшедшие
там изменения в управлении тюрьмами.
Но Токвиль намеревался написать книгу
об Америке, “по возможности наибо-лее
полное и научное” описание того, как
на деле функционируют амери-канские учреждения,
о “которых все говорят и которых никто
не знает”. Пробыв в США всего девять месяцев,
он написал произведение, которое принесло
ему славу “естественного преемника Монтескье”.
Из идей совре-менников идеи Токвиля были
наиболее близки взглядам Д.С. Милля, кото-рый
отозвался об этой книге как о классическом
произведении.
К каким же выводам пришел Токвиль? Одним из первых он сказал “о бли-зящемся неизбежном наступлении демократии во всем мире”. Общество, предупреждал Токвиль, “меняет свой облик, человечество преобразует условия своего существования и в недалеком будущем его ожидают перемены в судьбах. Этот процесс установления равенства носит неизбежный, всемирный и долговременный характер. Уничтожив феодальную систему и победив королей, демократия не отступит и перед буржуазией и богачами”. Под “демократией” Токвиль понимал движение общества к равенству, которое сметало все привилегии, особенно в области политики. Вместе с тем он понимал под демократией и стремление к уравниванию всех сторон жизни общества, и республиканскую форму правления, и “народ”, и всеобщее избирательное право.
3.Социалистическая мысль 19 века.
Грубоуравнительный, “казарменный коммунизм” XVI-XVIII вв. (Мор, Кампанелла, Уинстенли, Мелье, Морелли, Бабеф) предлагал в качестве - идеала одинаковость жизни и “равное счастье” для всех, вытекающие отсюда принудительный характер труда и жесткую регламентацию потребления, аскетическую строгость нравов, возврат “к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека”. В отличие от него социалистические учения периода промышленного капитализма XIX в., принадлежащие перу Шарля Фурье и Роберта Оуэна, основывались на признании относительной прогрессивности капиталистического строя, содержали идеи о решающей роли науки и производства в переходе к обществу социального равенства, о возвышающихся потребностях свободно живущих в нем людей.
Шарль Фурье (1772–1837) происходил из семьи торговца колониальными товарами. В юности он обучался в Париже точным и юридическим наукам, но после переехал в Лион, бывший в то время самым крупным торговым и промышленным Центром Франции.
Исторические воззрения сформировались у Фурье под влиянием взглядов французского философа Кондорсе. Фурье рассматривал историю человечества как путь от социальной беспорядочности и дисгармонии к социальной гармонии, к справедливому общественному строю. “Общественные уклады: дикости, патриархата, варварства и цивилизации – это лишь тернистые тропы, ступени для того, чтобы подняться к лучшему общественному порядку – строю согласованности”. Фурье считал, что современный общественный уклад – цивилизация – пережил детство в период античности, а ныне находится в состоянии упадка. Фурье дал всестороннюю критику цивилизации (капитализма).
Политический строй цивилизации служит интересам богатых классов. “На деле право является иллюзорным, когда не можешь осуществлять его. Свидетельство тому - конституционное право на суверенитет, которое имеет народ.
Переход к новому, справедливому
обществу виделся Фурье в
В будущем обществе, представляющем
собой свободные и
Роберт Оуэн (1771–1858) был
в первую очередь практиком, руководителем
и собственником одной из
Главной идеей Оуэна было
такое понимание человека, в соответствии
с которым его характер
Оуэн предлагал создавать трудовые общины, сjстоящие из людей, занятых по 8 часов в сутки попеременно промышленным и сельскохозяйственным трудом, организовать в общинах систему общественного питания и службы быта, построить вокруг промышленных предприятий поселки, сочетая “все преимущества большого города... с преимуществами деревни”. В каждой общине предполагалось самоуправление через комитет, составленный из жителей. Функции центральной власти, связанные с изданием законов и сбором налогов, должны были постепенно отмирать.
На следующем этапе своей жизни Оуэн обратил свое внимание на рабочий класс. Еще в 20-е гг. в Англии были узаконены тред-юнионы, возникало много кооперативных обществ. Идеологией сотен тысяч рабочих становились взгляды Оуэна. В 30-е гг. Оуэн пришел к выводу, что “рабочие классы одни в состоянии осуществить преобразования, ибо помощи от господствующих классов ждать не приходится”.
Марксизм возник в русле
европейских