Курсовая Разделение властей как принцип организации государственной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение концепции разделения властей как принципа организации аппарата современного государства.
Для того чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
- Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
- Изучить развитие принципа разделения властей, в том числе в современной российской государственно-правовой действительности.

Содержание работы

Введение
3
1. Разделение властей в истории политической и правовой мысли
5
2. Законодательные органы государственной власти
9
3. Исполнительная власть: система, функции
15
4. Судебная власть: система, функции
21
5. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г.
26
Заключение
29
Список литературы
30

Файлы: 1 файл

Курсовая Разделение властей как принцип организации государственной власти в РФ.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Депутаты Государственной Думы избираются населением, а членами Совета Федерации являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

 Федеральное Собрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Президент может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представляет законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации.

Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).

Правительство разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.

Президент РФ может принять  решение об отставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства  вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ.

Если Государственная  Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).

Система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции и данным федеральным законом (ст. 77 Конституции).

Т.о. Конституция РФ регламентирует систему сдержек и противовесов, как один из основных принципов разделения властей в РФ.

 

 

 

Заключение

 

Принцип разделения властей  воплощен в Российской Федерации  в ходе радикальных демократических  реформ.

Главное содержание этого  принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в  Российской Федерации является многонациональный  народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную ", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции  по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "система сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

17.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ      "О судебной системе Российской Федерации"

18. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Учебная литература:

2. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс / Алексеев, Сергей Сергеевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 2006. - 188c.

3. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2007. - 592c.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. / Венгеров, Анатолий Борисович. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 608c.

5. Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления: Курс лекций / Зеркин, Дмитрий Петрович, Игнатов, Владимир Георгиевич. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 512c.

6. Кутафин О.Е. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юрид. вузы / Под ред. О. Е. Кутафина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 477c.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. / Марченко, Михаил Николаевич. - М.: Проспект, 2004. - 640c.

Специальная литература:

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. / Баглай, Марат Викторович. - 4-е изд. , изм. и доп. - М.: НОРМА, 2004. - 816c.

9. Разделение властей: история и современность: Спецкурс / Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Изд-во "Юрид. колледж МГУ", 1996. - 425c.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. / Чиркин, Вениамин Евгеньевич. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 669c.

 

 

 

 

Практический материал:

11. Азаров Н.И. Идея разделения властей и ее реализацияя в России / Азаров Н. И. // Вестник СПб. университета. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. - 1994. - Вып. 1. - С. 19.

12. Бородин С.В. О разделении и взаимодействии властей в России / Бородин С. В., Кудрявцев В. Н. // Государство и право. - 2002. - N5.-С. 13-16

13. Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности / Гаганова Н. А. // Государство и право. - 2003. - N3. -С. 88-91.

14. Гребениченко С.Ф.Разделение власти - фундамент парламентской деятельности / Гребениченко С. Ф., Давыдов В. П. // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - N5. -С. 172-186.

15. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России / Евзеров Р. Я. // Общественные науки и современность. - 1999. - N1.-С. 83-94

16. Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами / Черепанов В. А. // Журнал Российского права. - 2003. - N9. -C. 32-39.

 

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. / Венгеров, Анатолий Борисович. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. – с.51

2 Алексеев С.С. Государство и право. Москва, 2006, с. 72

3То же, с. 85

4 ст.94 Конституции Российской Федерации

5 То же, ст. 95

6 ч.2 ст.95 Конституции Российской Федерации

7 То же, ст. 96

8 ст. 102 Конституции Российской Федерации

9 То же, ст.95, 96 и 97 

10 То же, ст. 103

18ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 2

11 Зеркин Д.П, Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М – Ростов-на-Дону, 2007, с. 197

12 То же, с. 201

Конституция Швеции, гл. 8

13 Кутафин О.Е. Основы государства и права - М.: Юристъ, 2006. – с.43

14 Бабаев В.К. Теория государства и права. Москва, 2007. с. 84

15 Зеркин Д.П, Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М–Ростов-на-Дону, 2007, с. 210

16 Алексеев С.С. Государство и право. Москва, 2006, с. 81

17 Бабаев В.К. Теория государства и права. Москва, 2007. с. 98

18 То же, ст. 118

19 То же, ст. 128

20 То же, ст. 120

21 ст.121 Конституции Российской Федерации

22 То же, ст. 122

23 Алексеев С.С. Государство и право. Москва, 2006, с. 107

 


Информация о работе Курсовая Разделение властей как принцип организации государственной власти в РФ