Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение концепции разделения властей как принципа организации аппарата современного государства.
Для того чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
- Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
- Изучить развитие принципа разделения властей, в том числе в современной российской государственно-правовой действительности.
Введение
3
1. Разделение властей в истории политической и правовой мысли
5
2. Законодательные органы государственной власти
9
3. Исполнительная власть: система, функции
15
4. Судебная власть: система, функции
21
5. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г.
26
Заключение
29
Список литературы
30
Содержание
Введение |
3 |
1. Разделение властей в истории политической и правовой мысли |
5 |
2. Законодательные органы государственной власти |
9 |
3. Исполнительная власть: система, функции |
15 |
4. Судебная власть: система, функции |
21 |
5. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г. |
26 |
Заключение |
29 |
Список литературы |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос о модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией начала XXI века является приоритет модели правового государства и естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.
Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение концепции разделения властей как принципа организации аппарата современного государства.
Для того чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
- Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
- Изучить развитие принципа разделения властей, в том числе в современной российской государственно-правовой действительности.
Объектом исследования
являются общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления принципов
разделения; их правовое содержание и
место в системе конституционны
Предмет исследования составляют основные представления о становлении и развитии разделения властей в контексте эволюционного развития зарубежной и отечественной конституционно-правовой доктрины и
практики, положенные в основу понимания содержания принципов разделения властей.
В данной курсовой работе
используются следующие универсальные
и специальные юридические
- логический;
- сравнительно-исторический;
- системно-структурного анализа;
- историко-реконструктивный.
В процессе исследования были использованы следующие источники: Конституция РФ 1993г., Конституции США; материалы, помещенные в хрестоматиях по истории России и истории государства и права зарубежных стран. Учебная литература в работе представлена исследованиями известных отечественных специалистов в лице Алексеева С.С., Венгерова А.Б, Кутафина О.Е., Хропанюк Н.Е. и др.
В целом, необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период так и адаптацию российской государственности. На протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
1. Разделение властей
в истории политико-правовой
Разделение властей– одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической власти. «Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами, (первым, или активным) от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), которыми воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, ее исполнители. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычна усложняется. Особенно в институциональном политическом (а также неполитическом – экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передает волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивши наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)».
Таким образом, понятие «разделение власти» достаточно широкое и неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в котором рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделенных институтов и против разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделенных властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
Этот объективный процесс
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Сократ, Аристотель, Полиций, Цицерон). Однако, как основополагающие принципы составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком (1632-1704 г.г.) и развит впоследствии Ш. Монтескье (1684-1755 г.г.). При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к ее оформлению поступили буржуазные реформы (революции) в Англии (1640-1648 г.г.) и в последствие во Франции (1789-1794 г.г.)
В основании политической философии Локка и либерализма лежит идея собственности («трактаты о правительстве»). Государство и гражданское общество основывались на собственности (частная и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаточно многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждения государство – социальный институт для охраны собственности и разрешения, связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность, оберегаема. Например, от произвола монархии. Для того, чтобы охрана собственности не зависела от воли властей, люди создают законы и законодательство. Но и в обществе законов вероятно беззаконное, поскольку всегда остается значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато фактическим беззаконием. Дж. Локк предлагает систему издержек и противовесов – разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент. Высшей исполнительной – король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.1
Развил до совершенного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш. Монтескье. Еще в 1721 году в своих «Персидских письмах» он осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов», в котором помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разрешением властей.
Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть.). Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.
Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом их опасности соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Монтескье пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести.
Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день («Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов» от 4 июля 1776 г. И «Французская декларация прав человека» 1789 г.).
Соединённые Штаты Америки изначально создавались как республика, причём сначала как конфедерация, а затем как федеративное республиканское государство. "Отцы-основатели" существенно развили теорию разделения властей. Они обосновывали необходимость обособления и независимости трёх основных ветвей власти, сильной исполнительной власти, системы сдерживания и уравновешивания властей (это так называемая "система сдержек и противовесов"). Доминирующая власть - законодательная, поэтому необходимо устранить угрозу с её стороны. Решение было найдено в бикамерализме - разделении парламента на две палаты, причём верхняя палата избирается иным образом и сдерживает нижнюю, рассматривая её решения. При этом предполагалась особая роль судебной власти.
В основу советской концепции государственной власти были положены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, которые рассматривали государственную власть в качестве «работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы». В России принцип полновластия трудящихся предполагалось воплотить в форме полновластных и единовластных советов, в работе которых происходит «слияние управления с законодательством». Таким образом, государственная власть понималась как единое целое; систему государственных органов должны были возглавить полновластные советы.
2. Законодательные органы государственной власти
Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании – Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции — Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент” (фр. раг1ег — «говорить»).
Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.
Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).
Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государственной власти», но и на то, что он выступает «единственным законодательным органом государства» (ст. 41 Конституции Японии 1947 г.).2
Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру нормы или правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах. Например, Конституция Французской Республики 1958 г. устанавливает, что в законах могут предусматриваться правила, касающиеся «гражданских прав и основных гарантии, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей, накладываемых национальной обороной лично на граждан и на их имущество»; «гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения»; «определения преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказании; уголовного судопроизводства; амнистии; создания новых судебных установлений и статуса судей» и др. (ст. 34).3
Информация о работе Курсовая Разделение властей как принцип организации государственной власти в РФ