Кыргызско-китайское торгово-экономическое сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:00, доклад

Описание работы

Со дня установления дипломатических отношений между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой, наблюдался стабильный рост объема двусторонней торговли, особенно в последние годы. Согласно таможенным статистическим данным Китая, объем двусторонней внешней торговли в 1992 году составил 35 млн. 490 тыс. долларов США, с 2003 по 2006 гг. шло резкое повышение темпов объема внешней торговли, составив 300 млн. долларов США, 600 млн. долларов США, 900 млн. долларов США и 2 млрд. 200 млн. долларов США. Наибольшее увеличение произошло в 2007 году 3 млрд. 770 млн. долларов США. Объем внешней торговли в 2008 году составил 9 млрд. 330 млн. долларов США. Таким образом, Китай стал вторым внешнеторговым партнером Кыргызстана, среди государств СНГ Кыргызстан стал третьим партнером Китая по внешней торговле.

Файлы: 1 файл

Кыргызско.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

Кыргызско-китайское торгово-экономическое  
сотрудничество

Со дня установления дипломатических  отношений между Кыргызской Республикой  и Китайской Народной Республикой, наблюдался стабильный рост объема двусторонней торговли, особенно в последние годы. Согласно таможенным статистическим данным Китая, объем двусторонней внешней торговли в 1992 году составил 35 млн. 490 тыс. долларов США, с 2003 по 2006 гг. шло резкое повышение темпов объема внешней торговли, составив 300 млн. долларов США, 600 млн. долларов США, 900 млн. долларов США и 2 млрд. 200 млн. долларов США. Наибольшее увеличение произошло в 2007 году 3 млрд. 770 млн. долларов США. Объем внешней торговли в 2008 году составил 9 млрд. 330 млн. долларов США. Таким образом, Китай стал вторым внешнеторговым партнером Кыргызстана, среди государств СНГ Кыргызстан стал третьим партнером Китая по внешней торговле.

Инвестиционная  сфера

Инвестиционное  сотрудничество Кыргызстана и Китая  началось в 1990 г. По состоянию на конец 2008 года в Канцелярии торгового представителя  КНР в Кыргызской Республике было зарегистрировано 110 китайских компаний.

Инвестиционное  сотрудничество затрагивает сферы  торговли, коммуникационных услуг, подрядных  работ, разработки и добычи полезных ископаемых, семеноводства, переработки  сельхозпродукции, металлургии, строительных материалов, легкой промышленности, транспорта, строительства, туризма и др. отраслей экономики. Среди инвестиционных проектов есть небольшие проекты, при этом, объем китайских инвестиций в каждый проект составляет не менее одного миллиона долларов США.

За последние годы в  Кыргызстане идет рост количества китайских  инвестиционных компаний, обшая сумма китайских инвестиций превысила один миллиард долларов США, при этом также повышается эффект инвестиций.

В настоящее время основные инвестиции осуществляются следующими китайскими компаниями в такие проекты как: инвестиции компанией «China bridge and road» в реконструкцию автомобильных дорог, компанией «中能国际公司» (China recourses) в добычу нефти в Баткенской области, компанией из провинции Хэнань «河南灵宝黄金公司» в разработку месторождения золота Иштамберды, Шэнчжоуской компанией «神州矿业» в освоение добычи меди и золота «Куру-Тегере», Синьцзянским ОсОО «新疆塔城国际资源» месторождения олова и строительство цементного завода на юге Кыргызстана, кыргызско-китайское СП «Таатан» в оптовую продажу китайских товаров в городах Бишкек и Ош. 

6-9 апреля 2011 г. состоялся  рабочий визит 1-вице-премьер-министра  Кыргызской Республики О.Бабанова в КНР. В рамках визита состоялись его встречи с Заместителем председателя КНР Си Цзиньпином, переговоры с Вице-премьером Госсовета КНР Ван Цишанем, встречи с руководством ряда министерств и ведомств, крупных компаний и финансовых учреждений КНР.

Высоко оценив современный  уровень кыргызско-китайских отношений, стороны отметили необходимость дальнейшего укрепления отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества между двумя странами, развития контактов на различных уровнях.

В торгово-экономической  области достигнуты договоренности по расширению и упрочению взаимовыгодного  сотрудничества в сферах торговли, транспорта, коммуникаций, энергетики, сельского хозяйства, реализации совместных экономических проектов.

По программе визита делегация  Кыргызской Республики посетила Синьцзян-Уйгурский автономный район, где прошла встреча с Председателем Народного Правительства автономного района Нур Бакри. Стороны обсудили вопросы развития регионального сотрудничества.

Программа визита 1-вице-премьер-министра Кыргызской Республики также была насыщена посещением ряда крупных промышленных, сельскохозяйственных предприятий в Пекине и Урумчи.

Визит 1-вице-премьер-министра Кыргызской Республики имеет важное политическое значение в кыргызско-китайских отношениях, так как является первым визитом представителя нового Правительства Кыргызской Республики высокого уровня. 

 

1 сентября 2011 года, в рамках  участия в работе первой международной  выставки ЭКСПО "Китай-Евразия"  Президент Кыргызстана Роза Отунбаева провела встречу с первым вице-премьером Госсовета КНР, членом постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ли Кэцяном.                             

 Первый вице-премьер  отметил стабилизацию общественно-политической  обстановки и экономики Кыргызстана,  а также подтвердил заинтересованность  китайской стороны в дальнейшей  активизации взаимовыгодных связей.                                                 

Президент Р.Отунбаева в свою очередь отметила, что Китай для Кыргызстана все годы независимости был добрым соседом и надежным деловым партнером.                       

По окончании встречи  состоялась церемония подписания соглашения, согласно которому Китай предоставляет  Кыргызстану 100 млн. юаней на грантовой основе.                  

 В этот же день  Президент Кыргызстана Роза Отунбаева провела встречу с Секретарем партийного комитета Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Чжан Чуньсянем.             Роза Отунбаева выразила благодарность за теплый прием и добрые слова в адрес Кыргызстана. «Имея тысячекилометровую границу с Китаем, мы чувствуем дружеское плечо надежного партнера и сегодняшнее ЭКСПО — тому пример. Наши страны имеют тесные связи почти во всех сферах, и наше сотрудничество должно только расти и укрепляться», – сказала Р. Отунбаева.                       

 Р.Отунбаева в ходе встречи предложила обсудить и начать проработку совместных новых проектов в области взаимной торговли, а также отметила необходимость поднятия на новый уровень взаимодействия в сфере культурно-гуманитарного и образовательного сотрудничества.

В ходе встречи стороны  обсудили дальнейшее продвижение проектов по строительству железной дороги Китай-Узбекистан-Кыргызстан, линии электропередач и автомобильных  дорог. Была отмечена важность наращивания  потенциала инфраструктуры, обеспечивающей экономические отношения двух стран  для роста благосостояния народов  двух дружественных государств.

Чжань Чуньсянь выразил готовность поддержать предприятия из СУАР, желающие инвестировать в кыргызскую экономику, а Роза Отунбаева отметила, что со своей стороны готова оказать поддержку взаимовыгодным инвестиционным проектам.

Кроме основных тем встречи, также была достигнута договоренность о выделении руководством СУАР грантовых мест для студентов из Кыргызстана в учебных заведениях Китая за счет СУАР.  

 

14 сентября 2011 года в городе  Далянь Премьер-министр КР Алмазбек Атамбаев и премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао во время встречи в рамках Всемирного экономического форума «Летний Давос» договорились придать новый импульс в проекте строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Главы правительств Кыргызстана  и КНР договорились придать новый  импульс реализации совместных экономических проектов, среди них - планируемое строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Алмазбек Атамбаев и Вэнь Цзябао отметили, что строительство железной дороги, соединяющий Китай с центрально-азиатскими странами, «будет современным возрождением Великого Шелкового Пути».

Стороны обсудили наиболее актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества между двумя странами и подчеркнули необходимость  развивать отношения на взаимовыгодной основе.

По завершению встречи  стороны подписали соглашения о  сотрудничестве между министерствами образования Кыргызстана и Китая, о взаимном открытии генеральных  консульств, о защите интеллектуальной собственности.

С 5 по 7 июня 2012 г. в работе 9-е совещания министров культуры государств-членов ШОС принял участие  Министр культуры и туризма КР И.Жунусов.

В рамках проведения 9-го совещания  Министр культуры и туризма КР И.Жунусов принял участие во встрече  с постоянным членом Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунем.

6 июня т.г. между Министром  И.Жунусовым и Министром культуры  КНР Цай У состоялась встреча на двустороннем уровне.

Во время двусторонней встречи была подписана Программа  сотрудничества между Министерством  культуры и туризма КР и Министерством  культуры КНР на период 2012 – 2015 гг. –  на 7 стр.

На 2012 и 2013 гг. в Кыргызстане  запланирован ряд культурных мероприятий  по линии ШОС:

1. Первый Международный  Иссык-Кульский конкурс хореографических учебных заведений «Ак-Куу -  2012» (г.Чолпон-Ата), июнь 2012 г.

2. 4-й Международный фестиваль  «Арт-Ордо», август, 2012 г.

3. Международный этнографический  фестиваль «Оймо», август 2012 г.

4. Выставка произведений  женщин-художниц государств-участниц  ШОС, 2013 г. 

 

В ходе визита Президента КР А. Атамбаева в КНР в начале июня 2012 г. подписаны документы:

- Льготное Кредитное соглашение  по Проекту «Строительство линии  электропередачи 500 кв «Датка – Кемин» и подстанции 500 кв «Кемин» между Правительством Кыргызской Республики, представленным Министерством финансов в качестве Заемщика, и Экспортно-импортным банком Китая в качестве Кредитора на 389,795 долларов США;

- Соглашение между Правительством  Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о технико-экономическом сотрудничестве о выделении грантовой линии на 150 млн. юаней;

- Кредитное соглашение  между РСК КР и Банком развития  Китая на 8 млн. долларов США  и 10 млн. юаней;

- Кредитное соглашение  Айыл Банком КР и Банком развития Китая на 1,5 млн. долларов США и 12 млн. юаней.

В рамках Бизнес-форума ШОС на тему «Углубление регионального экономического сотрудничества и поиск новых возможностей для развития» в июне т.г. подписаны:

- Меморандум о сотрудничестве  между Министерством экономики  и антимонопольной политики КР  и АО ОсОО «Центрально-азиатская энергетическая компания» (намерение о вложении инвестиций в 250 млн. долларов США в строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Кара-Балта);

- Соглашение о строительстве  цементного завода в Аксыйском районе Джалал-Абадской области между ОсОО «Кыргыз Глав Цемент» и китайской корпорацией «Чжун Шен», проектной стоимостью 75 млн. долларов США. 

 

II. Торгово-экономическая сфера, основные  принципы

и направления экономического сотрудничества  

 

1. Осуществлять  торгово-экономическое сотрудничество  на основе долгосрочного партнерства,  принципов равноправия, взаимной  выгоды, путем прямого взаимодействия  между компаниями, предприятиями,  организациями и частными лицами  Сторон, а также между органами  и ведомствами Правительства  Сторон с учетом общепризнанных  норм международного права и  национального законодательства  государств Сторон.

2. Раскрыть и  использовать в полной мере  потенциал кыргызско-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Комиссия будет предпринимать действенные меры, чтобы уже согласованные объекты сотрудничества в приоритетных областях как можно скорее дали экономический эффект.

3. Создавать в  соответствии со своим национальным  законодательством на территории  государств каждой из Сторон  благоприятные условия сотрудничающим  хозяйствующим субъектам, органам  государственной власти и организациям  обоих государств, обеспечивать  неприкосновенность прав законной  собственности компаний, предприятий,  организаций и частных лиц,  осуществляющих предпринимательскую  деятельность. Каждая из сторон  будет воздерживаться от действий, способных нанести ущерб интересам  другой Стороны.

4. Содействовать  развитию сотрудничества по оптимизации  производственных технологий между  хозяйствующими субъектами обоих  государств в топливно-энергетическом комплексе, в области транспорта и инфраструктуры, горнодобывающей области, сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности и других отраслях, их специализации и кооперации.

5. Способствовать  формированию конкретных целевых  межгосударственных проектов и  программ экономического сотрудничества, а также интегрированных структур  для их реализации.

6. Осуществлять  меры по увеличению двустороннего  товарооборота, созданию равных  правовых и экономических условий  для хозяйствующих субъектов  с учетом национального законодательства  государств Сторон.

7. Координировать  совместные усилия по разработке  и осуществлению мер по борьбе  с трансграничной преступностью  в экономической сфере на территориях  обоих государств.

8. Обеспечивать  между соответствующими правительственными  органами регулярный обмен статистической  информацией о торговле между  обеими странами и нормативно-правовой  информацией в области регулирования  внешнеэкономической деятельности  в обоих государствах; способствовать  гармонизации нормативно-правовой  базы в области регулирования  хозяйственной деятельности в  рамках Всемирной Торговой Организации.

9. Сотрудничать  в рамках международных финансово-экономических  организаций и форумов.

Еще одним важным совместным проектом является железнодорожная магистраль Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. На какой  стадии находится данный проект? В  чем заключается его важность?

- Этому проекту уже  много лет. Говорить о нем  начали еще, если не ошибаюсь, 15-16 лет назад. Расскажу немного  о предыстории этого проекта.  В 90-х годах, когда мы начали  строительство железной дороги  в южной части Синьцзян-Уйгурского автономного района, до Кашгара, в Кыргызстане и Узбекистане начал подниматься вопрос о железнодорожной магистрали, которая через Торугарт или Иркештам соединила бы три страны. За эти годы была проведена определенная работа. В частности, за счет китайских грантовых средств было написано предварительное технико-экономическое обоснование проекта. В настоящее время ведется работа над созданием конкретного ТЭО. Этим анализом занимается компания China Road. Думаю, в начале следующего года она уже представит варианты – как будет строиться железная дорога, за счет каких средств, каким будет формат инвестирования. После этого заинтересованные стороны приступят к непосредственным консультациям и переговорам об инвестировании. Нужно отметить, что это очень солидный проект, стоимостью от 2 до 3 миллиардов долларов США, а, быть может, даже еще больше. Все зависит от конкретного формата финансирования.

Информация о работе Кыргызско-китайское торгово-экономическое сотрудничество