Кыргызско-китайское торгово-экономическое сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:00, доклад

Описание работы

Со дня установления дипломатических отношений между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой, наблюдался стабильный рост объема двусторонней торговли, особенно в последние годы. Согласно таможенным статистическим данным Китая, объем двусторонней внешней торговли в 1992 году составил 35 млн. 490 тыс. долларов США, с 2003 по 2006 гг. шло резкое повышение темпов объема внешней торговли, составив 300 млн. долларов США, 600 млн. долларов США, 900 млн. долларов США и 2 млрд. 200 млн. долларов США. Наибольшее увеличение произошло в 2007 году 3 млрд. 770 млн. долларов США. Объем внешней торговли в 2008 году составил 9 млрд. 330 млн. долларов США. Таким образом, Китай стал вторым внешнеторговым партнером Кыргызстана, среди государств СНГ Кыргызстан стал третьим партнером Китая по внешней торговле.

Файлы: 1 файл

Кыргызско.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

Вариантов инвестирования проекта  железнодорожной магистрали было много, в том числе с использованием правительственных льготных кредитов со стороны Китая. Однако у Кыргызстана  уже нет квоты на получение  такого большого кредита. Со стороны  вашей страны было озвучено предложение  «инвестиции в обмен на ресурсы». Впервые эта идея была поднята  именно кыргызской стороной. Впоследствии от этой идеи решено было отказаться, потому что общество не готово к этому. Этот вариант также отпадает. Сейчас остаются два варианта: либо совместное предприятие, либо концессия. Эти предложения находятся на изучении у потенциальных китайских инвесторов. Дело в том, что, раз выделение правительственного кредита невозможно, остается получить коммерческий кредит. Но ставки по нему выше, так что стоимость проекта сильно возрастает. Главное сейчас – найти конкретных инвесторов и выяснить, кто будет финансировать проект – создавать ли консорциум, или же привлекать средства от международных финансовых институтов.

Политическое решение  уже есть. Китай, Кыргызстан, Узбекистан и другие страны региона очень  заинтересованы в реализации данного  проекта. Учитывая нынешние объемы торгово-экономического сотрудничества восточноазиатских  стран с Европой, Ближним Востоком, эта железная дорога будет востребована. Особенно сильно заинтересован в  этом Китай. У нас очень интенсивные  экономические отношения с западными  странами, но сегодня у нас по суше всего два коридора. Первый – транссибирский, через Россию. Второй пролегает через Казахстан  и затем также через Россию. Но эти два коридора очень перегружены  и не успевают перевозить товары с  востока на запад и с запада на восток. Поэтому нам нужен третий коридор. Наши предки давным-давно уже  пользовались им. Они открыли Великий  шелковый путь именно через Центральную  Азию и Кыргызстан. Я думаю, если железнодорожная магистраль будет  построена, это будет, в полном смысле слова, восстановлением Великого шелкового  пути на современном уровне. Для  Кыргызстана проект тоже принесет несомненную  пользу. Ведь, как говорят у нас, «Поезд едет – деньги приходят». Сейчас Кыргызстан в транспортном отношении  находится в тупике. Если же мы построим железную дорогу, республика станет транзитной страной. От этого выиграет как правительство  Кыргызстана, которое получит новые  доходы в казну, так и местное  население. Появятся возможности трудоустройства.

Экономические связи Китайской  Народной Республики (КНР) с Кыргызской Республикой (КР) стали развиваться сразу же после распада СССР и установления 5 января 1992 года между двумя странами дипломатических отношений. При этом китайское экономическое проникновение в Кыргызстан с самого начала было сосредоточено преимущественно на торговой сфере. Вплоть до 2004 года включительно объемы поставок из КНР в КР находились лишь в пределах 26-100 млн. долларов в год (а сам товарооборот – 30-125 млн. долларов), но в дальнейшем масштабы китайского торгового присутствия стали расти более стремительно. Так в период 2004-2008 годов двусторонний товарооборот увеличился примерно в 12 раз. По результатам 2007 года товарооборот между Китаем и Кыргызстаном увеличился на 30% по сравнению с предыдущим годом и составил около 984 млн. долларов (порядка 27,7% кыргызского товарооборота). Объемы поставок из КР в КНР достигли 182 млн. долларов (около 17,5% экспорта Кыргызстана), а объемы поставок из Китая – 802 млн. долларов (около 29,3% импорта Кыргызстана). В 2007 году поставки из Кыргызстана в Китай включали в основном отходы черных и цветных металлов (порядка 61%) и текстильное сырье (преимущественно кожевенное и шерсть – около 30%). В свою очередь, ассортимент поставок из КНР включал продовольствие и прочие товары широкого потребления (примерно 72%), химическую продукцию (около 10%), машины и оборудование (около 4%). 
В свою очередь, по итогам 2008 года товарооборот между Китаем и Кыргызстаном увеличился на 47,6% по сравнению с предыдущим годом и составил около 14 млрд. долларов (порядка 27% кыргызского и 0,05% китайского товарооборота). Объемы кыргызских поставок достигли 267 млн. долларов (около 14,9% экспорта Кыргызстана, 0,02% импорта Китая), а объемы поставок из Китая составили чуть менее 1,2 млрд. долларов (около 33% импорта Кыргызстана, 0,08% китайского экспорта). В 2008 году структура кыргызско-китайской торговли существенно не изменилась по сравнению с предыдущим годом. 
Расхождения в статистике и т.н. челночная торговля. Официальная статистика Кыргызстана, как правило, практически не учитывает объемы т.н. челночной торговли с Китаем. В частности, по китайским оценкам, за период 2003-2008 годов показатели реальных объемов двустороннего товарооборота в среднем на 184% были выше показателей, приведенных в кыргызских источниках. Причем в отдельные годы данные китайской и кыргызской статистики отличались даже в несколько раз. В частности, за 2008 год статистические данные отличаются примерно в 4 раза. По всей видимости, значительная часть товаров, поступающих из КНР в КР и предназначенных для транзита и последующей продажи в третьи страны, засчитывается статистическими органами Китая в китайско-кыргызский товарооборот. Скорее всего, этим и объясняется столь аномально высокое расхождение в данных кыргызской и китайской статистики. На эту мысль наводит такой на первый взгляд парадоксальный факт, что в 2008 году объем внешнеторгового оборота Кыргызстана примерно на 1,6 млрд. долларов (т.е. на 40%) превысил Валовой внутренний продукт данной страны, о чем заявил в конце декабря 2008 года министр экономического развития и торговли Кыргызстана А.Жапаров. 
И хотя объемы поставок товаров из КНР в КР сами по себе невелики, однако Китай рассматривает республику не столько как рынок сбыта своей продукции, сколько в качестве стратегического плацдарма для торговой экспансии в Центральную Азию и на постсоветское пространство в целом. Кыргызстан, в свою очередь, не только насыщает свой рынок дешевой китайской продукцией, но и имеет дополнительную прибыль за счет ее реэкспорта в остальные страны Центральной Азии (главным образом, в Узбекистан) и даже ряд областей России. Данную прибыль оценить сложно, однако, по мнению некоторых экспертов, реэкспорт приносит Кыргызстану не менее 250 млн. долларов в год, что примерно сопоставимо с размером госбюджета республики. Значение Кыргызстана как гигантской перевалочной базы для китайских товаров широкого потребления особо возросло в первом десятилетии XXI века, когда обе страны стали членами ВТО (Кыргызстан – с 1998 года и Китай – с 2001 года). После этого китайская продукция стала поступать на территорию КР в прогрессирующих масштабах и практически беспрепятственно. К середине первого десятилетия XXI века в Кыргызстане прочно закрепились многочисленные торговые компании из КНР, которые, наладив тесные связи с местным «челночным бизнесом», поставляют дешевые товары широкого потребления в остальные страны Центральной Азии, а также в Россию и ряд других постсоветских государств. В то же время, собственно проектно-инвестиционная активность Китая и китайских компаний в Кыргызстане в целом пока не велика. По имеющимся данным, по состоянию на конец 2008 года, объемы китайских кредитов и инвестиций в Кыргызстане составляли от 167,5 до 177,5 млн. долларов. Помимо этого, известно, что Китай приобрел в Кыргызстане активов на общую сумму как минимум в 11 млн. долларов. Из 208 китайско-кыргызских совместных предприятий, зарегистрированных в Кыргызстане по состоянию на начало 2008 года, большая часть приходится на сферу торговли. И хотя в последние годы отмечается определенный рост интереса КНР к гидроэнергетике и добыче минеральных ресурсов в КР, присутствие в этих секторах китайского бизнеса пока все еще незначительно. 
Проекты в электроэнергетической отрасли 
 Кыргызстан обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом, который составляет порядка 142,5 млрд. кВт/ч в год, хотя реальное производство электроэнергии – всего лишь около 10 млрд. кВт/ч в год. Причем даже в советское время данный потенциал использовался менее чем на 10%. Учитывая это, объективно, что по мере роста промышленного производства в приграничном с Кыргызстаном СУАР, Китай проявлял определенную заинтересованность к вопросам строительства гидроэлектростанций (ГЭС) и поставок электроэнергии из КР. Тем не менее, проектная активность Китая в гидроэнергетической отрасли Кыргызстана пока не выходит за рамки обсуждений «планов на будущее», а среди наиболее перспективных проектов выделяется лишь проект по строительству ГЭС на реке Нарын. Однако события весны 2005 года в Кыргызстане, которые привели к смене власти в стране, нарушили эти планы и договоренности были аннулированы. Спустя некоторое время после прихода к власти в КР К.Бакиева стороны все же вернулись к обсуждению вопросов сотрудничества в гидроэнергетической отрасли, хотя в практическую плоскость эти намерения пока так и не перешли. При этом Китай демонстрирует и неготовность к участию в более крупных гидроэнергетических проектах на территории Кыргызстана, в частности по строительству Камбаратинских ГЭС. Во-первых, реализация данных проектов длительное время находится в плоскости обсуждения преимущественно между Бишкеком и Москвой. Во-вторых, у Пекина присутствует четкое понимание целого ряда негативных последствий в результате непродуманного строительства этих ГЭС, что обуславливается наличием сложных противоречий (в первую очередь в отношении использования водостока трансграничных рек) между Кыргызстаном с одной стороны, Узбекистаном и Казахстаном – с другой. В-третьих, проекты являются крайне затратными и малоприбыльными в краткосрочной перспективе. В-четвертых, вне зависимости от того, будет ли участвовать в строительстве этих ГЭС китайский капитал, именно СУАР КНР будет оставаться наиболее близким рынком для сбыта электроэнергии из КР. И поэтому, в-пятых, на данном этапе Китаю объективно выгоднее пока занимать в целом выжидательную позицию. 
 Проекты в горнодобывающей отрасли 
 В последние год-два Китай стал проявлять растущий интерес и к минерально-сырьевым ресурсам Кыргызстана, в первую очередь к месторождениям цветных металлов. 
Освоение полиметаллического месторождения «Куру-Тегерек» (южная часть Кыргызстана). 
Планы по освоению золотоносного месторождения «Иштамберды» (южная часть Кыргызстана).  
 Проекты в угольной отрасли 
 Присутствие Китая в угольной отрасли Кыргызстана обозначилось еще в 2006 году. Однако, учитывая незначительные объемы разведанных запасов угля в КР, масштабы китайского интереса к данной отрасли не велики. Пока в угольной отрасли Кыргызстана реально осуществляется единичный проект с участием китайского капитала – добыча угля на территории Ошской области. 
 Проекты в нефтегазовой отрасли 
В Кыргызстане пока не обнаружено промышленных запасов нефти и газа. Разведанные запасы нефти в КР составляют всего лишь около 6,3 млн. тонн, а газа – порядка 6 млрд. кубических метров.  При этом, в Кыргызстане добывается примерно 70-90 тыс. тонн нефти в год,  а объемы добычи газа крайне незначительны и, по некоторым оценкам, не превышают 25 млн. кубических метров в год. Учитывая все это, интерес КНР к нефтегазовой отрасли КР незначителен по сравнению с интересом к нефтегазовым отраслям тех стран Центральной Азии, которые обладают промышленными запасами углеводородов: Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. В то же время, в условиях имевших место до осени 2008 года высоких цен на энергоресурсы, китайский бизнес предпринимал попытки закрепиться и в этой отрасли кыргызской экономики. Учитывая же характер развития мирового финансово-экономического кризиса, можно с высокой долей вероятности предположить, что, по крайней мере, в краткосрочной перспективе интерес КНР к нефтегазовой отрасли КР будет оставаться достаточно низким. На сегодняшний день известно лишь о планах по добычи нефти и газа в Баткенской области. 
 Проекты в транспортной отрасли 
 С учетом важности для КНР транзитных возможностей КР, Китай всегда проявлял интерес к развитию транспортной инфраструктуры республики. Главным образом это предопределялось необходимостью обеспечения растущих объемов торговых потоков из СУАР КНР в кыргызском направлении. После распада СССР наиболее интенсивно стало развиваться автомобильное сообщение. Это выразилось в открытии многочисленных автомобильных маршрутов через китайско-кыргызскую границу. В результате между Кыргызстаном и Китаем стало функционировать более 20 автомобильных маршрутов, а автомобильное сообщение осуществляется по двум направлениям: Кашгар (СУАР КНР) – Бишкек (северная часть Кыргызстана) и Кашгар – Ош (южная часть Кыргызстана). Кроме того, под китайское финансирование реализуется и ряд проектов по поставкам в КР транспортной техники. Наиболее крупным транспортным проектом, который до сих пор еще находится на стадии планирования и пока не начал реализовываться, является строительство стратегической железнодорожной магистрали «Китай (СУАР)-Кыргызстан-Узбекистан». 
 Проекты в отрасли строительных материалов 
 Устойчивый спрос на стройматериалы, вызванный имевшим место до мирового финансово-экономического кризиса интенсивными строительными работами как в Кыргызстане, так и в соседних с республикой государствах, в первую очередь в Казахстане, обусловил определенный интерес китайских инвесторов к отрасли производства строительных материалов: Строительство Кызыл-Кийского цементного завода (Ошская область, южная часть Кыргызстана); Планы по строительству цементного и кирпичного заводов в Таласской области (западная часть Кыргызстана). 
 Проекты в отрасли легкой промышленности 
 В отрасли легкой промышленности Кыргызстана активность китайских компаний невелика и на начало 2009 года ограничивалась лишь одним проектом, который, однако, когда-то имел немаловажное значение для КР. 
 Строительство целлюлозно-бумажной фабрики в г.Токмаке (северная часть Кыргызстана). Проект был осуществлен в период 2000-2002 годов китайской компанией Complant за счет займа правительства Китая в размере 7,4 млн. долларов и кредита ЭКСИМ-банка КНР в размере 14,7 млн. долларов. Пуск фабрики состоялся в 2002 году, однако спустя 3 года данное предприятие обанкротилось.  
Проекты в машиностроительной отрасли 
 Производственные проекты собственно в машиностроительной отрасли, ввиду отсутствия в Кыргызстане достаточных мощностей данного профиля, пока носят единичный характер. В этой связи наиболее перспективными все же являются «проекты» по поставкам техники из КНР в КР. 
 Техническая помощь 
 Правительство КНР достаточно часто предоставляет гранты на решение различного рода важных для КР задач. Гранты на развитие инфраструктуры КР. Правительство КНР предоставило КР ряд грантов на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, строительство школ и больниц. Общая сумма данных грантов оценивается в 9,1 млн. долларов.  
Грант на финансирование саммита ШОС. В 2007 году правительство КНР предоставило Кыргызстану грант в 7,4 млн. долларов на организацию в этом же году саммита ШОС в г.Бишкеке.  
* * * 
В целом, за рамками торговой сферы экономическое присутствие Китая в Кыргызстане пока все еще незначительно. Хотя КР уже играет важную для КНР роль транзитера китайской продукции, в то же время малые масштабы именно проектно-инвестиционной активности Китая в Кыргызстане свидетельствуют о том, что данная центральноазиатская страна все еще не представляет для Пекина особого экономического интереса. С одной стороны, это определяется самим размером кыргызской экономики, фактическим отсутствием промышленности и запасов стратегически важных для КНР углеводородных ресурсов, а также чрезвычайно сложной социально-экономической и внутриполитической ситуацией в КР. С другой стороны, теоретически, рост интереса Китая к Кыргызстану мог бы быть связан с масштабными проектами в гидроэнергетической и горнодобывающей отраслях, а также транспортно-коммуникационной сфере. Однако на практике существует ряд обстоятельств, значительно снижающих вероятность реализации крупных проектов в Кыргызстане по обозначенным выше направлениям. Во-первых, тот же гидроэнергетический потенциал Кыргызстана, несмотря на всю свою привлекательность для Китая (а точнее для приграничного СУАР КНР), вряд ли будет задействован в ближайшее время. Сегодня вокруг планов Кыргызстана по возведению новых гидроэнергетических мощностей складывается весьма непростая ситуация, грозящая осложнением отношений Кыргызстана, прежде всего, с Узбекистаном, а также, возможно, и с Казахстаном. Ташкент и Астана считают, что намечаемое Бишкеком строительство Камбаратинской ГЭС как минимум нарушит водный баланс региона, нанесет большой ущерб экологии и их аграрному сектору. Особенно жесткую позицию в данном плане занимает Узбекистан, являющийся крупнейшим потребителем водных ресурсов Сырдарьи, формирование которых происходит на территории Кыргызстана. В итоге, водно-энергетический вопрос, как представляется, вряд ли будет решен в кратко- и среднесрочной перспективе. Учитывая это, Китай, скорее всего, не станет форсировать свое участие в крупных гидроэнергетических проектах в Кыргызстане. Во-вторых, горнодобывающая отрасль Кыргызстана теоретически также могла бы представлять значительный экономический интерес для Китая. Однако на практике Бишкек пока проявляет осторожность в отношении масштабного допуска китайских компаний к своим минеральным ресурсам. По всей вероятности, Кыргызстан справедливо опасается окончательного поглощения Китаем своей, по сути, крошечной национальной экономики и, скорее всего, именно по этой причине не проявляет особого энтузиазма к предложениям в обмен на китайские инвестиции и кредиты предоставить КНР беспрепятственный доступ к стратегическим месторождениям драгоценных и цветных металлов в КР. В-третьих, безусловно, что Кыргызстан потенциально может занять достаточно важное место в продвигаемой Китаем схеме сухопутных евразийских коммуникаций, в частности в рамках того же транспортного моста «Китай – Центральная Азия – Европа / Средний и Ближний Восток». Однако перспективы подобного международного сотрудничества представляются все еще неясными. Это связано с сохраняющейся ярко выраженной фрагментацией экономического, транспортного и таможенного пространства Центральной Азии, что определяет высокие издержки перевозок при пересечении центральноазиатского региона. В частности, это делает экономически невыгодным (по крайней мере, сегодня) строительство все той же стратегически важной железнодорожной магистрали из Китая в Кыргызстан. Тем более что, по оценкам китайских специалистов, данная магистраль будет стоить очень дорого (около 2 млрд. долларов), учитывая то, что ее придется прокладывать по высокогорной местности с наивысшей точкой около 3500 метров над уровнем моря. 
В результате, в условиях мирового финансово-экономического кризиса реализация крупных экономических проектов КНР в КР представляется маловероятной. Тем более, что и самому Китаю в ближайшие годы будет необходимо сконцентрироваться на вопросах нейтрализации последствий кризиса внутри страны. В этой связи, можно предположить, что в краткосрочной перспективе масштабы экономического присутствия Китая в Кыргызстане останутся примерно на нынешнем уровне и, скорее всего, не будут существенно выходить за рамки торговой сферы и предоставления кредитов на те или иные небольшие, хотя, возможно, и социально-значимые проекты. При этом, есть все основания полагать, что по мере преодоления мирового финансово-экономического кризиса, а также в случае интенсификации экономического сотрудничества в самой Центральной Азии и урегулирования жизненно важного для региона водно-энергетического вопроса, процесс экономического проникновения Китая в Кыргызстан только интенсифицируется. 
 Эта статья подготовлена в рамках проведенного в период 2007-2009 годов исследования по тематике «Экономическое присутствие Китая в Центральной Азии». В каждой из пяти страновых статей дается лишь краткий обзор современного состояния торговой и проектно-инвестиционной активности Китая и китайских компаний. Авторы выражают заинтересованность в публикации результатов всего исследования в рамках отдельной книги. E-mail: Postsoviet-analytics@yandex.ru

  • Источник: easttime.ru
  • Что касается экономики и торговли, то, несмотря на подготовленную правовую базу, в указанный период, участия китайского капитала в крупных проектах отмечено не было. Особое развитие получили экономические и торговые связи на низовом уровне, охватывая мелкий и средний бизнес Кыргызстана.  
     
    Общеизвестно, что после событий 11 сентября 2001 года в США и начала антитеррористической операции в Афганистане, ситуация в Центральной Азии стала стремительно меняться. Для Кыргызстана это выразилось в пристальном внимании к нему всего мирового сообщества и Китай не является исключением. Именно эти события, по нашему мнению, вынудили КНР пойти на активизацию своего внешнеполитического курса в отношении Кыргызстана и повышение его статуса в структуре ее региональной политики.  
     
    Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, заключенный 24 июня 2002 года является свидетельством возросшего значения Кыргызстана для КНР. Рядом специалистов отмечалось, что своего рода «толчком» к подписанию договора более высокого уровня, чем все предшествовавшие соглашения, послужила ратификация парламентами двух стран договора по государственной границе. Нисколько не умаляя значения этого важного события в отношениях двух стран, все же отметим, что развернутое присутствие ВС антитеррористической коалиции во главе с США, стало дополнительным стимулом к активизации китайской политики на кыргызском направлении.
  • Проблемы, связанные с военным присутствием иностранных ВС на территории Кыргызстана, а также возможное влияние на двусторонние отношения с Китаем мы будем рассматривать позднее.  
     
    О возросшем внимании к Кыргызстану со стороны КНР может также указывать тот факт, что впервые в своей истории Китай провел антитеррористические учения именно с Кыргызстаном в октябре 2003 года в районе границы, с переходом воинских частей через границу . В дальнейшем эта модель сотрудничества с другими странами стала применяться в рамках ШОС.  
     
    Принятие и подписание целого ряда документов, призванных активизировать взаимоотношения между странами в различных областях, такие как Программа сотрудничества, между КНР и КР на 2004-2014 годы от 21 сентября 2004 года, а также Совместная декларация КР и КНР о дальнейшем углублении отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества, от 14 августа 2007 года, в целом дает основания говорить о прочном фундаменте политического взаимодействия между Кыргызстаном и Китаем на современном этапе.  
     
    Региональный уровень взаимодействия между Кыргызстаном и Китаем определяется тесными связями в рамках ШОС и с каждым годом становится очевидным, что именно многосторонний формат отношений на центральноазиатском пространстве может гарантировать Кыргызстану соблюдение и учет его национальных интересов. В период с 2004 по 2007 годы активность Кыргызстана в рамках этой организации заметно возросла.  
     
    По мнению бывшего посла Кыргызстана в Китае Э. Абдылдаева, – «руководство страны не может признать, что Китай начинает доминировать. Бишкек всегда утверждает, что его главным торговым партнером является Россия, однако ни российские, ни турецкие, ни западные компании по многим коммерческим причинам не могут конкурировать с китайскими» (курсив наш – А. Н.) . Авторитетное мнение специалиста показательно в той мере, что различные размышления экспертов в СМИ о грядущем доминировании КНР в экономической сфере Кыргызстана, во многом можно считать запоздавшей реакцией на уже свершившийся факт. Стратегия Китая, во главу которой поставлена экономика, а не политика, приносит реальные плоды. Как и Кыргызстан, так и Центральная Азия, постепенно входят в сферу экономического влияния Китая.
  • Г-н Х.Хуагуан информировал о заинтересованности КНР в развитии соседних государств в том числе Кыргызстан.  
  • Советник министра А.Курманова отметила, что КНР является основным торговым партнером КР. По итогам 2012 года товарооборот составил 1271,7 млн. долл. США, сальдо торгового баланса в пользу Китая, поступило инвестиций в размере 115, 2 млн. долл. США. 
  • Также проинформировала китайскую сторону о принимаемых мерах и задачах по созданию благоприятного инвестиционного климата.  
  • Китайская сторона  сообщила о намерении Правительства КНР в течение 5 лет инвестировать 500 млрд. долл. США в иностранные государства и выразила надежду на успешность принимаемых Правительством КР мер по улучшению инвестиционного климата. 

Конкретные договоренности, достигнутые в рамках двусторонних встреч и переговоров:

  1. Достигнуто общее понимание по широкому кругу вопросов состояния и перспектив развития кыргызско-китайских отношений.
  2. Относительно строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» подчеркнуто, что проект представляет стратегический интерес сторонам и выражена готовность к принципиальному решению имеющихся вопросов.

При этом, 7 июня т.г. в рамках выступления в расширенном заседании Совета глав государств-членов ШОС Президент Узбекистана И.Каримов официально заявил, что узбекская сторона поддерживает строительство данной железной дороги в связи с необходимостью диверсификации транспортных путей региона.

  1. Отмечено об актуальности и необходимости активизации приграничного сотрудничества между регионами КР и КНР.
  2. Китайской стороной выражена готовность увеличить военно-техническую помощь в интересах эффективного совместного противодействия новым вызовам и угрозам.
  3. Выражена благодарность за поддержку этнических кыргызов в КНР. При этом, в качестве нового элемента двустороннего взаимодействия, кыргызской стороной предложено реализовать проекты поддержки этнических кыргызов на Памире Афганистана, которые проживают на пути к афганско-китайской границе и обеспечивают единственную защиту от просачивания негативных элементов из Афганистана на территорию КНР.
  4. Достигнута принципиальная договоренность об организации очередного заседания кыргызско-китайской межправительственной комиссии во втором полугодии 2012 года.
  5. Китайская «Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания» выразила готовность к строительству и запуску нефтеперерабатывающего завода на территории Кыргызстана со стартовым объемом производства светлого топлива в 800 тыс. тонн в год (в перспективе – до 3 млн. тонн).  Кроме того, планируется строительство нефтепровода «Казахстан (Шымкент) - Кыргызстан (Кара-Балта) – Китай».

Ожидается, что прямые инвестиции составят 250 млн. долларов США на строительство  завода.

Представители компании также  заявили о намерении построить  школу в г.Кара-Балта в качестве социального проекта помощи.

Подписан соответствующий  меморандум о сотрудничестве между  Министерством экономики и антимонопольной  политики КР и Китайской «Центрально-Азиатской  топливно-энергетической компанией».

  1. В ходе встречи Первого вице-премьер-министра А.Карашева с руководством кыргызско-китайской компании «Кыргыз Глав Цемент» было заявлено о начале строительстве цементного завода на территории Кыргызстана. Объем прямых инвестиций составит около 75 млн. долларов США.

Подписан соответствующий  Меморандум о сотрудничестве.

  1. В ходе встречи Первого вице-премьер-министра А.Карашева с руководством  Китайской государственной инженерной лаборатории цифрового телевидения, китайской компанией предложено принять участие в реализации проекта по внедрению в  Кыргызстане цифрового телевидения в соответствии с законодательством КР.
  2. Выражена заинтересованность сторон в реализации проекта строительства газопровода из Туркменистана до КНР через территорию ряда государств региона, включая Кыргызстан.
  3. Китайская сторона выразила принципиальную готовность всестороннее поддерживать Кыргызстан в год председательства страны в ШОС. Кроме того, готовность о всесторонней поддержки также была заявлена Президентом РФ В.Путиным в рамках его выступления на заседании в расширенном составе глав государств-членов ШОС. 
  4. Китайской стороне предложено организовать официальный визит Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Кыргызстан осенью т.г.

Премьер Госсовета КНР  выразил готовность приехать в Кыргызстан осенью т.г. для участия в заседании  Совет глав правительств государств-членов ШОС.

6-7 июня т.г. Президент  КР А.Атамбаев принял участие в очередном заседании Совета глав государств-членов ШОС в г.Пекин.

В рамках Саммита подписаны 10 решений по состоянию и перспективам взаимодействия стран-членов Организации, включая обновленную редакцию Положения  политико-дипломатических мер и  механизмов реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе и Программу сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы.

Председательство ШОС  на 2012-2013 гг. перешло Кыргызстану, в  рамках которого в Бишкеке будут  организованы заседания глав правительств (осень 2012 года) и заседание глав государств-членов ШОС (2013 год). 

Кроме того, по просьбе иранской стороны в своей резиденции Президент  Кыргызской Республики А.Атамбаева принял Президента Ирана М.Ахмадинежада с целью обсуждения актуальных вопросов двустороннего сотрудничества.

  • Кыргызстан — страна региона, проникновение КНР в экономику которой является наибольшим. Однако это связано не с объемами поставок товаров из КНР в Кыргызскую Республику, которые сами по себе невелики по причине слабости кыргызской экономики, а с тем, что Китай рассматривает республику в качестве стратегического плацдарма для торговой экспансии в Центральную Азию и на постсоветское пространство в целом [13]. Кыргызстан, в свою очередь, не только насыщает свой рынок дешевой китайской продукцией, но и имеет дополнительную прибыль за счет ее реэкспорта в остальные государства Центральной Азии (главным образом, в Узбекистан) и даже ряд областей России. Данную прибыль оценить сложно, однако, по мнению некоторых экспертов, реэкспорт приносит Кыргызстану не менее 250 млн дол. США в год. Значение Кыргызстана как перевалочной базы для китайских товаров широкого потребления особенно возросло в первом десятилетии XXI в., когда обе страны стали членами ВТО (Кыргызстан — с 1998 г., Китай — с 2001 г.). После этого китайская продукция стала поступать на территорию Кыргызстана в прогрессирующих масштабах и практически беспрепятственно [12].

Информация о работе Кыргызско-китайское торгово-экономическое сотрудничество