Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:50, реферат
Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.
Легальность и легитимность власти.
Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.
Другими словами, легитимность власти – это
а) признание власти населением;
б) принятие власти как правомерной и справедливой;
в) наличие у власти авторитета в глазах населения.
Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.
Легальность власти означает, что
а) власть имеет законное происхождение;
б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);
в) власть сама подчиняется закону.
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных
характеристик власти выражается также
в том, что легальная власть может
на определенном этапе стать нелегитимной
в глазах населения. В этой связи
в западной политологии разработан
такой показатель, как порог легитимности
власти. Он определяется по результатам
социологических опросов и
Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.
Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.
Политическая система: понятие, структура, функции
Теория политической системы сформировалась в политологии в 50– 60-е гг. XX в. и стала одним из проявлений господствовавшего в то время в науке структурного функционализма и бихевиорализма.
Политическая система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе.
Структуру политической системы составляют: политические отношения; политическая организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы); средства массовой информации: политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
Являясь самостоятельным организмом, политичес-кая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:
1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);
2) экстрак-ционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;
3) дистрибутивная - способность распре-делять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;
4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям Шварценберг Р.-Ж.
. Политический режим
Политический режим –
это способ властвования, который
характеризует взаимоотношения
правящей элиты и населения и
представляет собой совокупность методов
практического осуществления
Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.
На протяжении многовековой
истории существования
1. Деспотический режим (от греч. – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.
Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – религия, она является обязательной и для государя.
Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.
Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.
Деспотия – это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.
2. Тиранический режим (от греч. – мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.
Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.
Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (древний мир, раннее средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.
3. Тоталитарный режим (от позднелат. – полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппарата.
Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора – физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.
§ 7 Политический режим 27
Одна из основных характеристик тоталитаризма – милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.
Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом – в СССР и странах Восточной Европы.
4. Фашистский (расистский) режим (от лат. – пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка , фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование Других наций допускается, но на подсобных ролях.
Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.
Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском – в большей мере против некоренных наций или наций других государств.
В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.
5. Авторитарный режим (от лат. – властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно.
При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.