Легальность и легитимность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 24.98 Кб (Скачать файл)

 

В авторитарном государстве  управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра.

 

Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности  тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой  дозе применять принуждение. Вот  почему авторитарное государство опирается  на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд  в таком государстве – вспомогательный  инструмент. Широко используются также  внесудебные методы расправы (психиатрические  больницы, выдворение за границу).

 

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и  несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны.

 

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются  на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с  властью. Провозглашается полный приоритет  интересов государства над личностными.

 

На фоне абсолютного  контроля авторитарного государства  в политической сфере наблюдается  относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким  образом, авторитарное госу-

 

§ 7. Политический режим    29

дарство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что  зачастую авторитарное государство  демонстрирует лучшую, по сравнению  с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало  неоднозначность в оценке таких  государств. Более того, многие считают  такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

В настоящее время авторитарный режим отнюдь не является редкостью (Китай, Аргентина). К примеру, он существовал в СССР на момент провозглашения перехода страны к рыночным отношениям.

6. Либеральный режим  (от лат. – свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан.

Рыночные отношения, характерные  для развитого буржуазного государства, могут существовать только между  равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как  раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства  государства в социальную сферу  пока нет и быть не может. Провозглашается  свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство  и даже как попустительство (отношение  к сексуальным меньшинствам, к  роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма  составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую  деятельность людей, а только устанавливает  общие рамки свободной конкуренции  товаропроизводителей. Оно же выступает  и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает  существование оппозиции. Более  того, при устойчивом либерализме  принимаются меры к ее культивированию  и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность – необходимый  атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются  путем выборов, исход которых  зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех  или иных партий или отдельных  кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления  властью. Государственные решения  принимаются в основном путем  большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная  власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может  решить местная власть.

 

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США  и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального  развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

 

7. Демократический режим  (от греч. – народовластие) – это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

 

В демократическом государстве  источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве  здесь также избираются, но критерием  избрания являются не политические, а  их профессиональные качества. Широкое  развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению  государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система  органов прямого участия граждан  в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.). При  принятии решений учитываются и  интересы меньшинства.

 

Нормативное регулирование  приобретает качественно новый  характер: право как главный социальный регулятор либерального общества уступает место морали. Гуманизм и нравственность – отличительные признаки демократического государства.

 

Демократия – это  явление высокоорганизованного  гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствую-


Информация о работе Легальность и легитимность власти