Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 14:28, реферат
Легитимация политической власти обладает сложной структурой,
основными элементами которой являются ресурсы или источники, уровни и
факторы, в своей совокупности определяющие специфику протекания
легитимационных процессов в различных государствах, в том числе и в
современной России. На специфику легитимации власти также оказывают
влияние процессы глобализации и универсализации форм и видов
функционирования власти. Для России это влияние выражается в
продолжающейся трансформации политического режима России и
формировании либерально-демократической модели политической системы.
В диссертации выделяется две основные группы ресурсов политической
власти, выступающие в качестве возможности ее легитимации. К первой
группе относятся физические, интеллектуальные, психологические и
нравственные возможности и ресурсы человека или групп людей. Вторая
группа включает себя финансовые, организационные и информационные
ресурсы
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Легитимация политической
власти обладает сложной
основными элементами которой являются
ресурсы или источники, уровни и
факторы, в своей совокупности определяющие
специфику протекания
легитимационных процессов в различных
государствах, в том числе и в
современной России. На специфику легитимации
власти также оказывают
влияние процессы глобализации и универсализации
форм и видов
функционирования власти. Для России это
влияние выражается в
продолжающейся трансформации политического
режима России и
формировании либерально-демократической
модели политической системы.
В диссертации выделяется две основные
группы ресурсов политической
власти, выступающие в качестве возможности
ее легитимации. К первой
группе относятся физические, интеллектуальные,
психологические и
нравственные возможности и ресурсы человека
или групп людей. Вторая
группа включает себя финансовые, организационные
и информационные
ресурсы. - .
2. Особое значение для
понимания процессов
государственного курса, удовлетворяющего потребности и интересы населения; д) фактор персональной поддержки, влияющий на легитимацию политической системы посредством популяризации личности политического лидера; е) фактор электоральной поддержки населением власти, способствующий как аккумуляции поддержки населения проводимому политическому курсу, так и ограничению властных полномочий.
3. Определенная конфигурация
использования в деятельности
политической власти факторов легитимации
власти способствует
формированию ее некоторой модели, которую
сознательно или
бессознательно власть активно применяет
в процессе укрепления
собственного властного положения. В диссертации
выделяются четыре
модели легитимации власти: естественная,
идеологическая, технократическая
и конфронтационная. В определенных условиях
может доминировать или же
реализовываться ограниченно естественная
модель легитимации, в рамках
которой отношения общества и власти носят
взаимосогласованный и
гармоничный характер. Однако в большинстве
своем укрепление власти
осуществляется посредством либо идеологической
модели, в которой
приоритет отдается идейно-ценностному
единству населения и власти, либо
технократической модели, где легитимность
власти достигается
преимущественным достижением стабильности
и эффективности
функционирования политического режима.
В случае использования
идеологической или технократической
модели преувеличенной является роль
личностного фактора, влияние которого
простирается на всю политическую
систему. Наконец, возможен вариант конфронтационных
взаимодействий
власти и общества, при котором власть
в своей деятельности опирается в
основном на силовые структуры.
4. Легитимация политической
власти в современной России
носит
амбивалентный характер, поскольку осуществляется
в период перехода от
одного общественно-политического строя
к другому, совмещающего как
демократические, так и авторитарные элементы. Укрепление власти происходит в условиях отсутствия общенациональной идеологии, соответствующей менталитету народов России, институциональной слабости политических партий, доминирующего значения исполнительной ветви власти и личности главы государства, инициаторской роли политических элит, при высоком удельном весе крупных государственных корпораций, а также в сложных внешнеполитических условиях. Анализ влияния выявленных факторов на легитимацию власти современной России позволяет сделать вывод о том, что не все факторы проявляются одинаково. Официально декларируемый приоритет достижения эффективности и стабильности в деятельности власти позволяет говорить о существовании в России технократической модели ее легитимации. В связи с этим наблюдается недостаток мер в поддержку развития интегративного фактора и усиления фактора соответствия, характеризующих возможности власти по реализации интересов большинства населения страны. Слолсным и неоднозначным является фактор электоральной поддержки. Существующие показатели официальных выборов свидетельствуют как о высоких показателях поддержки официальных структур, так и об общем усилении политической апатии и пассивности населения, нарастании электорального абсентеизма. Все это позволяет сделать вывод о реализации в России технократической модели легитимации политической власти.
5. После достижения
внимание со стороны властных структур к интегративному фактору и фактору соответствия, повысить значимость фактора электоральной поддержки и укрепить социальное равноправие в обществе. Постепенное достижение ценностного консенсуса и полноценной защиты прав и интересов населения ослабит разделение общества на различные социально-экономические, финансово-политические, этнополитические и прочие группы, что ощутимо повысит степень легитимности власти.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем анализе процессов легитимации государственных институтов, формировании легитимного политического курса, совершенствования функционирования государственных органов, повышения социальной эффективности власти. Результаты диссертационного исследования, могут быть также использованы в учебном процессе, при чтении лекционных курсов и спецкурсов по государственному управлению, в политологии, социологии и теории политики, политической конфликтологии и других дисциплинах, затрагивающих проблемы легитимности государственной власти в России.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования представлены в научных сообщениях и докладах на следующих научных конференциях: «Актуальные проблемы мировой и российской политики», проведенной на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в 2007 году, «Студент и научно-технический прогресс», проходившей на историческом факультете ЧелГУ в 2007 году. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре мировой и российской политики Московского государственного университета им. Ломоносова.
Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях автора в монографии и пяти статьях общим объемом 9,3 п.л.
Структура диссертационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Базовые направления и методологические основы анализа политической власти, ее свойств и основных функций в контексте ее легитимности
Проведенный анализа особенностей состояния и функционирования современной российской политической системы позволяет выявить круг проблем, связанных с усилением легитимности и преодолением недостатков технократической модели легитимации власти. Приоритет поддержания стабильности и эффективности политической системы является недостаточным для обеспечения естественной легитимности политической власти. Не компенсируют эти недостатки и внимание к персональной поддержке легитимности всей системы авторитета личности политического лидера. Для российского общества сегодня характерно отсутствие общепризнанных идеологических ценностей, что является следствием невыраженности интегративного фактора. При этом на динамику легитимации влияет постоянное изменение политической ситуации, что меняет и приоритетность в расстановке акцентов внимания и использования в политическом курсе тех или иных легитимационных факторов.
Существует ряд тенденций, ослабляющих положение власти в обществе, в преодолении которых заключается путь дальнейшей оптимизации легитимности сложившегося политического режима.
В контексте проблем стабильности власти большое значение приобретает слабость позиций политических партий в обществе. Партийная конкуренция является ключевым видом политической конкуренции в западных странах. В России же эта конкуренция носит пока ограниченный и инструментальный характер. Введение пропорциональной избирательной системы способствует упорядоченности политической конкуренции и на этой основе стабилизирует партийную конкуренцию. Вместе с тем существующее скрытие внутриэлитной политической конкуренции при определенных условиях может вызвать обществе неадекватную реакцию, существенно снижающую достигнутый уровень легитимности.
Не менее сложной остается ситуация с эффективностью экономической сферы общества. Приоритет макроэкономической стабильности, хоть и был достигнут после 2000 года, однако, в целом, остается неустойчивым. В экономике процветает лоббизм и коррупция, теряются экономические возможности решения социальных проблем, что крайне негативно влияет на легитимность отвечающих за это направление политических структур.
Негативно влияет на стабильность политической системы России сложившееся противоречие между рыночными отношениями и традиционными народно-ментальными структурами культуры. Рыночно-западные клише поведения, массовая культура, стиль жизни вызывают резкое их неприятие не только среди людей старшего возраста, но и у некоторой части молодежи. Это противоречие обостряется также в связи с тем, что реформы проводились без учета культурно-ментальных особенностей россиян.
Потенциально опасным для стабильности политической власти является персонификация ее исполнительной ветви, что чревато дестабилизацией всей политической системы в случае слабого здоровья или недостаточной активности главы государства. Это постоянно происходило в период правления президента Ельцина. Политическое наследие первого президента продолжает сказываться довольно ощутимо и сегодня. Сохраняющийся дисбаланс распределения политической власти в сторону ее исполнительной ветви усиливает вес бюрократических структур. Кроме того данная ситуация предельно актуализирует для власти проблему сохранения преемственности правительственного курса при смене политических лидеров. Эта проблема становится одной из важнейших для сохранения достигнутой легитимности. Не менее важной задачей остается формирование качественно иной политической элиты, отличной от правящего класса, сформировавшегося еще в 1990-е годы.
Потенциально нестабильной остается социальная сфера жизни общества. Приоритет изменений в экономике и вторичность социальной ответственности власти, приводило и будет приводить к весьма серьезным последствиям для социальной сферы, что потенциально опасно ростом социальной напряженности в стране. Проводимая неолиберальная экономическая политика, основная цель которой - достижение и поддержание макроэкономической стабильности, реализуется через сдерживание роста благосостояния основной массы граждан, особенно в бюджетной сфере, чьим трудом формируется национальный доход. Это препятствует формированию длительной общественной поддержки политической власти. Макроэкономическая стабильность достигается за счет социальной дестабилизации, т., е. фактически посредством увеличения социального расслоения и, в связи с этим, растущей год от года социальной напряженности, что может влиять на легитимность власти исключительно отрицательно.
Особенности строения и реализации политической власти в России в контексте ее легитимности
Как уже было сказано выше, легитимация политической власти имеет как общие черты, так и особенности своего формирования и проявления в различных условиях. От особенностей конфигурации политического пространства, принципов организации власти и системы факторного доминирования зависит формирование и реализация той или иной модели легитимации власти. Особенности процесса укрепления власти также связаны и со спецификой функционирования политической системы и политического режима того или иного государства. Россия не является исключением. Специфика организации власти в России оказывает влияние на преломление всеобщих универсальных принципов ее легитимации, проявляя определенные характерные черты.
В целом политическая власть в России постоянно стремилась к стабилизации и укреплению собственного положения, усилению своей легитимности, опираясь при этом на определенные устоявшиеся политические ценности, психологические структуры и стереотипы массового сознания. Как показывают различные исследования ключевыми структурами массового политического сознания россиян, влияющими на особенности и динамику легитимации российской власти, являются этатизм и па-тернализм . Эти константные величины стали неотъемлемой частью сознания российского народа оказывающими воздействие на политическое поведение россиян.
Этатизм в контексте проблемы укрепления власти предполагает наличие активной и сильной роли ее институтов в политической жизни российского общества . Данный факт признается многими политическими и общественными деятелями. Так, вице-президент Организации безопасности и сотрудничества в Европе, ОБСЕ, Киммо Кильюнен, комментируя итоги выборов в Государственную Думу России 2 декабря 2007 года, отметил информационному агентству Reuters, что "проблема заключается в основе, государственная власть в России обладает достаточно сильной ролью в политике, это не совсем нормально и это оказывает влияние на результаты выборов и на легитимность власти, мы должны принимать это во внимание". Тем самым еще раз было подчеркнуто доминирование в политическом процессе России институтов власти, во многом определяющих конфигурацию собственной легитимности91.