Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:24, реферат
Признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика, которая в политологии обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus — законный). Здесь речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ.ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ..5
ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
Контрольная работа
по дисциплине
Политология
на тему
«ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ»»
Выполнила:
студентка гр.32
спец. Управление персоналом
Сорокина Е.Н.
Москва - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ.ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСИКЕ ПОДХОДЫ..5
ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22
Введение
Понятие власти является одним из центральных
в политологии. Оно дает ключ к пониманию
политических институтов, политических
движений и самой политики.
Определение понятия власти, её
сущности и характера имеет важнейшее
значение для понимания природы политики
и государства, позволяет выделить политику
и политические отношения из всей суммы
общественных отношений. Парадокс политической
власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой,
и злой волей, во все времена занимал умы
философов и писателей. Аристотель и Шекспир,
Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка
в философских категориях или художественных
образах пытались приоткрыть завесу над
этим, далеко еще не познанным, феноменом
жизни общества и человека.
Власть появилась с возникновением человеческого
общества и будет в той или иной форме
всегда сопутствовать его развитию. Власть
необходима, прежде всего, для воспроизводства
человеческого рода. Семейно-родовая форма
власти наблюдалась у кочевых народов
России. С развитием оседлости постепенно
утверждалась племенная власть. Формирование
власти территориальной обусловлено необходимостью
организации общественного производства,
которое немыслимо без подчинения всех
участников единой воле, а также потребностью
регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства
кровные, родовые связи были разрушены,
моральный авторитет старейшины рода
сменился авторитетом публичной власти,
которая отделилась от общества и встала
над ним.
Понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
Признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика, которая в политологии обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus — законный). Здесь речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти.
Сущность власти. Основные теоретические подходы
Осью, вокруг которой вращается вся политическая
жизнь, является власть. Она вездесуща
и пронизывает все структуры общества,
выступая его цементирующим элементом,
поддерживая внутреннюю целостность,
организованность и иерархичность общественных
отношений. Общество, лишенное власти,
пронизано хаосом.
В политологической теории не сложилось
единого определения власти. Наиболее
часто приводятся следующие определения:
1. силовое,
трактующее власть как господство и принуждение
к повиновению;
2. волевое,
понимающее власть как способность проводить
свою волю даже вопреки сопротивлению
(М. Вебер);
3. власть
как влияние. Суть влияния заключается
в способности воздействовать на поведение
других. Такое взаимодействие описывается
формулой: "власть А над Б есть способность
добиваться того, чтобы Б никогда не сделал
бы без воздействия А" (Р. Даль);
4. телеологическое,
в соответствии с которым власть - это
достижение определенных целей;
5. инструменталистское,
трактующее власть как способность к мобилизации
ресурсов для достижения определенных
целей;
6. конфликтное,
сводящее власть к позиции господства,
связанной со способностью отдельных
групп и индивидов контролировать механизм
распределения дефицитных общественных
ценностей;
7. структуралистское,
представляющее власть как особый род
отношений между управляющим и управляемым.
Приведенные определения не являются
взаимоисключающими. Акцентируя внимание
на различных аспектах власти, они взаимно
дополняют друг друга.
Признавая факт, что на сегодняшний день
в науке не сложилась общая теория власти,
отечественные политологи систематизировали
многочисленные теории власти. Было выделено
несколько концептуальных подходов в
рассмотрении сущности власти.
1. Реляционистские теории (от англ. relation
- отношение) понимают власть как взаимодействия
индивидов, в которых один индивид изменяет
поведение другого.Этот подход представлен
несколькими вариантами:
a. теория
сопротивления рассматривает власть как
отношение, в котором субъект подавляет
сопротивление объекта. Соответственно
разрабатывается классификация разнообразных
степеней и форм сопротивления, а также
оснований власти. Вводится понятие "сила
власти", которая понимается как максимальная
потенциальная способность агента повлиять
на другого;
b. теория
обмена трактует власть как ситуацию обмена
ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно:
одни индивиды их лишены и нуждаются в
них. В этом случае излишки ресурсов, которыми
обладают другие, могут трансформироваться
во власть. Излишки уступают тем, кто их
лишен, в обмен на желаемое поведение.
Это подчеркивает асимметричный характер
отношений власти: тот, кто обладает излишками
ресурсов, занимает более высокое социальное
положение;
c. теория
раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под
сомнение вопрос относительно асимметричности
отношения власти. Власть - это взаимодействие,
где участники периодически меняются
ролями. Например, профсоюз контролирует
найм рабочей силы, наниматель же диктует
время и место работы. Таким образом, в
ряде ситуаций подчиненные имеют власть
над руководителями.
2. Системные теории власти рассматривают
власть как безличностное свойство любой
социальной системы.
В рамках этой концепции выделяют несколько
направлений:
a. власть
как атрибут макросоциальной системы.
Так, для Т. Парсонса власть - это обобщенный
посредник в политической системе. Он
сравнивал ее с деньгами, которые выступают
обобщенным посредником экономического
процесса. Власть понимается, как реальная
способность системы аккумулировать свои
интересы, достигать поставленных целей;
b. мезоподход
(М. Крозье) рассматривает власть на уровне
подсистем (семья, организация). Указывается
непосредственная связь власти с организационной
структурой;
c. микроподход
трактует власть как взаимодействие индивидов,
действующих в рамках специфической социальной
среды. Власть определяется как способность
индивида влиять на других. Сама способность
влиять вытекает из статуса и выполняемых
субъектом ролей;
d. коммуникативный
подход (Х. Аренд, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает
власть как средство многостороннего
институционального общения. Подлинное
проявление власти заключается в способности
прийти к определенному соглашению и обеспечить
интеграцию общества;
e. постструктуралистский
подход, представленный теориями М. Фуко
и П. Бурдье. Фуко отказался от традиционного
рассмотрения сущности власти через проблему
насилия и соотношения ее субъекта и объекта.
Власть бессубъектна и ее нельзя присвоить.
Она выступает не как отношение между
субъектами, а как действие в ответ на
действие. Это действие трансформирует
поведение других. Соотношение сил будет
постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв
из физики понятие "поле" и из экономики
- "капитал", конструирует понятие
"символической власти", которая
представляет собой совокупность капиталов
(экономический, культурный капитал, репутация,
престиж), которые распределяются между
субъектами власти в соответствии с их
позициями в "политическом поле".
Сами позиции и капиталы субъектов могут
изменяться.
3. Бихевиоралистские концепции власти,
как и реляционистские теории, рассматривают
власть как отношение между людьми, при
которых одни властвуют, а другие подчиняются
(Аним. 5). Сущность власти коренится в природе
человека: его биологических или психологических
особенностях
Легитимность политической власти
(лат. Legitimus - законный) — признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы.
Самый эффективный способ легитимности политической власти – это привлечение граждан к управлению обществом и государством, контроль за деятельностью чиновников. При этом уровень легитимности повышается. Другая тенденция свидетельствует, что чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение, и власть, опирающаяся не только на силу, есть «голая власть» (Б.Рассел).
Состояние полной легитимности
— процесс очень трудно достигаемый
и сохраняемый. Только в обществе
с устоявшимися нормами поведения,
развитой культурой власти и культурой
народа, высоким уровнем социально-
Со времен М. Вебера различают три модели легитимности. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившихся в конкретном обществе. Харизматическая легитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств. Рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.
Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский. Идеологический уровень основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов. Персоналистская легитимность есть одобрение населением конкретного властвующего лица.
Решающим рычагом легитимности, дееспособной власти, ее силы и авторитетности выступает право, правовая культура. Если нет правозаконности как самостоятельного механизма и регулятора общественной и личной жизни, то данный вакуум заполняется властью и она приобретает функцию «правозаконной» деятельности, т.е. становится институтом «права власти». «Право власти» консервирует отчужденность власти и народа, нелегитимность отношений между ними и создает поле безнаказанности, противозаконных действий властей, порождает правовой нигилизм у граждан. В ситуации «права власти» невозможно добиться осознанной мотивировки деятельности людей, поскольку они несвободны, смяты «правой власти», которое абсолютно и не изменений, совершенствованию и т.п. Всеобщее незаконопослушание может привести к процессу десоциализации общества и государства.
В обществе и государстве должна господствовать власть права, основанная на свободе, культуре и интересах народа, отдельной личности.
Термин «легитимность», «легитимизм» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл — признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перестройки государственных границ. Но потребность в легитимности формировалась задолго до Великой французской революции, в эпоху монархий, сословий. Легитимность власти отражает устойчивость определенной политической власти, политической системы, ее подкрепленность законом.
Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность — это признание массами правомерности, целесообразности существования какого-либо института и подчинение предписываемым этим институтом нормам и правилам без применения насилия.
Следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).
В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. 1
Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти:
· традиционная легитимность (при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству.)
· харизматическая легитимность(политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. сharisma) означает божественный дар, милость. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя.)
· рационально-
Такая дифференциация говорит об очень многом. Перефразируя известную поговорку, можно констатировать: «Скажи мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже «продолжительности ее жизни»». По крайней мере, можно с достаточно высокой степенью точности сказать, будет эта власть долговременной или кратковременной.
Традиционный и
Для них, как для всех демократических стран, характерен рационально-правовой тип легитимности. Практически все государства, имеющие как основу (источник) власти третий тип легитимности, характеризуются высокоразвитой политической системой.
Традиционный и рационально-
Рационально-правовой тип легитимности характерен для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью.