Легитимность политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика, которая в политологии обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus — законный). Здесь речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ.ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ..5
ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22

Файлы: 1 файл

легитимность политической власти.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Харизматическая же легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, с периодами глубоких общественных перемен - революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей «поднять», мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру.

Относительная кратковременность определяется стремлением лидера к единоличной власти, всемерным поддержанием культа его личности, пресечением всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск «врагов народа», физические расправы и т.д.

Одной из причин является и то, что власть, основывающаяся на настроениях и эмоциональных реакциях, т. е. на иррациональных комплексах, по самой своей природе не может быть стабильной.

Но рано или поздно все проявления харизматической  легитимности осознаются народом как  проявление далеко не лучшей формы политической власти.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими  типами.

Существуют и другие типы легитимности, в частности идеологическая и националистическая. В некоторых источниках идеологическая легитимность подразделяется на классовую и националистическую.

Националистическая легитимность характеризуется допуском к власти лишь представителей одной титульной  нации и политической дискриминацией других этнических групп.

В настоящее время  для обеспечения идеологической легитимности своего господства элиты используют мощь научно-технических и информационных средств, образуя и поддерживая индустрию идей. Средства массовой информации давно стали «четвертой властью». «Есть сила, — писал Монтескье, -еще известная веку Макиавелли; это пресса, долгое время запрещенная, но постепенно набравшая силу как «четвертая власть». Именно благодаря ей проявляется движение идей у современных народов.

Суть идеологической легитимности состоит в обосновании  власти с помощью идеологии. Так, преимущественно идеологический характер носила легитимность власти КПСС, которой, согласно марксизму, принадлежала руководящая роль в построении коммунизма. Во второй половине XX в. лидеры стран, обретших независимость, в попытках получить поддержку населения часто апеллировали к национализму. Этот вид легитимации в большей или меньшей степени используется также элитами развитых государств.

 

Харизматическая власть

Традиционная власть

Легальная власть

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его  исключительных личных качеств. Такие лидеры появляются в периоды великих социальных потрясений. Они бросают вызов существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало.

Пример: Иисус Христос, Ленин, Гитлер.

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев. Народ уважает их именно за то, что они поддерживают сложившийся строй. Пример: королевские и царские династии античности, Средневековья и Нового времени.

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) потому что их наделил правом приказывать какой-либо законодательный орган, например, парламент. Руководство страной для лидеров является не только служением обществу, но и работой. Чиновники из госаппарата- типичные служители закона.


Легитимность как определенная степень совместимости власти и граждан, как мера доверия граждан к власти — величина переменная.

Она во многом зависит  от наличия или отсутствия у власти реального авторитета. Любые изменения  авторитета ведут к уменьшению или  увеличению легитимности.

Легитимность имеет  свои степени, но никогда не доходит  до единодушия граждан в одобрении  режима. В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство граждан, в той или иной степени убежденных в легитимности власти.

Понятие легитимности имеет  три измерения:

1) народная легитимность, или признание обществом правомочности  правящей элиты; она может основываться на традициях, идеологии, конституции, выборах;

2) «внешняя» легитимность, или признание режима и его  правящих групп со стороны  других государств, международных  организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

3) «легитимность для  себя», т. е. правители сами выдвигают некий комплекс соображений, которыми оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.

Важное место в функционировании власти занимают проблемы ее делегитимации, т. е. утраты доверия к власти, лишения  ее общественной поддержки. Легитимность власти ослабевает вследствие ее неэффективности, неспособности оградить общество от преступности, коррумпированности, приверженности силовым методам разрешения противоречий, давлению на средства массовой информации, бюрократизации и других факторов.

Политическая власть реализуется в действии организаций, учреждений, норм, обеспечивающих регулирование и организацию общественных отношений при условии их легитимности. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. В широком смысле — соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государства и общепринятым принципам и ценностям.  Легитимность может быть выражена в добровольном принятии большинством конкретной формы правления власти того или иного класса. В этом случае легитимность возникает из однородности преобладающих в обществе установок, нравов, традиций, признания единых общих интересов и ценностей. Но чаще всего легитимность — предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определенных политических сил, предмет поиска специальных методов оправдания перед обществом власти этих сил.  Выделяют в политической истории такие типы легитимности власти:

·          Легальный тип

·          Идеологический тип

·          Традиционный тип

·          Структурный тип

·          Харизматический (персональный) тип

·          Тип легитимности, основанный на соглашении или навязанный обществу по мотивам политической целесообразности

При легальном типе легитимности власть узаконена установленными нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности — общее понимание норм, установленных законом;

При идеологической легитимности власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в  правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности — идеологические ценности.

Источник традиционной легитимности — традиционное сознание.

При структурной легитимности правомочность власти вытекает из убеждения  в законности и ценности установленных  структур и норм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности —  специфические политические структуры.

Источник харизматической  легитимации — личный авторитет  правителя.

Выделяют и другие виды легитимности, такие как:

·     Онтологическая (Существует, когда политическая власть не «диссонирует» по отношению к универсальным принципам человеческого и социального быта, а органически вписывается в них.)

·     Технократическая (исходит из требования компетентности власть предержащих: политика- дело столь сложное и многогранное, что заниматься ею должны исключительно профессионалы.

Легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности, практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система.2

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель.

Можно сказать, что в  каждой стране есть система обеспечения  легитимности власти. Структурными составляющими  этой системы являются органы легитимации  политической власти, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия народа к существующей политической системе. Это органы государственной власти и управления (законодательная, исполнительная и судебная власть); органы, воздействующие на политическое сознание (средства массовой информации); силовые структуры (органы насилия).

К способам легитимации  относится убеждение (воздействие  на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция  к стереотипам мышления и поведения); не исключена также и возможность применения силы.

Для поддержания легитимности власти используются многие средства. В том числе: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения  в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности — это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность.

Но существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Большой ущерб  легитимности наносит ситуация, при  которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

История знает много  примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), перестает  быть легитимной, то есть пользующейся доверием большинства членов общества. В числе причин этого- кризисное положение страны, которое политические лидеры не в состоянии изменить, невыполненные программы и обещания и многое другое.

О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму. 

Легитимность политической власти не исключает критики государственного руководства, проявления недовольства населения, даже организации выступлений против отдельных направлений политики государства. Но, он утверждает, что все эти действия не должны ломать сложившиеся структуры института власти, не должны ставить под сомнение устоявшиеся нормы и не должны нарушать принятые в обществе правила политической борьбы.

Для решения проблем  легитимности необходимо выделить ее источники:

·          способность человека усваивать привычные образцы поведения и воспроизводить их в своих действиях;

·          чувственно-эмоциональное восприятие человеком окружающего мира, в том числе и мира политической власти;

·          ценностное отношение человека к окружающему миру;

·          целерациональное поведение человека, то есть его способность осознавать свои интересы и потребности, разрабатывать свои целевые программы по их достижению. Отношение к властным структурам в этом случае строится на их оценке, как силы, способной или неспособной создать необходимые условия для достижения индивидом своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Власть и есть та снова, которая определяет политику. Власть существует везде, где есть совместная деятельность. Это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом. 
 Знание источников легитимности позволяет глубже понять такое явление, как кризис власти, сущностью которого является разрушение института политической власти, выражающееся в массовом несоблюдении правил и норм, предписываемых этим институтом. Все это - следствие повсеместного разочарования в старой системе ценностей и ломке устоявшихся традиций, сильного эмоционального возбуждения масс и возрастающей непредсказуемости социальной жизни. Преодоление кризиса власти означает сведение к минимуму политической девиации, что может быть достигнуто двумя путями:

Информация о работе Легитимность политической власти