Лекции по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тема 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
Тема 3. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XV ВВ.)
Тема 4. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА
Тема 5. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА

Файлы: 1 файл

IPPU.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Вывод: Идеи Локка о естественном праве, о принципах государственного устройства послужили теоретическим фундаментом для создания английского буржуазного законодательства. К ним обращались и творцы американской конституции. Локк оказал значительное влияние на просветительскую идеологию и свободомыслие во Франции, Германии, России ХVIII века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ХVII в. юридическое мировоззрение  буржуазии получило развернутое  воплощение в теории естественного  права и общественного договора, их возникновение было огромным шагом  вперед в развитии учения о государстве  и праве. В процессе преодоления теологического мировоззрения разрушились догмы средневековой схоластики; рационалистически ставились и решались вопросы соотношения личности, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении, задачах, функциях государства и права, об их роли в общественной жизни. Взгляд на человека с его потребностями и социальными качествами как на "исходный пункт учений о праве и государстве обусловил ясно выраженный аксиологический аспект доктрин естественного права ХVII-ХVIII вв., непререкаемое предположение о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей.

 

 

 

 

Тема 7

УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ  В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Просвещение - влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Специфику содержания Просвещения более всего характеризует два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле "царство разума", в котором люди будут совершенствоваться во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на "пришествие разума" связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений, нравов традиций. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина. В разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с иными идеологическими факторами, отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки и др. странах.

В XVII-XVIII вв. Просвещение и создаваемая  им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развитие науки о государствах и праве, образуя один из самых значимых для нее духовных факторов. Вот почему при изучении истории политико-юридической мысли столь необходимо хорошо представлять себе сущность и облик Просвещения.

1. Естественно-правовые учения  в Германии в ХVII - ХVIII вв.

Чертой немецкого Просвещения  в целом, обусловленной немощью  разрозненной немецкой буржуазии и  ее прямой зависимостью от княжеских  дворов, является, как правило, робость  в критике существующих политико-юридических институтов, склонность к соглашениям с властями, уход в "заоблачные сферы" философских умозрений. Представители немецкого Просвещения многое сделали для дальнейшей систематизации и популяризации доктрины естественного права, для приспособления ее к потребностям буржуазного развития страны. Успешно работали они в направлении преодоления негативного влияния теологии на юриспруденцию. Просветительское движение в Германии в области государственно-правовой теории отнюдь не было однородным (С. Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф) в нем имелось и более радикальное, левое крыло (К. Кнутцен, Т. Лау, Г. Лессинг и др.).

Строить юридическую основу на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф (1632-1694 гг.). В его интерпретации была предпринята попытку синтезировать соответствующие взгляды Ж. Бодена, Г. Гроция, Т. Гоббса, естественное право выглядело универсальной социальной этикой, нормы которой должны были регулировать поведение всех людей независимо от их ранга и имущественного положения, государственной принадлежности и политических убеждений.

Такой взгляд Пуфендорфа на природу  естественного права проистекал из его убеждения, что всем без  исключения индивидам свойственно  нечто их объединяющее - стремление к жизни с ближними, с себе подобными, ибо существовать в одиночку человек не в состоянии.

 

Исходным пунктом построений Пуфендорфа является концепция естественного, догосударственного общества. В естественном общежитии нет "войны всех против всех" (как считал Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной идеалистической формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей. Осторожно проводит Пуфендорф секуляризацию политической теории. Он вовсе не утверждает, что происхождение государства выпало из поля зрения бога и имело место помимо него. Наоборот, именно бог - инициатор создания государства. Но, по Пуфендорфу, этот желаемый самим богом институт не может возникнуть без предварительного согласия людей, который есть действительная опора государства. Отсюда понятно, почему Пуфендорф высмеивал тех, кто выводил верховную власть в государстве непосредственно от бога.

Правовые основания государства  суть два договора: собственно договор и постановление (pactum x decretum). По первому договору отдельные индивиды соединяются в устойчивое целое. Затем они выносят постановление о приемлемой для них форме правления. Это постановление обязывает избранного властителя заботиться о благе народа, а граждан - подчиняться власти. Лишь с его подписание государство начинает функционировать как таковое.

Душу государства составляет отчуждаемая  народом правителю единая верховная  власть, которая имеет неограниченные полномочия и в принципе не подлежит ответственности за свои действия.

Усматривая недостатки в абсолютной монархии, Пуфендорф, тем не менее, отдавал  ей предпочтение, полагая, что в ней  наилучшим образом смогут осуществляться цели государства. Пуфендорф оговаривал, правда, возможность создания при монархе собрания сословных представителей для совместного решения ряда важнейших дел.

Назначение государства - быть надежной порукой порядка и спокойствия  в человеческом роде. Оно должно твердо поддерживать внешнюю безопасность людей, не позволять церкви вмешиваться в практическую мирскую деятельность; прерогатива духовенства - убеждения и совесть человека.

Государство неизбежно ущемляет естественную свободу граждан, но не отменяет ее вовсе. Оставшаяся часть естественных свобод (свобода вероисповедания, право собственности и т.п.) неприкосновенна; это область частной жизни индивида. Нормы права, посягающие на эти естественные свободы, нельзя признавать законными. Однако Пуфендорф не ополчался против такого нарушения свободы личности, как крепостничество, которое казалось ему всего на всего добровольным договором между господами и лицами, по той или иной причине лишенными работы.

Проповедуя необходимость подчинения властям во что бы то ни стало, Пуфендорф  забывал свое же положение о том, что взаимоотношения монарха и подданных строятся на основе двусторонних обязательств. Сопротивление государю отдельными гражданами он исключал. Но он не отвергал возможности для всего народа оказать сопротивление князю, если тот толкает страну к общей гибели.

Борьбу за освобождение юриспруденции из тенет богословия продолжил Христиан Томазий (1655-1728 гг.). Томазий был глубоко верующим человеком и полагал, что в конечном счете всем в мире повелевает бог. Вместе с тем, он считал, что квинтэссенцию дарованного богом естественного права составляет максима: поступай согласно гуманным требованиям человеческого общежития, воздерживайся от дурных, противоречащих им поступков - и это будет предпосылкой для реализации изначально присущего человека стремления к счастью. По Томазису эта максима коренится в самой природе человека, что придавало естественному праву характер свода законов морали.

По существу для сотворения государства  не понадобился и бог. Оно возникло из договора в результате того, что  на пути людей, не знавших частной собственности и жаждавших блаженной жизни, появились различные препоны. Устранить их и было призвано государство.

Томазий проводит различие между правом и моралью. Специфический признак  нормы права (акта государственной  власти), отличающий эту норму от всех других правил. Томазий видит именно в ее принудительности, в возможности навязывания права физической силой.

Не только способы осуществления, но и цели у нравственности и права  разные. Первая обращена к отдельному человеку и воздействует на внутренний мир индивида; второе оберегает внешний мир и регулирует отношения между многими людьми. Томазий ставит мораль выше права.

Однако политические позиции Томазия  не были последовательно демократическими. С издевкой он говорит о князях как о "земных богах", но в то же время превозносит монархию, объявляя ее наилучшей формой правления.

Вслед за Пуфендорфом он отметает посягательства церкви и государства  на духовную свободу личности, горячо протестует против судебного преследования  инаковерующих и инакомыслящих. Рассматривая нормы права прежде всего как адресованные государем своим подданным обязательные для исполнения приказы, Томазий одновременно говорит и о согласии народа как о необходимой предпосылке самой княжеской власти и о праве народа бороться против допускаемых ею очевидных несправедливостей. В дальнейшей перспективе столетий предвидел Томазий истинную человеческую общность, в которой безо всяких помех воцарится полное счастье. Отмена частной собственности, подготовленная бесконечным моральным совершенствованием людей распахнет, как казалось Томазию, двери в этот идеальный строй.

Под влиянием идей Пуфендорфа и Томазия  складывались государственно-правовые взгляды выдающегося энциклопедиста немецкого Просвещения Христиана  Вольфа (1679-1754 гг.).

Лейтмотивом вольфианского учения - тезис о влечении человека к  счастью. Бог вдохнул в человеческие души тягу к совершенствованию. Она  заставляет делать добро, избегать зла  и предпочитать лучшее худшему. Соблюдать  эти обязанности - естественный закон  поведения людей. Обязанностям человека корреспондируют права, дозволяющие то, что необходимо для осуществления упомянутых обязанностей.

Позитивные законы представляют собой  осязаемое выражение естественного  закона, и потому содержащиеся в  них права индивида тоже надо понимать лишь как определенную меру свободы, нужную для исполнения обязанностей. Эта интерпретация смысла положительных законов Вольфом играла на руку государям, которые были заинтересованы в том, чтобы отмерять своим подданным свободу такими порциями, которых хватало бы для реализации их долга перед государством. Происхождение и сущность государства Вольф рисует так же, как и Пуфендорф и Томазий. Государство есть плод соглашения между семьями (по терминологии Вольфа - ломами), заключенного ими в силу того, что каждая семья в отдельности не могла бы обеспечить все необходимые удобства для жизни. Верховная власть образуется сложением воль вступающих в договор контрагентов. Назначение государства - содействовать достижению "общего блага" народа.

Экономика и воспитание, семья и религия - все должно быть, по Вольфу, подвергнуто скрупулезному и строгому регламентированию, регулированию и контролю. Вольф надеялся, что под тщательной опекой мудрого просвещенного монарха граждане смогут свободно проявлять свои индивидуальные дарования и жить вполне счастливо. Вольф был против произвола и безграничного княжеского абсолютизма, подчеркивая пользу сословного представительства в монархиях. Он считал, что народ, чьей волей держится государство, по природе свободен и поэтому имеет право, при покушениях власти на естественные законы, оказывать ей сопротивление (в исключительных случаях даже активное).

2. Политико-правовые концепции  Италии в ХVIII в.

На рубеже XVIII столетия почти 200-летний социальный застой в Италии уступает место активизации экономической деятельности и общественной жизни. Используя недовольство народных масс феодальными учреждениями, идеологи формировавшейся в ту пору буржуазии требуют создания условия для беспрепятственного развития капиталистического производства. Однако итальянская буржуазия боится полного разрыва с прошлым и нередко идет на компромиссы с клерикально-феодальными кругами. Эту двойственную политическую позицию разделяют итальянские просветители - в том числе наиболее значимые из них - Дж. Вико и Ч. Бекариа.

Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) был  одним из первых мыслителей, который  в целом ряде пунктов превосходил  научную социологию. Он понимал историю, как объективный закономерный процесс, проистекающий циклически. История  для Дж. Вико - целая вереница человеческих поступков, но направляет эти поступки божественное провидение.

Заслуга Вико состоит в том, что  в своем главном труде "Основания  новой науки об общей природе  наций" он попытался применить  историко-сравнительный метод и  детерминистокий подход также и к объяснению государственно-правовых институтов.

Пройденный историей цикл включает три фазы.

Его начальная стадия - божественная, эпоха богов. Она не знает государственности, не знает юридических норм. Законами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщающих волю богов. Поскольку право основано тут на сверхъестественном авторитете, оно не допускает никакого рационального объяснения. Материальные потребности, борьба противоположных устремлений подготавливают возникновение законов и государств. Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления.

На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует правовые нормы и беспощадно подавляет плебеев. Право здесь - право грубой силы.

Информация о работе Лекции по "Истории политических и правовых учений"