Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:13, курс лекций
Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.
5) лоббистские
мероприятия в определенных
6) лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;
7) лоббизм иногда существенно мешает стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета (“перетягивание одеяла на себя”), на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п.;
8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.
Лоббизм, как и всякое иное социально-политическое явление, может, быть употреблен как на благо всего общества, так и в узкопартийных, узкогрупповых интересах. Все зависит от социально-экономического, политического и культурного фона, от обстоятельств, которые могут “наделить” лоббизм и “плюсами”, и “минусами”.
Для того чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование и т.д.
Политическое лидерство
Политическое лидерство — это вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.
Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются, видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий, прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.
В основе феномена политического лидерства — способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей.
Еще одна важная функция политического лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей и наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если это качество отсутствует у лидера, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую. декларацию.
Политическое
лидерство — это процесс
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение масс и уверены в своих силах; и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы поняты, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее.
Типология политического лидерства
В политологии предлагаются различные типологии (специфические классификации) политических лидеров. Многообразие подобных классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства (как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.
Виды политического лидерства определяются по следующим основаниям:
1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):
традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);
2) в зависимости
от склонности лидеров к
3) в зависимости
от целей, поставленных
4) в зависимости
от вида институциональности: ф
5) в зависимости
от характера деятельности
6) в зависимости
от используемых лидерами
7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (когда лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);
8) в зависимости от субъектов: индивидуальное и групповое;
9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное, территориальное и т.п.;
10) в зависимости от отношения к власти: правящее и оппозиционное;
11) в зависимости от срока действия: временное и постоянное и т.д.
Понятие политической элиты
Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.
Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.
Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:
— психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
— законом разделения
труда, который требует
— высокой социальной
значимостью управленческого
— широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);
— практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
— политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).
Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы. Функции политической элиты:
— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);
— организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);
— интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).
Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.
Политическая социализация
Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других — вразрез с ними” (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С.207).
Факторами политической социализации служат семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, где она осуществляется. Однако доминирование в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.
Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиции находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Политическая
социализация обеспечивает целесообразное
сочетание тех элементов
такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
Политическое участие
Термин “политическое участие” активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.
Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности. Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.
Наиболее значимые виды политического участия:
— действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;
—периодическое участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий;
— деятельность в политических организациях, движениях, партиях;