Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:13, курс лекций

Описание работы

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Файлы: 1 файл

Lektsii_Politologia.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

Основной идеей  гражданского общества практически  все ученые считают проблему человека. Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

— негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

— совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

— общественные объединения и организации;

— политические партии и движения;

— сфера воспитания и негосударственного образования;

— система негосударственных  средств массовой информации;

— семья;

— церковь и  т.п.

Признаки  гражданского общества:

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

— самоуправляемость;

— конкуренция  образующих его структур и различных  групп

людей;

— свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

— всеобщая информированность  и прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

— жизнедеятельность  в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

— многоукладность  экономики;

— легитимность и демократический характер власти;

— правовое государство;

— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.

Соотношение и взаимосвязь государства  и права

Прежде чем  характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и  права, необходимо определить данные понятия, а также хотя бы кратко рассмотреть признаки и основные подходы к сущности права.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки  права:

— волевой характер;

— общеобязательность;

— нормативность;

— связь с  государством;

— формальная определенность;

— системность.

При рассмотрении сущности права, так же как и сущности государства, необходимо учитывать, во-первых, что любое право есть прежде всего регулятор общественных отношений (формальная сторона), и, во-вторых, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

В изучении сущности права можно выделить несколько  подходов:

— классовый, в его рамках право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

— общесоциальный, в его рамках право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с  этим сущность права можно рассматривать  с религиозной, национальной, расовой  и иных позиций. В таких случаях  соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и

нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Единство  между государством и правом:

1) возникают  и развиваются совместно;

2) имеют аналогичные  подходы к сущности и типологии;

3) выступают  средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать  и обеспечивать личные, групповые  и общественные интересы;

5) основаны на  едином базисе, определяются социально-экономическими  и духовными факторами и т.п. Различия между государством и правом:

1) если государство  есть особая организация политической  власти, то право есть социальный  регулятор;

2) если государство  выражает силу, то право — волю;

3) если первичным  элементом государства является  государственный орган, то первичным  элементом права — норма, и т.д. Взаимодействие государства и права:

1) государство  формирует, изменяет, отменяет право  (правотвор-чество), а также реализует  и охраняет его (правоприменение);

2) право воздействует  на государство, упорядочивая  деятельность государственного  аппарата, устанавливая компетенцию его

органов;

Типы  взаимоотношений между государством и правом:

1) государство  стоит над правом, выступая определяющим  фактором (характерно для антидемократических  государств);

2) право стоит  над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).

Правовое государство: понятие  и принципы

Правовое  государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник как  противоядие от произвола, как реакция  на деспотизм, тиранию.

Для правового  государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина, создание  для личности режима правового  стимулирования (социальная, содержательная  сторона);

2) наиболее последовательное  “связывание” государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип  нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что “человек, его  права и свободы являются высшей ценностью”. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства  воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

— разделения власти на законодательную, исполнительную и  судебную с целью исключения злоупотреблений  ею;

— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

— верховенства закона (закон, принятый верховным органом  власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может  быть отменен, изменен или приостановлен  актами исполнительной власти);

— взаимной ответственности  государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают  для них обеспечивающий фон: высокий  уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового  государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии  государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства  два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Разделение властей как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается в том, что для  утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство

законодательной власти, конституционные решения  которой обязательны для всех.

Система “сдержек и противовесов”, установленная  в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений  в отношении конкретной государственной  власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно  к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура  законодательного процесса, которая  регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении  исполнительной власти используются ограничения  ведомственного нормотворчества и  делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих  такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть правоограничивающие средства, закрепленные в конституции, процессуальном законодательстве:

презумпция  невиновности, право на защиту, равенство  граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

Кроме всего  прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

Принцип разделения властей должен иметь своим следствием не просто распределение функций  между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования с  действующими в каждой из этих сфер особыми структурами. Рациональность данной теории заключается прежде всего в попытке предотвратить бесконтрольную концентрацию властных полномочий в каком-либо одном политическом учреждении. Последняя неминуемо оборачивается созданием деспотической власти и нарушением прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения властей в различных модификациях

присутствует  ныне в конституциях и политических системах демократических обществ.

Государство и личность: взаимная ответственность

Взаимная  ответственность государства и  личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические  начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

Информация о работе Лекции по "Политологии"