Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:37, курс лекций
2 Внутриполит и межгос-ные конфликты.
3 Пути предотвращения, способы урегулирования и разрешения соц. полит. конфликтов.
5 тема "Электорат и выборы в органы гос власти"
1Выборы в органы власти как соц- полит институт и полит процесс.
2Избирательная система как регулятор выборов
2 Внутриполит и межгос-ные конфликты.
3 Пути предотвращения, способы урегулирования
и разрешения соц. полит. конфликтов.
5 тема "Электорат и выборы
в органы гос власти"
1Выборы в органы власти как соц- полит
институт и полит процесс.
2Избирательная система как регулятор
выборов
2.Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Политический конфликт можно определить как столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами. Политические конфликты делятся на: внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические.
Сущность внутриполитического конфликта. Содержание политической жизни государства, общества составляет особую форму реализации политических интересов людей (классов, социальных групп, партий, национальных и религиозных общностей и т.д.). Политическая жизньобщества находит выражение в властных отношениях, направленных на защиту, закрепление развитие достигнутых завоеваний, создание предпосылок для улучшения положения определенных политических сил. дости жение баланса между ними.
Особенностями внутриполитического
конфликта являются.
борьба того или иного слоя общества за
политический интерес;
борьба за политическое господство, которая
по формам весьма разнообразна — от парламентской
борьбы до гражданских войн.
Виды внутриполитических конфликтов
1. Классовые внутриполитические конфликты,
возникающие между общественными классами,
обычно носят антагонистический характер,
рассматриваются как конфликты «с нулевой
суммой» и, начинаясь с социально-демографического,
иногда корпоративного уровня, часто становятся
общегражданскими.
2. Конфликты между политическими партиями
(общественно-политическими движениями).
С переходом мировой цивилизации от авторитарных
форм правления к преимущественно демократическим
борьба по вопросам о путях развития общества
в демократических государствах сместилась
в пользу деятельности политических партий
и общественно-политических движений.
Политическая борьба партий редко выходит
за рамки конституционных норм, хотя и
приобретает порой драматический характер (
3. Конфликты между различными группировками
за лидерство в государстве, партии, движении и т.п.
Эти группировки, как правило, официально
не оформлены в объединения, однако их
интересы всегда связаны с борьбой за
власть.
4. Иногда в особую группу внутриполитических
выделяют межэтнические конфликты с ярко
выраженной политической окраской.
Пути предотвращения внутриполитических конфликтов. Обществу для стабильного функционирования необходима постоянная модернизация, включающая и политическую модернизацию к основу законности и стабильности политической власти. Но Модернизация — это процесс разрешения возникающих в ходе Развития противоречий и конфликтов. Политической практикой разработаны пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриполитических конфликтов. Смысл этих методов сводится к ослаблению конфронтации между политической власти и интересами ущемленной части общества, а значит, сведению до неконфликтного уровня антиправительственной политической ориентации оппозиции.
Межгосударственный конфликт
Сторонами этого типа конфликтов
выступают отдельные
В этой связи сдержанный оптимизм вызывает тот факт, что за последнее десятилетие XX столетия, по некоторым данным, произошло изменение в доминировании типов конфликтов в мире, смещение их из межгосударственной сферы во внутригосударственную. Но оптимизм этот действительно сдержанный, потому что сами гражданские конфликты внутри стран стали более суровыми и смертоносными.
Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед другими международными организациями. Одна из важнейших задач ООН — предотвращение всеми имеющимися у нее средствами вооруженных конфликтов и защита гражданского населения от гибели в тех горячих точках планеты, где эти конфликты все-таки произошли.
Таковы основные типы конфликтов, выделенных на основе их субъектов. При этом следует иметь в виду, что все названные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют друг на друга. Так, международный конфликт очень часто оказывает влияние на внутригосударственный. Например, война с другим государством может способствовать консолидации (или, напротив, конфронтации) политических сил внутри страны. А межгрупповые конфликты могут подвигнуть правительство развязать межгосударственный конфликт. Внутриличностный конфликт так или иначе проявится в межличностных и других отношениях и может вызвать не только межличностный конфликт, но и международный, если, например, государственная власть находится в руках руководителя-невротика. С другой стороны, межличностный конфликт может вызвать внутриличностный конфликт, повлиять на внутригрупповые отношения и т.д.
Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику. Поэтому в учебнике основное внимание уделено именно названным типам конфликтов.
3. Методы урегулирования конфликтов
Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта.
Урегулирование конфликтов – довольно широкое понятие. Оно подразумевает: предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и др.); разрешение конфликтов путем устранения причин, вызывающих их; формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).
В отличие от противоречия
конфликт всегда субъективно осмыслен
и разрешается сознательно-
Государство обязано вмешиваться в ход событий, когда: конфликты угрожают интересам многих людей; участники конфликта допускают акты насилия, несовместимые с законом; конфликт выливается в массовое насилие.
Посредником в конфликте может быть и отдельное лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих конфликтующих сторон.
Политической практикой выработаны некоторые общепризнанные положения, которые необходимо учитывать при урегулировании конфликтов: в Конституции должны содержаться законодательные основы механизма разрешения конфликтов; необходимо стремиться к достижению как можно большей сферы согласия между конфликтующими сторонами; необходимо локализовать конфликт, четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных факторов; избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта; не допускать промедления в принятии и реализации конструктивных решений, так как фактор времени в разрешении конфликта часто является одним из решающих условий успеха; использовать накопленный опыт урегулирования конфликтов с учетом их национальной специфики. Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и прикладная политология выявляет ряд методов урегулирования политических конфликтов
Методы урегулирования конфликтов |
Способы применения |
«Избегание» конфликта |
Временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др. |
Подмена конфликта |
Перемещение его в иную плоскость |
Конфронтация |
Жесткие, «революционные» решения |
Приспособление |
Действия, акции, направленные
на самостоятельную выработку |
Откладывание |
Временная уступка сильному оппоненту |
Примирение сторон |
Сближение позиций через посредника |
Третейское разбирательство или арбитраж |
Обращение в судебные органы |
Переговоры |
Наиболее распространенный и перспективный способ разрешения политических конфликтов |
Альтернативное разрешение конфликтов |
Конфликт регулируется самими участниками путем взаимного сотрудничества и достижения соглашения |
Каждый из этих методов обладает рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта. В любом случае выбор конкретных методов урегулирования должен обеспечивать предотвращение наступления насильственной стадии конфликта; разрешение противоречий, вызвавших конфликт; снижение уровня противостояния сторон и переход к поиску совместного решения проблемы. Наиболее благоприятным результатом разрешения конфликта является достижение консенсуса.
Предотвращение и урегулирование конфликтов
Центральная проблема конфликтов –
контроль над ними или их регулирование.
Регулирование конфликтов преследует
цели ограничения интенсивности и масштаба
конфликтов путем разработки и применения
системы мер.
Политическая практика и теория выработала
некоторые всеобщие формы и способы предотвращения,
регулирования и разрешения политических
конфликтов. В их числе – компромисс и
консенсус.
Несмотря на то, что в большинстве случаев
политические силы стремятся к контролю
за конфликтами с целью их действительного
урегулирования, к контролю за конфликтами
стремятся и те силы, которые заинтересованы
не в урегулировании, а в их обострении,
для создания эффективной для себя ситуации.
Например, постоянно оспаривая условия,
которые предлагают власти, оппозиционные
силы ставят их перед необходимостью ужесточать
свои требования. Это дает повод обвинить
власти в их недемократизме. С другой стороны,
правящие элиты нередко выдвигают неприемлемые
условия для сотрудничества с оппозицией,
делая это либо для истощения ее сил, либо
для компрометации в глазах общественного
мнения, как не стремящейся к общественному
согласию.
В качестве субъекта управления конфликтом
могут выступать как одна из сторон конфликта,
так и непосредственно не участвующая
в нем сторона, которая заинтересована
в его урегулировании.
Поиск технологий регулирования конфликтов
неизбежно предполагает решение следующих
универсальных задач:
Задача препятствия
Задача вывода всех теневых, латентных,
неявных конфликтов в открытую форму.
Решается для уменьшения неконтролируемых
процессов и следствий данного
взаимодействия, во избежание внезапных,
обвальных потрясений, на которые
невозможно будет правильно и
оперативно отреагировать.
Задача минимизации степени
^
Завершение конфликта
Завершение конфликта
Подавление одного из субъектов
конфликта путем его полного
вытеснения за рамки политического
поля.
Достижение компромисса между
субъектами политического конфликта.
В этом случае субъекты делают взаимные
уступки в целях
Преобразование политической структуры,
в рамках которой возник конфликт
с целью исключения всех конфликтных
факторов старой системы. В этом случае
не гарантируется отсутствие новых
конфликтов, но все прежние конфликты
разрешаются. Типичные формы такого
завершения – реформы. В случае,
если органичного снятия не происходит,
возникают радикальные способы устранения
противоречий старой системы – политические
и социальные революции.
Первые два способа относятся
к урегулированию конфликтов.
Идеальным завершением конфликта является
устранение его предмета и почвы. Подавление
одного из субъектов конфликта не достигает
этой цели. Такое завершение конфликта
называют его разрешением.
Методы урегулирования конфликтов
Можно выделить следующие стратегии
поведения субъектов конфликта,
с помощью которых они могут
достигать своих целей, в том
числе и урегулирования конфликта:
избегание конфликта, подмена конфликта,
конфронтация, приспособление, откладывание
конфликта, примирение сторон, арбитраж,
переговоры.
Создание благоприятного для разрешения
политического конфликта соотношения
сил приводит в действие процедуру переговоров.
Однако положительный результат возможнен
только в случае, если субъекты конфликта
проявят к тому политическую волю, способность
вести переговоры, склонность к компромиссам.
Переговоры включают в себя:
взаимное уяснение позиций сторон;
выявление зоны и уровня конфронтационных
притязаний;
нахождение неконфронтационного поля
(зона взаимных уступок);
выявление условий компромисса;
выявление предмета взаимных уступок
с целью ослабления конфликта
или недопущения его срыва
в деструктивную фазу;
определение мер и форм гарантии
достигнутого соглашения.
Наиболее благоприятным
Консенсус – универсальный принцип демократии,
позволяющий разрешать и предупреждать
противоречия и конфликты, снимать напряженность
в обществе, достигать согласия по спорным
вопросам. Принцип консенсуса предполагает
учет мнения как большинства, так и меньшинства.
Его достижению способствует высокий
уровень жизни, уважение прав и свобод
человека, наличие толерантности (терпимости)
в обществе, существование институциональных,
проработанных государством форм разрешения
конфликта, этническая и религиозная однородность
общества. Впервые понятие консенсуса
было введено в политическую практику
О. Контом.
Существует два основополагающих принципа
консенсуса: