Лекции по социологии политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:37, курс лекций

Описание работы

2 Внутриполит и межгос-ные конфликты.
3 Пути предотвращения, способы урегулирования и разрешения соц. полит. конфликтов.
5 тема "Электорат и выборы в органы гос власти"
1Выборы в органы власти как соц- полит институт и полит процесс.
2Избирательная система как регулятор выборов

Файлы: 1 файл

4-5 семинар соц политика.docx

— 36.21 Кб (Скачать файл)

поддержка решения большинством участвующих в его принятии;

отсутствие прямых возражений против принятия решения со стороны  хотя бы одного из участников.

 
Таким образом, консенсус – это  не единогласие, но отсутствие прямых возражений при признании нейтральной  позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как  добиться полного единогласия среди  участников при решении спорной  проблемы вряд ли возможно.

 

1. Одним из показателей и условий реальной демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. Существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно - территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т. д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании. В ходе выборов разные группы населения имеют легальные возможности выступать с собственными требованиями и бороться за свои цели.

В политической системе общества выборы выполняют целый ряд значимых социально - политических функций. Среди  них политологи традиционно выделяют следующие.

Во-первых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным  гражданам и социальным группам  сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а  в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых  соответствуют их запросам. В этом смысле выборы в демократическом  государстве принимают вид особого  политического рынка, где претенденты  на властные роли обменивают свои программы, платформы, обещания на полномочия, делегируемые избирателями.

Во-вторых, выборы выступают  одним из механизмов разрешения политических конфликтов.

В-третьих, выборы предстают  надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно-политические организации, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов, по мере того, как формируются и действуют разного рода каналы коммуникации и взаимодействия с избирателями.

К функциям выборов также  следует отнести политическую социализацию населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс.

Тем не менее, выборы сами по себе еще не обеспечивают прочного утверждения демократических институтов и прихода к власти достойных  и ответственных лидеров. Алексис  де Токвиль писал: «Для современной Америки редкое привлечение на государственные посты выдающихся людей – обычное явление. И нужно признать, что это стало происходить по мере развития демократии. Совершенно очевидно, что за последние полвека американские государственные деятели значительно измельчали»[143].

В данном случае мы видим  взаимосвязь избирательной системы и политической системы, ее влияние на такое интегральное свойство, как качественный уровень политической элиты.

Эффективность выборов зависит  от целого ряда факторов, в том числе  экономического порядка в виде развитых институтов рыночной экономики, многоукладного хозяйства и конкуренции, действующей  в рамках правового поля. Выборы для собственника, которому есть что  терять и защищать правовым способом - обязательное условие выражения  и защиты собственных интересов. Среди социальных условий эффективности  выборов ведущим можно признать сложившуюся социальную структуру  с ограниченным по своему весу и  влиянию слоем маргиналов и люмпенов и наличием многочисленного среднего класса, выступающего за политическую стабильность и правопорядок. Важная роль здесь также принадлежит  достаточно развитой политической и гражданской культуре, укорененным демократическим институтам и традициям.

В настоящее время конституции  большинства стран провозглашают  всеобщее избирательное право. Французский  политолог М. Дюверже дает следующее определение всеобщего избирательного права: «Строго юридически всеобщее избирательное право - это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями, связанными с имуществом и способностями. Это не означает, что все члены нации имеют равное право голоса»[144].

В демократических государствах избирательное право является сегодня "формально равным". Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.

Какие же требования, предъявляются  к демократическим выборам? Во-первых, демократические выборы должны быть периодическими. Демократические страны не выбирают диктаторов или президентов  пожизненно. Выборные официальные лица подотчетны народу и должны через  определенный срок продлевать свой депутатский  мандат[145].

Во-вторых, демократические  выборы должны быть конкурентными. Оппозиционные  партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний и передвижения. Избиратели могут выбрать из числа  альтернативных кандидатов.

В-третьих, демократические  выборы всегда представительны. Кандидаты  от различных политических партий представляют интересы различных социальных групп.

И, наконец, результаты выборов  являются окончательными, то есть они  определят тех, кто будет осуществлять руководство страной, или регионом. Так, в меморандуме ООН предлагается такое определение выборам: «Демократические выборы носят не просто символический  характер… Это конкурентные, периодические, представительные и окончательные выборы, в процессе которых граждане, обладающие свободой критиковать правительство, предлагать альтернативы, избирают лиц, принимающих основные решения в правительстве».

Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми (например, такие выборы проходят в Российской Федерации, Австрии, Бразилии, Ирландии, Мексике, Франции и других странах). Непрямые выборы, в свою очередь, подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается (например, такие выборы проходят в США, Аргентине). При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию (такие выборы существуют в Италии, Индии и других странах).

Избирательное право предполагает определение типа голосования в  ходе выборов, т. е. регламентацию основной процедуры избирательной кампании. Выделяют три основных типа голосования: альтернативное, кумулятивное, лимитированное.

Первое предполагает наличие  у пришедшего на избирательный участок  участника одного голоса, который  он может отдать «за» или «против» определенной кандидатуры.

Во втором варианте число  голосов у избирателя больше, чем  количество зарегистрированных кандидатов, избиратель может отдать все свои голоса одному из кандидатов, либо распределить их в известной пропорции сообразно  своим интересам.

В третьем варианте, при  лимитированном голосовании, у избирателя, по существу, число голосов меньше, чем число кандидатов. И он, как  и в предыдущем случае, имеет возможность  отдать их одному кандидату, либо распределить между несколькими.

Реже применяются и  другие способы голосования, в т. ч. так называемые рейтинговые системы, например, такие, как «плампинг». Она позволяет избирателю вычеркнуть либо оставить в бюллетене то число кандидатов, которое он сочтет необходимым. В итоге кандидат, набравший наибольшее число голосов, считается избранным.

«Пойнт система» предполагает примерно ту же процедуру, но без вычеркивания кандидата в бюллетене. При ней в бюллетене отмечается рейтинг кандидата (или избирательного объединения), например, баллами 1, 2, 3, 4, 5 и т. п. В таком случае выборы выигрывает тот кандидат, который получил наивысшие оценки своих избирателей.

 

2. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. Основными типами электоральных систем, которые используются в различных странах с теми или иными модификациями являются мажоритарная и пропорциональная. Они различаются:

По способу голосования  для избрания кандидатов в высшие органы власти.

По количеству партий и  их роли.

По способу формирования парламентского большинства.

При мажоритарной системе  для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов  избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство, голосов  никаких мандатов не получают. В  зависимости от того, какое большинство  требуется, мажоритарные избирательные  системы делятся на системы абсолютного  большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при  которых победитель должен получить больше половины голосов

(минимум 50% + 1 голос), и  системы относительного большинства  (США, Англия Канада и др.), где  для победы достаточно хотя  бы на немного опередить других  претендентов. Если не один кандидат  не получил свыше половины  голосов проводиться второй тур,  на котором представлены лишь  два кандидата (иногда во второй  тур допускаются все кандидаты,  набравшие в первом туре голосов  больше установленного минимума). Каждая из основных избирательных  систем имеет сильные и слабые  стороны.

Сильные стороны.

1. Сравнительная легкость  формирования правительства и  его большая стабильность. Это  достигается от побуждения партий  к коалициям ещё до выборов  путем распределения парламентских  мандатов, среди крупных партий  победителей.

2. Формирование устойчивых  связей между избирателями и  депутатами.

 

 

Слабые стороны.

1. Искажает во многом  реальную картину предпочтений  и волю избирателей. При ней  возможна ситуация когда партия  меньшинства побеждает. Это может  быть достигнуто за счет различной  степени концентрации в избирательных  округах сторонников различных  партий.

2. Зависимость выборов  от распределения избирателей  по округам. Создается опасность  манипулирования тенденциозного  нарезания избирательных округов.

В условиях остроконфликтного  общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку, полярно  разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ не на поиск позитивного решения  общественных проблем, а на критику  и прямое очернение противника, разжигая атмосферу ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

На преодоление этих и  некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит  в распределении мандатов пропорционально  голосам, полученными партиями или  коалициями. Её сильные стороны –  это представительство партий в  выборных органах в соответствии их реальной популярностью среди  избирателей. Слабые стороны – относительно меньшая стабильность правительства. Широкое представительство в  парламенте, различных политических сил не позволяет одной партии иметь устойчивое большинство и  побуждает к образованию коалиций, которые очень электичны и меньше последовательны.

Во-вторых, существует зависимость  выдвижения депутатов от позиций  парламента, бюрократии. В современном  мире применяются различные модификации  как мажоритарной, так и особенно пропорциональной системы. Многие страны стремятся максимально использовать достоинство каждой из них и смягчать их недостатки. В последнее десятилетие  некоторые организации используют косенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидатов или избирательной платформы. Практически - это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех кандидатов. И ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять балов, (если пять кандидатов), за второе - четыре и т.д. После голосования баллы суммируются, и по их количеству определяется победитель.


Информация о работе Лекции по социологии политике