Либерализм
Либерализм ассоциируются
с такими ставшими привычными для современного
общественно-политического лексикона
понятиями, как идея самоценности индивида
и его ответственности за свои действия,
идея частной собственности как необходимого
условия индивидуальной свободы, принципы
свободного рынка, свободной конкуренции
и свободного предпринимательства, равенства
возможностей, система разделения властей,
сдержек и противовесов и т.д.
Либерализм – философское
и общественно-политическое течение, содержащее
установку на обеспечение свободы личности
и других гражданских и политических прав
индивида и ограничение сферы деятельности
государства.
Либерализм представляет
собой гибкую и динамичную политико-философскую
систему, открытую влиянию со стороны
других течений и модифицирующуюся в соответствии
с новыми реальностями. В разные периоды
и в разных общественно-исторических и
национально культурных условиях он выступал
в разных формах. Не случайно свою книгу,
посвященную данной теме, английский исследователь
Дж. Грей озаглавил следующим образом:
«Либерализмы: очерки по политической
философии».
Но при всей своей
многовариантности либерализм имеет общие
истоки и определенный комплекс идей,
концепций, принципов и идеалов, в совокупности
делающим его особым типом философско-политической
мысли. Своими корнями либеральное мировоззрение
восходит к ренессансу, Реформации. У его
истоков стояли Дж. Локк, Ш.Л. Монтескьё,
И. Кант, А. Смит, В. Гумбольт, Т. Джефферсон,
Дж. Медисон, Б. Констан, А. Де Токвиль и
другие. На протяжении всего ХIХ века эти
идеи были продолжены и развиты И. Бентамом,
Дж.С. Миллем, Т.Х. Грином, Л. Хобхаузом,
Б. Бозанкетом и другими представителями
западной философско-политической мысли.
Существенный вклад в формирование либерального
мировоззрения внесли представители европейского
и американского Просвещения, французские
физиократы, приверженцы английской манчестерской
школы, представители немецкой классической
философии, классической политэкономии.
Как правило,
выделяют две исторически сложившиеся
либеральные традиции: англо-саксонскую
и континентально-европейскую. Наиболее
полно либеральный идеал воплотился в
англо-саксонских странах, особенно в
США. Здесь индивидуалистическому идеалу
была придана самодовлеющая значимость,
он рассматривался не просто как один
из многих элементов системы ценностей
и принципов функционирования буржуазного
общества, а как главная цель всякого разумного
общества вообще. В своих крайних формах
эта тенденция трансформировалась в различные
варианты анархизма, либертаризма и другие
разновидности индивидуалистического
радикализма.
Что касается
континентально-европейской традиции,
то в ней больший акцент делался на процессы
национальной консолидации и отказ от
всех форм экономического, политического
и интеллектуального авторитаризма. В
силу большого разнообразия исторических
условий в каждой из стран либерализм
обрел собственную окраску, поскольку
в них с различной степенью остроты вставали
проблемы обеспечения экономических свобод,
конституционных реформ или секуляризации
государства.
Либеральное
мировоззрение с самого начала тяготело
к признанию идеала индивидуальной свободы
в качестве универсальной цели. Более
того, гносеологической предпосылкой
либерального мировоззрения является
вычленение человеческой индивидуальности,
осознание ответственности отдельного
человека за свои действия как перед самим
собой, так и перед обществом, утверждение
представления о равенстве всех людей
в своем врожденном, естественном праве
на самореализацию. Если для Аристотеля
полис есть самодостаточная ценность,
а для консерватора Э. Берка «люди проходят,
как тени, но вечно общее благо», то у одного
из столпов либерализма Д. Локка отдельный
индивид, противопоставляемый обществу
и государству, – «хозяин своей собственной
персоны». Дж.С. Милль сформулировал эту
мысль в форме аксиомы: « Человек сам лучше
любого правительства знает, что ему нужно».
Именно индивидуализм
лежит в основе идеи права каждого человека
на жизнь, свободу и частную собственность,
принципа отождествления свободы и частной
собственности. С формированием и утверждением
идеи индивидуальной свободы все более
отчетливо вычленялись проблема отношений
государства и отдельного человека и соответственно
проблема пределов вмешательства государства
в дела индивида.
Классический
либерализм на первое место поставил свободного,
самостоятельного индивида как разумное
существо, независимую единицу социального
действия.
Спецификой либеральной
трактовки свободы выступает следующее:
Во-первых, понимание
свободы в либерализме носит по большей
части так называемый «негативный» характер:
она понимается прежде всего как свобода
от внешнего принуждения. Либералы выступают
за ликвидацию или смягчение различных
форм государственного и общественного
принуждения по отношению к индивиду.
Во-вторых, что
вытекает из первого, понимание свободы
в либерализме индивидуалистично: либералы
в своих рассуждениях исходят не из общества,
а из индивида, для них личность всегда
выше какой бы то ни было группы.
В-третьих, среди
всех свобод для либералов на первом месте
– свобода экономическая, свобода предпринимательства.
В классическом виде экономические постулаты
либерализма были сформулированы Адамом
Смитом, который выступал за «систему
естественной свободы» в экономике, за
полный простор частной инициативе.
В-четвертых,
отсюда вытекает и представление о роли
государства как «ночного сторожа». По
мнению сторонников классического либерализма,
«государства должно быть как можно меньше»,
оно должно лишь поддерживать элементарный
порядок и создавать условия для свободной
экономической деятельности. Из воззрений
Дж. Локка можно сделать следующий вывод:
верховный государственный орган следует
сравнивать не с головой, увенчивающей
общество, а со шляпой, которую можно безболезненно
сменить. Иначе говоря, общество – величина
постоянная, а государство – производное
от него.
При этом либерализм
ни в коем случае нельзя отождествлять
с апологией неограниченной, анархически
понимаемой свободы индивида делать все,
что ему заблагорассудиться, игнорируя
общепринятые в данном обществе нормы
и правила игры. Неотъемлемой составной
частью либеральной идеи свободы индивида
является не менее важный принцип ответственности
последнего перед обществом за свои действия.
Либерализм представляет
собой определенный образ мысли, противоположный
догматизму, схематизму, одномерности
и нетерпимости. Здесь нет однозначных,
раз и навсегда установленных норм и правил.
В этом контексте можно сказать, что гносеологические
и социально-философские корни либерализма
лежат в устремленности людей на приспособление
к изменяющимся условиям жизни и с этой
целью – на модификацию, пересмотр изживших
себя, устаревших социальных и политических
институтов, норм, ценностей.
Классическая
идеология либерализма претерпела значительную
эволюцию на пути приспособления к постоянно
изменяющимся условиям. Целая плеяда политических
теоретиков и практиков (Дж. Гобсон, Т.
Грин, Л. Хобхауз, Ф. Науман, В. Репке, В.
Ойкен, Б. Кроче, Дж. Дьюи и др.) разработали
комплекс новых идей, установок и принципов,
которые в совокупности получили название
«новый либерализм», или «социальный либерализм».
Прежде всего подверглись ревизии идеи
свободного рынка и свободной конкуренции.
Под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии
изначально присущий либерализму индивидуализм
был в значительной степени модифицирован
и уравновешен признанием значимости
коллективного начала и позитивной роли
государства в жизни общества. Были переосмыслены
вопросы, касающиеся характера взаимоотношений
общества, государственно-политической
системы и отдельного индивида, капитализма
и демократии, свободы и равенства, социального
равенства и справедливости.
Эти усилия породили
множество новейших модификаций либерализма,
что в значительной степени затрудняет
поиски общих знаменателей этой идеологии
как четко очерченного и окончательно
оформившегося типа или течения общественно-политической
мысли. Все же можно в этой мозаике выделить
два более или менее очерченных блока,
каждому из которых присущ комплекс некоторых
общих идей и принципов к важнейшим вопросам,
стоящим перед обществом.
В первом случае
речь идет об идейно-политической конструкции,
которая в крайних своих проявлениях тяготеет
к либертаризму с его негативной трактовкой
свободы, концепцией минимального государства,
приверженностью принципам laissez faire, свободного
рынка и т.д. Это течение, иногда в западноевропейских
странах называемое неолиберализмом,
в США соответствует чикагской школе.
Это, по сути, экономические консерваторы,
повторяющие с определенными модификациями
отдельные положения классического либерализма.
Представители
второго течения занимают некое среднее
положение между социал-демократией и
консерватизмом и выступают за далеко
идущие реформы в социальной и экономической
сфере. Именно это течение берется в качестве
основного компонента современного либерализма.
Его можно условно назвать «социальный
либерализм». В вопросе о взаимоотношениях
отдельного индивида, государства и общества
одно из центральных мест в этой редакции
либерализма отводится переосмыслению
роли государства в экономической и социальной
сферах, делается акцент на необходимость
развития социальных программ.
Вместе с тем,
осознав факт возрастания негативных
последствий чрезмерно разросшейся бюрократии
и государственной регламентации в экономической
и социальной сферах, либералы выступают
за стимулирование рыночных механизмов
при одновременном сокращении регулирующей
роли государства.
В течение своего
более чем двухсотлетнего существования
либерализм эволюционировал от позиции
безусловной защиты идеи негативной свободы
к позиции отстаивания идеи позитивной
свободы. У современных либералов этот
подход в наиболее четкой форме представлен
«институциональным либерализмом». Ж.М.
Вару, известный французский политолог,
пишет, что либерализм отнюдь не ограничивается
сферой экономики и представляет собой
одновременно «политическую философию
и философию права». Суверенитет индивида
требует для утверждения два условия:
«Он должен быть институциональным и ответственным».
«Меньше государства, - как подчеркивает
Ж.М. Вару, - означает больше права».
В либерализме
важное место занимает вопрос о справедливости
общественно-политической системы. Либералы
убеждены, что любая законная и эффективная
форма правления должна основываться
на принципах справедливости. Позиции
либералов наиболее четко сформулировал
Дж. Роулс. Предложенная им теория в последние
два-три десятилетия пользуется наибольшей
популярностью. «При отсутствии определенной
меры соглашения о том, что есть справедливое
и несправедливое, – писал Дж. Роулс, –
людям гораздо сложнее результативно
координировать свои планы для достижения
устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.
И поскольку концепция справедливости
определяет права и обязанности, а также
распределительные отношения в обществе,
то ее действенными способами можно решить
проблемы продуктивности, координации
и устойчивости общества. Из всего этого
следует широкий контекст справедливости:
предпочтительнее та теория, результаты
которой наиболее желательны людям». По
Дж. Роулсу, «несправедливость становится
терпимой, если необходимо избежать еще
большей несправедливости».
Однако, по мнению
либералов, справедливость – это прежде
всего «политическая справедливость»
или «формальная справедливость», определяющая
общепринятые законы и принципы, обеспечивающие
свободы и права всех граждан. Большинство
либералов отдает предпочтение равенству
возможностей перед социальным равенством.
Введение
Важными политическими идеологиями
и социально-политическими течениями современности являются
либерализм, консерватизм, социал-демократия,
коммунизм и фашизм, а также неолиберализм
и неоконсерватизм.
Либерализм стал исторически
первой формой идеологий в Новое время.
Он оформился в борьбе против феодальных
порядков в XVII–XVIII вв. С тех пор вплоть до
настоящего времени либерализм является
одним из ведущих направлений в области социально-философской,
политической мысли и одним из влиятельнейших
социально-политических течений.
Либерализм имеет много ипостасей
как в историческом, так и в национально-культурном
и идейно-политическом измерениях. В трактовке
основополагающих вопросов, касающихся
взаимоотношений общества, государства
и отдельного индивида, либерализм представляет
собой весьма сложное и многоплановое
явление, проявляющееся в различных вариациях,
отличающихся как внутри отдельных стран,
так и особенно на межстрановом уровне.
Он ассоциируется с такими ставшими привычными
для современного общественно-политического
лексикона понятиями и категориями, как
идеи самоценности индивида и соответственности
за свои действия; частной собственности
как необходимого условия индивидуальной
свободы; свободного рынка, конкуренции
и предпринимательства, равенства возможностей
и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов;
правового государства с принципами равенства
всех граждан перед законом, терпимости
и защиты прав меньшинств; гарантии основных
прав и свобод личности (совести, слова,
собраний, создания ассоциаций и партий
и т.д.); всеобщего избирательного права
и т.д.
Очевидно, что либерализм
- это комплекс принципов и установок, которые лежат в основе
программ политических партий и политической
стратегии того или иного правительства
или правительственной коалиции либеральной
ориентации. Вместе с тем либерализм -
это не просто некая доктрина или кредо,
он представляет собой нечто неизмеримо
большее, а именно тип и способ мышления.
При всей своей многовариантности либерализм
имеет общие корни и определенный комплекс
концепций, идей, принципов и идеалов,
в совокупности делающих его особым типом
общественно-политической мысли. В силу
необъятности проблемы и невозможности
втиснуть в рамки одной главы все нюансы
и оттенки, разновидности и переходные
ступени здесь основное внимание концентрируется
на общих для всех вариантов либерализма
концепциях, идеях и принципах.
Термин либерализм
происходит от латинского ''liberalis'' - свободный,
имеющий отношение к свободе. В древнеримской
мифологии бог Либер соответствует древнегреческому
богу Дионису. У древних греков он олицетворял
экстаз, энергию, избыток жизненных сил,
их раскрепощение''. Из этого закономерно
вытекает то, что все определения либерализма
включают в себя идеи личной свободы индивида,
не скованной рамками традиций.
Либеральная теория
первоначально сформировалась на Западе,
точнее, в ряде стран на берегах Северной
Атлантики. Причём исходно она не составляла
некой единой школы общественной мысли:
так, существовали значительные различия
между английской, американской и французской
либеральными традициями, складывавшимися
приблизительно в одно и то же время, но
опиравшимися на разные теоретические
источники и, что даже более важно, решавшие
разные исторические задачи. Позднее либеральные
идеи были перенесены и в другие страны,
однако перенос этот сопровождался существенной
трансформацией, ибо исходно эти идеи
формулировались как ответ на вопросы,
поставленные в совершенно ином историческом
контексте.
Главные постулаты либерализма,
выражающие философско-мировоззренческую
основу учения, сложились в антифеодальной
борьбе,
ставившей задачи освобождения
от сословных и цеховых ограничений, произвола власти,
авторитета церкви. Либерализм органически связан
с развитием капитализма в Европе в XVII-ХVIII
веках и на ранних этапах представлял
собой средство борьбы, ''третьего сословия''
против абсолютизма. Поэтому содержание
либерализма первоначально определялось
интересами и стремлениями купцов, владельцев
крупных и мелких мануфактур, которые
стали стремиться к власти после антифеодальных
революций. Появившийся класс торговцев
и промышленников нуждался в экономической
свободе, в социальных институтах, в которые
избирались бы их представители и обеспечивали
им независимость от прихотей монарха,
земельной аристократии и клерикалов.
Социально-экономические аспекты становления
капитализма и либерализма были обстоятельно
проанализированы К. Марксом.
Кульминацией движения
за предоставление социально-экономических
свобод и прав новому классу, как правило,
считают славную революцию 1688 года в Англии.
В защиту и оправдание этой революции энергично выступил
крупнейший философ XVII века Джон Локк (1632-1704).
''Центральное место занимала разработанная
им теория ''естественных прав'', к которым
он прежде всего относил право человека
на жизнь, свободу и собственность''. Теория
Локка о ''естественных правах'' напрямую
связана с идеей ''общественного договора''
в соответствии с которой государство
возникло в результате договора между
людьми, и основная цель деятельности
государства - защита естественных прав
граждан.
Либерализм XIX в. предстаёт
как идеологическое направление, которое
выражало интересы сформировавшегося
к тому времени класса буржуазии, требовавшего
замены феодальных производственных отношений и зависящей от
них системы общественных отношений капиталистическими.
С этого момента и до настоящего времени
либерализм является доминирующим идейно-политическим
течением, для которого проблема политической
власти - одна из центральных.
В Восточной Европе
и СССР анализом идей либерализма занимались
такие ученые-обществоведы, как М.М. Антонович,
В.Н. Борисенко, А.В. Валюженич, К.С. Гаджиев,
Н.Н. Деев, Л.В. Епина, А.Н. Загородников,
А.А. Кара-Мурза, В. Кузин, Г.Н. Леонова, В.В.
Леонтович, В.С. Нерсесянц, Е.В. Осипова,
А.В. Улюкаев и многие другие. Среди них
социологи, историки, философы, юристы,
политологи, экономисты. Отсюда - разнообразие
подходов к анализу либеральной мысли:
либерализм как политико-юридическая
концепция (К.С. Гаджиев, В. Кузин, В.С. Нерсесянц),
как философское направление и социальная
теория (М.М. Антонович, А.Б. Гофман, А.А.
Кара-Мурза), как экономическая теория
(А.В. Улюкаев). Ряд исследований посвящён
более детальному изучению творчества:
Бентама, Милля, Спенсера (Н.Н. Деев, В.В.
Кузин, В.Н. Борисенко, Г.Н. Леонова, Е.В.
Осипова и другие), представителей русского
либерализма (В.В. Леонтович, Л.В. Епина).
В последней трети XIX
века начал складываться новый тип либерализма,
часто обозначаемый в литературе разными
терминами: ''неолиберализм'', ''социальный
либерализм'', ''либерал-реформизм''. Появился
он как ответ на тяжёлый кризис либеральной
идеологии. Он возник, когда ''партия движения''
XIX века превратилась в ''партию статус
кво'', во многом отодвинув на задний план
интересы самого значительного политического
движения того времени - рабочего движения.
Истоки этого кризиса лежали в обострении
антагонизма между ''равенством'' и ''свободой''.
Его углубление произошло, когда распалось
''третье сословие'' и в качестве самостоятельной
политической силы выступил рабочий класс.
Либеральное движение, сориентировавшись
на ''порядочный'' средний слой и перестав
включать в себя силы, выступающие против
статуса кво, в конце концов, перешло на
сторону своих бывших врагов, сблизившись
с консервативной идеологией.
Таким образом, либерализм
и неолиберализм в научной литературе исследуется достаточно
широко и многосторонне. Этот анализ идет
и в русле изучения этих идеологии как идейно-политического течения или
отдельных
его сторон, и как исследование
теоретических взглядов его наиболее выдающихся
представителей.
1. Классический либерализм