Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 11:35, творческая работа
Либерализм ассоциируются с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями, как идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия, идея частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы, принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства, равенства возможностей, система разделения властей, сдержек и противовесов и т.д.
Большинство исследователей
либеральной политической идеологии считают временем
её зарождения - конец XVII века, а идейным
ядром - теорию ''общественного договора''.
Наиболее полное, завершённое развитие
идеи этой теории получили в работах Джона
Локка (1632-1704), Шарля Монтескье (1689-1755) и
Жан-Жака Руссо (1712-1778).
В целом либеральное
Процессу появления
Идеи основоположника
либерализма Джона Локка об ''Естественных
правах'' гражданина: на жизнь, свободу,
собственность; о разделении ветвей власти
пришлись в Англии после Славной революции
1688 года как нельзя кстати. Его политологические
наработки были активно использованы
в конституционном оформлении Английского
государства конца XVII - начала XVIII века.
Это случилось, прежде всего, потому, что
Джон Локк стал выразителем интересов
широких слоёв населения, прежде всего
самого активного - ''третьего сословия''.
В противоположность прежним
представлениям о том, что индивид обладает
политическими, экономическими и иными правами лишь
постольку, поскольку он является полноправным
гражданином, как считалось в эпоху античности,
или в силу того, что принадлежит к
В отличие от Гоббса,
Локк и Монтескье рассматривали
Очевидно, что свобода понималась
приверженцами либерализма в негативном
смысле, то есть в смысле свободы от политического,
церковного и социального контроля со
стороны феодального государства. Борьба
за свободу для них означала борьбу за
уничтожение внешних ограничений, накладываемых
на экономическую, физическую и интеллектуальную
свободу человека. Эту позицию А. Берлин
сформулировал следующим образом: "Я
свободен настолько, насколько в мою жизнь
не вмешиваются другие". Поэтому классический
либерализм объявил потерявшими силу
все формы наследственной власти и сословных
привилегий, поставив на первое место
свободу и естественные способности отдельного
индивида как самостоятельного разумного
существа, независимой единицы социального
действия.
Именно индивидуализм
лежит в основе права каждого человека на
жизнь, свободу и частную собственность
(а в отдельных редакциях - на стремление
к счастью), в основе принципа отождествления
свободы и частной собственности, которые
в совокупности стали могущественной
стимулирующей силой развития производительных
сил, общественно-исторического развития,
формирования и утверждения политической
демократии. Здесь частная собственность
рассматривается в качестве гаранта и
меры свободы. "Идея свободы, - писал
В. фон Гумбольдт, - развивается только
вместе с идеей собственности, и самой
энергичной деятельностью мы обязаны
именно чувству собственности". При
этом исходили из постулата, что плоды
деятельности не могут быть отчуждены
от самого субъекта деятельности, поскольку
они являются его сущностным продолжением.
Именно из экономической свободы выводилась
политическая и гражданская свобода. Как
бы воплощением индивидуализма и права
частной собственности в экономической
сфере выступают принципы свободного
рынка и свободной конкуренции, реализация
которых обеспечила беспрецедентные темпы
интенсивного и экстенсивного роста производительных
сил.
С формированием и утверждением
идеи индивидуальной свободы все более отчетливо
вычленялись проблема отношений государства
и отдельного человека и, соответственно,
проблема пределов вмешательства государства
в дела индивида. Сфера индивидуальной
активности человека, не подлежащей вмешательству
со стороны внешних сил, рассматривалась
как сфера реализации естественной свободы
и, стало быть, естественного права. Поскольку
это право призвано защищать отдельного
человека от неправомочного вмешательства
в его личную жизнь со стороны государства
или церкви, оно является формой "юридического
протестантизма". Адепты естественного
права исходили из идеи, согласно которой
человек появился на свет раньше общества
и государства. Уже в дообщественном, догосударственном,
"естественном" состоянии он был
наделен некоторыми неотчуждаемыми правами,
руководствуясь которыми каждый получал
то, что заслуживал.
Исходя из этого постулата,
были сформулированы политэкономическая,
правовая система и государственно-
Суть идеи государства-"ночного
сторожа" состояла в оправдании так
называемого минимального государству,
наделенного ограниченным комплексом
самых необходимых функций по охране порядка
и защите страны от внешней опасности.
Здесь приоритет отдавался гражданскому
обществу перед государством, которое
рассматривалось как необходимое зло.
Из воззрений Дж. Локка, например, можно
сделать следующий вывод: верховный государственный
орган можно сравнивать не с головой, увенчивающей
общество, а с шляпой, которую можно безболезненно
сменить. Иначе говоря, общество -постоянная
величина, а государство - производное
от него.
Признавая за либерализмом
приоритет в формулировании концепции государства-
"ночного сторожа", следует вместе
с тем иметь в виду, что его представители,
особенно умеренного крыла, отнюдь не
отвергали позитивные функции государства
во всех без исключения сферах общественной
жизни. Напомню здесь о том, что для либералов
с самого начала была аксиомой мысль об
обязанности государства защищать права
и свободы отдельного человека. В этом
смысле исключительно важное место в либерализме
занимал постулат, по-разному сформулированный
А. Смитом и И. Кантом. Первый говорил, что
собственность дает права, но эти последние
нужно использовать таким образом, чтобы
не нарушать права других членов общества.
Как утверждал Кант, "свобода кончается
там, где начинается свобода другого человека".
В обоих случаях подразумевалось действие
государства по защите прав и свобод человека.
Но у либералов речь
шла не только о таких имманентно присущих
государству прерогативах и полномочиях,
как обеспечение правопорядка внутри
страны и защита национального суверенитета
и территориальной неприкосновенности
от притязаний извне. Симптоматично, что
основатели либерализма прямо предписывали
государству ответственность за материальное
обеспечение неимущих слоев населения.
Так, рассматривая в качестве главной
обязанности государства "стоять на
страже" прав личности, И. Кант вместе
с тем говорил о необходимости со стороны
государства помочь бедным и с этой целью
облагать богатых специальным налогом,
"предназначенным для поддержки тех
членов общества, которые не в состоянии
жить своими средствами", тем самым
помогая им осуществлять свои права. Достаточно
прочитать соответствующие страницы "Богатства
народов", чтобы убедиться в том, что
один из зачинателей либеральной политэкономии
и концепции государства- "ночного сторожа"
безоговорочно поддерживал позитивную
роль государства, когда речь шла о материальной
поддержке неимущих и обездоленных слоев
населения.
В либерально-демократической
Либерализм и демократия
обусловливают друг друга, хотя их и нельзя
полностью отождествлять друг с другом.
Под демократией понимается форма власти,
и с этой точки зрения она представляет собой учение
о легитимизации власти большинства. Либерализм
же подразумевает границы власти. Существует
мнение, что демократия может быть тоталитарной
или авторитарной, и на этом основании
говорят о напряженном состоянии между
демократией и либерализмом. Но это, на
мой взгляд, явное недоразумение, основывающееся
на подмене понятий. Если рассматривать
его с точки зрения форм власти, то очевидно,
что при всей внешней схожести отдельных
атрибутов (например, принцип избрания
путем всеобщего голосования, который
в тоталитарной системе был формальным
и чисто ритуальным процессом, результаты
которого заранее были предопределены)
тоталитаризм (или авторитаризм) и демократия
по подавляющему большинству системообразующих
принципов представляли собой прямо противоположные
формы организации и реализации власти.
Новейшие тенденции и сдвиги
в развитии западного общества, характерные
для 70-80-х гг., оказали значительное влияние на
всю систему западной общественно-политической
мысли, на все ее течения, направления и школы.
Не является с этой точки зрения исключением
и либерализм. Поскольку значительная
доля ответственности за решение социальных
и экономических проблем в течение всего
послевоенного периода лежала на государстве
благосостояния, отождествляемом прежде
всего с социал-демократией и либерализмом,
то причину всех трудностей, вставших
в этот период перед капитализмом, стали
видеть именно в либерализме и социал-демократии.
Показателем разброда
и растерянности среди либералов стало
Подобные суждения
отражали состояние послевоенных десятилетий,
которое подтвердило факт действительного
ослабления позиций либеральных партий
(за исключением демократической партии
США), их отхода на периферию политической
жизни. Либерализм представленный в качестве
течения общественно-политической мысли
сохраняет значимость и в наши дни. Более
того, наблюдается своеобразный парадокс:
на фоне подрыва веры в либерализм у политиков
и избирателей есть оживление интереса
в академических и университетских кругах
к политической и социальной философии
либерализма. Хотя большинство либеральных
партий очутилось в состоянии глубокого
кризиса, сам либерализм, несмотря на все
трудности, сохраняет жизнеспособность.