Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:41, реферат
Описание работы
В начале XIX века в общественно- политический лексикон Европы вошло понятие «либерализм». Вначале он использовался в Испании, затем вошел в английский и французский, а вслед за ними и во все остальные крупные европейские языки. Большинство современных развитых стран живет при либерализме, а мы бьемся над этим почти 4 века а результатов никаких.
Индивидуализм- это совокупность
приоритетов интересов индивидов перед
интересами обществ или групп. Индивидуализм
получал разное обоснование: от онтологических
концепций, в которой отдельный человек
предшествует обществу со всеми его естественными правами,
до этического понимания индивидуальности как высшей
ценности. Он воплощался в разных интерпретациях
взаимоотношений личности и общества: от
представления об обществе как о механической сумме индивидов,
реализующих собственные интересы, до
более комплексного подхода, в рамках которого человек рассматривается как существо социальное,
нуждающееся одновременно и в сотрудничестве
с другими людьми, и в автономии. Однако идея
прав индивида, из которой вытекают основные
требования к общественному устройству,
несомненно лежит в основе всех либеральных теорий, отличая их
от нелиберальных подходов.
Идеалом либерализма является
общество со свободой действий для каждого,
свободным обменом политически значимой
информацией, ограничением власти государства
и церкви, верховенством права, частной
собственностью и свободой частного предпринимательства.
Современный либерализм отдаёт предпочтение
открытому обществу, основанном на плюрализме
и демократическом управлении государством,
при условии защиты права меньшинства
и отдельных граждан.
Главный принцип либерализма–
ограниченность верховной власти. Если
Гоббс доказывал, что верховная власть
не может не быть абсолютной, то Локк –
что верховная власть не может не быть
ограниченной. Либеральные требования
ограничения государственной власти не
следует толковать будто одно власти запрещено,
все остальное разрешено. Одной из главных
проблем является определение что власти
разрешено. Поэтому мы применяем принцип
свободы прав и обязанностей власти. Принцип
свободы – необходимое дополнение либерального
требования ограниченности, ибо без него
это требование неработоспособно: как
может работать требование, чтобы власть
делала только то, что ей разрешено, если
то, что ей разрешено, не определено?
Другими словами, принцип свободы
требует от закона не только всеобщности
и равенства, но и защиты от принуждения,
т.е. в конечном счете защиты самой свободы,
поскольку свобода и отсутствие принуждения.
С точки зрения либералов, государство
существует лишь для того, чтобы защищать
человека от насилия со стороны других
людей или групп и расширять рамки осуществления
индивидуальной свободы.
Базовая ценность либерализма,
как следует уже из названия этой идеологии,
состоит в свободе личности. Духовная
свобода – это право на выбор в религиозном
вопросе, свобода слова. Материальная
свобода – это право на собственность,
право купить и продать из соображений
собственной выгоды. Политическая свобода
– свобода в буквальном смысле слова при
соблюдении законов, свобода в политическом
волеизъявлении. Права и свободы личности
имеют приоритет над интересами общества
и государства.
На сегодняшний день российский
либерализм переживает кризис, и в этом
практически нет сомнений. Русский либерализм
потерпел поражение потому, что пытался
игнорировать, во-первых, некоторые важные
национально-исторические особенности
развития России, во-вторых, жизненно важные
интересы подавляющего большинства российского
народа. И смертельно боялся говорить
правду. Причина кризиса русского либерализма
— не в идеалах свободы, не в системе, а
в людях. Те, кому судьбой и историей было
доверено стать хранителями либеральных
ценностей в нашей стране, со своей задачей
не справились.
Идеология свободного рынка
вполне захватила поколение молодых активных
россиян, которые могли бы голосовать
за СПС, но голосовали за «Единую Россию».
Более того, главные иконы российского
либерализма – Егор Гайдар и Анатолий
Чубайс – предпочли оппозиционной борьбе
деятельное сотрудничество с Кремлем.
А теперь и Никита Белых. В этом, собственно,
и состоит мнимый кризис либерализма.
Сегодня мы ясно видим капитуляцию
либералов. Эта капитуляция, конечно же,
не только вина либералов, но и их беда.
Еще в марксизме было точно подмечено,
что борьбу за интересы всегда наиболее
эффективно ведет та группа, у которой
есть своя политическая партия. И участие
в этом процессе либералов нельзя описать
словами "кризис лидеров" или "кризис
либерализма". Просто одни политические
силы в этом процессе вырвались вперед,
они побеждают, хотя, конечно, хотелось
бы понять, дозволенными ли методами. Другие
силы - на обочине. Может, группы не созрели,
может, интересы пока неосознанные и поэтому
еще не надо за них бороться. И тем не менее
либерализм в России не может умереть.
Потому что жажда свободы останется одним
из самых главных инстинктов человека
- хоть русского, хоть китайского, хоть
лапландского. Да, это сладкое слово "свобода"
многозначно. Но дух, который в нем присутствует,
неистребим, неискореним. Дух титана Прометея,
подарившего огонь людям. Дух Иисуса Христа,
говорившего, как право имеющий, а не как
книжники и фарисеи.
Причина кризиса – в нарушении
базовых либеральных принципов. И поэтому
кризис может означать теперь не крушение,
а шанс на восстановление либеральной
модели экономики. Основные принципы либерализма
– свобода и ответственность – тесно
связаны между собой. Эти принципы были
нарушены. Разрешение возникших проблем
будет носить долгосрочный характер, но
для этого надо вернуться к свободе собственника,
свободе предпринимателя, свободе гражданина.
К личной свободе и личной ответственности.
Благодаря неумелым действиям
реформаторов, возможности построения
в России свободного общества оказались
неосуществленными, а надежды несбывшимися.
Люди перестали рассчитывать на политический
плюрализм или гражданские свободы.
В 1991 году Россия переживала
кризис, который привел к низким ценам
на нефть и газ на мировом рынке. Пол руководством
Е. Гайдара правительство приняло решение
перейти к рыночным отношениям т.е. взять
курс на либерализацию. Одной из главных
задач либеральных реформ стала приватизация,
которая была обусловлена переходом государственной
собственности в частные руки. Либеральные
реформы ликвидировали товарный дефицит,
обеспечили внутреннюю конвертируемость
рубля и способствовали развитию рыночных
отношений, благодаря чему к 1999 г. экономический
спад остановился. 12 декабря 1993 года была
принята Конституция Российской Федерации
которая провозгласила широкие политические
и гражданские свободы граждан.
Многие полагают, что на сегодняшний
день для либерализма в России отсутствует
почва: широкий класс собственников и
политически активная интеллигенция.
Иными словами сегодня нет кризиса в стране,
- есть кризис либералов. Главной проблемой
либерализма в России является не поддержка
ее среди широких масс.
История развития
либерализма в России
В качестве идеологического
течения либерализм заявил о себе ещё
в дореформенное время. Многие славянофилы
и западники в той классической форме,
в какой они оформились в 40-е годы XIX века,
были в основном либералами. 60-е годы это
время возникновения либерализма как
общественного движения. Борис Николаевич
Чичерин (1828—1904 гг.) был прямым наследником
великих западников Т. Грановского, К.Д.
Кавелина. Он сформулировал теоретические
основы российского либерализма в его
«классическом виде. Чичерин считал необходимым
условием цивилизационного развития свободу
личности. Он в 50-х годах изложил программу
которая состояла в ликвидации феодальных
пережитков в экономике, отмене крепостного
права, невмешательстве государства в
экономическую сферу, свободе частного
предпринимательства, формировании частной
собственности. Государство и правительство
Чичерин считал единственной силой способной
реализовать эту программу. С этой целью
правительство должно было опираться
не на реакционеров и не на радикалов,
а на сторонников умеренных, осторожных,
постепенных, но неуклонных преобразований.
Чичерин считал идеальным политическим
строем для России конституционную монархию
и поддерживал самодержавие лишь в той
мере, в какой оно способствовало проведению
реформ. Теоретически он не отрицал неизбежности
революции и считал её одним из наименее
эффективных способов исторического действия
и предпочитал эволюционный путь общественного
развития. Эту политическую программу
сегодня квалифицируют как русский вариант
движения к правовому государству. Но
эти идеи были всего лишь чисто теоретическими
явлениями. Чичеринский либерализм совпадал
с классическим европейским и в отношении
к социалистическим идеям и социалистическому
движению. Теоретическая модель Б. Чичерина
отнюдь не была идеальной. Он преувеличивал
роль государства и правительства. Идеи
Чичерина так и не получили развития они
остались чисто теоретическим явлением.
Можно сказать, что история
либерализма в России берет свое начало
18 февраля 1762г., когда император Петр III
издал манифест «О даровании вольности
и свободы всему российскому дворянству».
Либеральные свободы проповедовали представители
дворянства. Царствование Александра
I можно считать эпохой наибольшего расцвета
идей либерализма в дворянской среде.
Император Александр Павлович стремился
окружить себя единомышленниками. Начиная
с 1801г., высшие государственные посты занимали
сторонники английского конституционализма:
канцлер А. Р. Воронцов, его брат, С. Р. Воронцов,
адмиралы Н. С. Мордвинов и П.В. Чичагов,
знаменитый реформатор М. М. Сперанский.
Сильно на мировоззрение этих сановников
повлияла Французская революция. Они опасались,
что такие потрясения может пережить и
Россия.
М. М. Сперанский сыграл большую
роль в развитии либерализма в России.
Он много времени отдает занятиям философией,
изучая труды Декарта, Руссо, Локка, Лейбница.
Сторонник конституционного строя, он
был убежден, что новые права обществу
обязана даровать власть. Вместе с тем
понимал, что Россия еще не готова к конституционному
строю, и начинать эти преобразования
нужно с реорганизации государственного
аппарата. Свои реформы Сперанский начал
в области образования. Еще на заре разработки
своих проектов реформ управления М. М.
Сперанский определил, благодаря чему
Россия может развиваться. Таких источников
он видел три: силы производительные, силы
народные — всех людей, составляющих державу,
— и силы духовные. Сперанскому удалось
реализовать лишь небольшую часть своего
плана. Реформы вызвали возмущение среди
знати, критикуя Сперанского, Н. М. Карамзин
утверждал, что для России «естественным»
является крепостное право. К 1812 г. у Сперанского
не осталось влиятельных союзников, он
был отправлен в отставку и в ссылку.
Либеральные политические
партии
Либеральными политическими
партиями называются те партии которые
стремятся к проведению в государственной
и общественной жизни начала либерализма.
В различных государствах, в зависимости
от общих политических условий, от роста
политического самосознания и культуры
народа, имеют различный характер и программы:
от более демократических и прогрессивных
до весьма буржуазно-умеренных и близких
к консервативным.
В любой индустриально развитой
стране либеральные партии имеют огромнейшее
влияние и вес в политической жизни. Реализация
основных задач либеральной демократии
видится прежде всего через сотрудничества
различных государств, усиление власти
парламентов; повышения парламентского
контроля над исполнительной властью
и увеличение ее эффективности; децентрализации
власти; юридической защиты прав личности
и человеческого достоинства; тщательного
уравновешивания вмешательства и невмешательства
со стороны государства с тем, чтобы примирить
интересы человека с интересами общества.
В различных государствах, в
зависимости от общих политических условий,
от роста политического самосознания
и культуры народа, имеют различный характер
и программы: от более демократических
и прогрессивных до весьма буржуазно-умеренных
и близких к консервативным.
В России общественное направление
либеральной мысли было представлено
сторонниками европеизации, модернизации
"сверху" отстаивавшими принципы
демократизации в частности Д. Милютиным,
К. Кавелиным, Б. Чичериным, М. Лорис-Меликовым.
Начало ХХ века появляется либерализм
нового типа представителями которого
были Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве,
П. Милюков. Российский парламентаризм
сыграл важнейшее значение в зарождение
и развитие партий в России. Работа в Государственной
думе Российской империи после выхода
"Манифеста 17 октября 1905 года" стала
составной частью политической деятельности
российских партий.
В 2003 году либеральные партии
СПС и «Яблоко» не прошли в Госдуму.
Отсутствие либералов в Думе
негативно скажется на общем качестве
парламента и политической направленности
страны. Во многом в этом виноваты сами
партии которые не имели внятную программу,
их лидеры не пользуются большой популярностью
и часть своего потенциала они используют
в борьбе друг с другом. Как бы мы не относились
к лидерам этих партий - это единственные
либеральные партии, которые у нас были.
После выборов были проведены переговоры
об объединении партий Яблоко и СПС в одну
правую партию, которые закончились безрезультатно.
В 2008 году в России учреждена
новая либеральная партия "Правое дело".
Партия образовалась в результате слияния
трех партий — Союза правых сил, Гражданской
силы и Демократической партии России.
Любая партия что реально реализовывать
свои программные заявления должна обладать
некоторыми свойствами такими как: пользование
широкой поддержкой народа и иметь реальный
административный ресурс. Если реально
смотреть на вещи то ни одна из объединившихся
в "Правое дело" партий не обладает
ни одним из из приведенных условий. Также
не одна партия из выше перечисленных
не входила в молодежные политические
объединения, а это является одним из важнейших
факторов успеха партии, которая рассчитывает
прийти на политическую сцену всерьез
и надолго.
Противоречия нынешней «либеральной
оппозиции» и власти сводятся, по-моему,
к тому, что либералы в 90-е годы сели на
все хлебные места, жили за счет власти,
но на власть эту поплевывали. Учили ее,
издевались над ней. Власти это надоело,
и «либералов» немного построили. Хочешь
хорошо жить – хвали власть. Берешь корм
с руки – служи и не вякай. Это по понятиям
правильно. В середине 1990-х либералы в
своем большинстве поддержали идею "либеральной
империи", а затем и действия государственника
Владимира Путина. Сегодня, разочаровавшись,
они возлагают надежды на "оттепель"
и модернизацию Дмитрия Медведева, вдохновляясь
его статьей "Россия, вперед!", выступлениями
с осуждением Сталина, докладом пропрезидентского
ИНСОРа и т.п. Хотя российская действительность
не дает никаких оснований сомневаться
в приверженности Медведева курсу предшественника,
некоторым либералам удается испытывать
гордость за власть и считать, что российское
государство "сегодня – при всех его
недостатках – является самым открытым
и свободным за всю его многовековую историю".